Мосгорсуд отказался освободить из-под стражи коммерческого директора Ксении Собчак Кирилла Суханова, а также бывшего главного редактора журнала Tatler Ариана Романовского (настоящая фамилия Кузьмин). Они обвиняются в вымогательстве 11 млн рублей у главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. Первого защита призывала перевести под домашний арест или освободить под залог в 15 млн рублей, а второму — избрать более мягкую меру пресечения, не связанную с лишением свободы. Однако вышестоящая инстанция просьбу отклