В течение целого месяца внимание всего циркового сообщества России было приковано к Самаре. Там судьбу Росгосцирка решала Ирина Олеговна Шатская. Вместо скипетра в руках у нее был судебный молоточек. И этим молоточком мировая судья Судебного участка №28 Ленинского района г. Самары царственно приколотила на двери Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» постановление о дисквалификации сроком на 6 месяцев генерального директора Владимира Шемякина. Заметим, постановление вынесено в разгар пандемии Covid-19, когда в судах рассматривались только самые неотложные дела).
Статья 17.7. Административного кодекса РФ, которую по убеждению самарской судьи якобы нарушил руководитель всех российских цирков, в частности, гласит:
«Умышленное невыполнение требований прокурора… влечет наложение административного штрафа… на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года». Какие именно требования прокурора Ленинского района Самары умышленно не выполнил живущий и работающий в Москве гендиректор Росгосцирка – понять очень сложно. В опубликованном судебном документе лишь говорится о некоем «акте прокурорского реагирования», в котором указано, что «сроки действия договоров аренды с ООО <ФИО8> и ИП <ФИО9> <ДАТА9> истекли и более не продлевались, арендаторам вручены уведомления об освобождении помещений».
В общем, судья судебного участка (даже не районного суда) решила наказать руководителя федерального Росгосцирка Владимира Шемякина за старый договор, подписанный задолго до его назначения, об установке на здании Самарского цирка оборудовании базовой станции сотовой связи. Эти документы об аренде, скорее всего, подписывал предыдущий руководитель Росгосцирка Сергей Беляков. (Что интересно, сейчас в цирковом сообществе считают, что как раз именно бывший экс-директор Беляков, недовольный своей отставкой, может быть одним из организаторов кампании по «дисквалификации» гендиректора Росгосцирка Владимира Шемякина.) Заметим, никто и нигде не утверждает, что новый гендиректор имеет личный интерес в антеннах на Самарском цирке. А прямую ответственность за юридические огрехи, которые вольно или невольно были допущены при составлении договоров, судя по всему, несет зам. гендиректора по коммерческой деятельности Татьяна Бушкова.
Когда Беляков несколько месяцев исполнял обязанности директора Росгосцирка, Бушкова отвечала за аренду федерального имущества, и у нее к тому времени уже был накоплен богатый опыт общения с сотрудниками прокуратуры. В частности, когда Бушкова была директором филиала «Цирк-сервис», она еще в апреле 2018 года обвинялась в нарушении порядка заключения арендных договоров по той же ст. 17.7 КоАП РФ, что и сегодня Владимир Шемякин, который, кстати, стал гендиректором Росгосцирка только в 2019 году.
По тем же установленным фактам прокурорами регионов Генеральная прокуратура передала настоящий вопрос в ФАС России:
«Как установила Комиссия ФАС России, в нарушение п.1 ч3. ст.17.1 Закона о защите конкуренции Росгосцирк передавал право пользования на недвижимое госимущество под коммерческие цели (продажу сувениров, игрушек, буфетное обслуживание и др.) без проведения торгов. Такая незаконная схема распределения госимущества была зафиксирована в филиалах ФКП «Росгосцирк» в Брянской, Воронежской, Ростовской, Саратовской, Волгоградской и Нижегородской областях, Ставропольском и Краснодарском краях. Росгосцирку выдано предписание об устранении нарушений. В будущем, передача таких прав должна осуществляться на торгах. Заключение договора на право пользования госимуществом по итогам проведения торгов позволяет заключить такой договор на конкурентной основе: среди широкого круга участников и по наилучшей цене», - подчеркнул заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян».
Можно предположить, что Бушкова, два советника гендиректора – Беляков и Авраменко, а также зам. гендиректора по правовым вопросам Губенко, сговорившись, могли попросту подставить своего нового руководителя, ведь они знают о проблеме с договорами уже 2 года. Знали, но намеренно не докладывали об этой «мине замедленного действия» Шемякину?
Но мировую судью такие детали не интересовали. По ней – наказывать так сразу руководителя федерального уровня, чего мелочиться.
Впрочем, судебный молоток судьи судебный участок № 28 Ленинского района Самары недолго угрожал Росгосцирку. 22 июня состоялась апелляция и Ленинский суд Самары отменил нелепое решение мирового суда о шестимесячной дисквалификации гендиректора Росгосцирка.
«Производство по делу, - сообщил адвокат Шемякина, - было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, решение вступило в силу».
По мнению адвоката Алексея Добрынина, суд учел доводы о незаконности требований районного прокурора, «которые послужили основанием для принятия незаконного решения об отстранении».
В общем, в Росгосцирк постучались из театра абсурда, но непрошенным гостям очень быстро объяснили, что они ошиблись адресом.
И в этой связи интересно разобраться почему очередная нелепая атака на «Российскую государственную цирковую компанию» вновь была инспирирована из Самары. (О первом самарском ушате «черного пиара» «Версия» писала в начале июня в статье «На Росгосцирк напала шайка «неслухов»). Расследование показало, что у «партии бывших», недовольных тем, что новый руководство прекратило финансовую вольницу, есть близкие контакты с «организованным сообществом» из Самары.Закваска лихих 90-хВсе даже маломальские государственные проверки предприятий заносятся в электронные бизнес-картотеки. Так, согласно реестру «Контур. Фокус», в 2019 году Самарский цирк проверяли дважды: пожарная инспекция и администрация Ленинского района Самары.
В обоих случаях «нарушения не выявлены».
Как видим, прокурорские проверки в картотеке никак не отмечены. И это, к сожалению, вызывает недобрые воспоминания о способах ведения бизнеса в лихие 90-е. Тогда, например, судья и прокурор из далекого кавказского селения запросто могли признать незаконной деятельность директора московского предприятия, затем приезжие милиционеры, потрясая золотыми пистолетами, захватывали столичную собственность.
Организатором такой нехитрой схемы захвата, как правило, был авторитетный земляк, или влиятельный клан, который промышлял криминальным бизнесом далеко за пределами горной республики.
В нашем случае, по мнению ряда осведомленных представителей циркового сообщества, в роли таких «авторитетных земляков» выступают Александр Авраменко, бывший директором Самарского цирка с 2011 по 2014 год, и его предшественник на этом посту Василий Браташ (2006 – 2011). Оба – коллеги Сергея Белякова и Татьяны Бушковой, все вместе работали над освоением бюджета Росгосцирка.
Авраменко возглавил цирк в 28-летнем возрасте, хотя до этого к цирковой арене никакого отношения не имел. Этот недостаток профессионального опыта, видимо, с лихвой компенсировало то, что его отец занимал пост главы Куйбышевского района Самары.
До прихода в цирк Авраменко занимался торговлей алкоголем и недвижимостью. А в тот год, когда молодой сын главы района вдруг назначается гендиректором цирка, он учреждает еще один совершенно новый для себя бизнес, а именно так называемый «Самарский центр микрофинансовой деятельности». И nota bene: равноправным партнером Авраменко становится один из лидеров местной организованной преступной группировки (ОПГ) «Индейцы» Алексей Вейман.
Известная далеко за пределами Поволжья ОПГ «Индейцы» «поднялась» в 1990-е годы, воруя нефть из трубопроводов, принадлежавших нефтеперерабатывающим предприятиям Новокуйбышевска. Веймана называли «мозгом» этой ОПГ и он носил, выражаясь на блатном языке, погоняло (кличку) Очкарик. В 2012 году Forbes уделил Вейману несколько страниц в статье под заглавием «Русская мафия и американские нефтяники: что их связывает?», в которой, в частности, говорилось:
«Знакомьтесь: Алексей Вейман. По данным российской полиции, этот 35-летний адвокат не только замешан в дела «Индейцев», но и имеет шансы стать лидером группировки. Он занимает одну из руководящих должностей в «Самаре-Нафта» и обладает политическими амбициями. По данным полиции, возглавляет «Индейцев» человек по кличке «Винни». Другие высшие чины группировки — «Галеев», «Суслик» и «Говнюк». Какая кличка у Веймана? «Очкарик». Согласно полицейскому рапорту, «Говнюк» ездит на «ягуаре», является юристом и считает «Очкарика» своим близким другом. Один из источников в областной полиции назвал Веймана «финансовым директором» «Индейцев». «У «Индейцев» хорошие связи в правоохранительных органах и правительстве», — говорит он».
Похоже, «хорошие связи в правоохранительных органах и правительстве» «Индейцы» сумели сохранить и до наших дней. Но и бандит с друзьями в прокуратуре не всесилен.
Так, в конце 2014 года Александр Авраменко не прошел аттестацию, и к радости цирковых артистов был выведен за двери цирка как не справившийся с обязанностями руководителя. После него – впервые в истории Самарского цирка! – остался более чем трехмиллионный проигранный судебный иск. Судя по судебному решению, Авраменко «кинул» ООО «Многопрофильное строительство», ремонтировавшего вентиляционную систему цирка.
Предшественник Александра Авраменко на посту директора Самарского цирка – Василий Браташ – тоже был не в ладах с законом и еще более привязан к лихим 90-м, хотя бы в силу своего старшего возраста. Он оставался при Авраменко в качестве художественного руководителя цирка.
По своей первой (до директорства) цирковой специальности Василий Браташ был конюхом. В цирке все профессии уважаемы и важны, но чтобы конюх и хозяйственник стал художественным руководителем цирка такого еще не бывало.
Надо признать, что Браташ всегда был натурой «художественной», например, любил красиво выпить, а затем сесть за руль автомобиля и по-гусарски мчатся по дороге. За этот «эстетский» склад души Браташ впервые был осужден еще в 1988 году, тогда он был Масютин, а после отсидки взял фамилию жены. Согласно учетной картотеке «Криминал», неработающий гражданин Василий Юрьевич Масютин был осужден по статье 211 УК РСФСР. Кировский нарсуд Москвы приговорил его к двум годам исправительных работ за наезд на человека. Отбывал наказание в Южном округе Москвы.
Сам Браташ рассказывал журналистам, что отсидел за избиение милиционеров, но мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть эти его слова. Зато есть документальные данные о том, что, отбыв наказание, Браташ трижды был оштрафован и наказан за вождение в пьяном виде.
…Так получилось, что когда новый гендиректор Росгосцирка Владимир Шемякин стал разбираться с делами, он, понимая что Цирк это сложный и многообразный мир, решил привлечь к работе всех «бывших». В конце-концов, они же цирковые, пусть они направят свой опыт на благо цирка – примерно так рассуждал Шемякин и предложил Белякову, Авраменко и Браташу стать его советниками. В результате советником руководителя Росгосцирка стал бывший и.о. гендиректора Сергей Беляков, советниками стали и бывшие директора Самарского цирка. Александр Авраменко был назначен «советником по работе с филиалами», а Василий Браташ - «советником по спецпроектам»…
Но идеалистический расчет Владимира Шемякина на то, что любовь к Цирку сильнее алчности не оправдался. В результате его же советники, козыряя «корочками», обивают пороги Министерства культуры, жонглируя словами и письмами. Кстати, перед вынесением незаконного решения мирового суда о дисквалификации гендиректора Росгосцирка, по словам представителей циркового сообщества, якобы именно Авраменко рассказывал, как он лично «слетал в Самару, чтобы порешать этот вопрос».
Сохраняет свои статусные «корочки» и Сергей Беляков, несмотря на скандал вокруг фальшивого диплома об окончании Красноярского коммерческого института, с помощью которого в 2004 году он стал директором цирка в Нижнем Тагиле. В 2018-м появился ответ самого вуза, известного сейчас как Сибирский федеральный университет.
«Сообщаем, что данных об обучении Белякова Сергея Григорьевича 14.12.1973 года рождения, по специальности «Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания» в Красноярском коммерческом институте в архиве СФУ не обнаружено. Согласно книге выдачи дипломов Диплом серии ЭВ №257682, регистрационный номер 895 от 20.06.1996 Белякову Сергею Григорьевичу не выдавался», – говорится в ответе за подписью директора архива СФУ Заббаровой.
Тогда точку в этой истории поставил Дорогомиловский райсуд Москвы, который 13 мая 2019 года вынес решение:
«Признать недействительным диплом о высшем образовании серии ЭВ № 257682, регистрационный номер 895 от дата об окончании Красноярского коммерческого института, выданный фио, по специальности «Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания». Это решение можно считать предварительным перед обвинением Белякова в «мошенничестве путем подделки документа».
Таким образом закваска криминальных 90-х попала в огромную квашню Росгосцирка.
Впрочем, думаем, что эти дрожжи недолго будут нагонять пену, в Министерстве культуры уже разобрались, что «советники родом из 90-х» Росгосцирку явно не нужны.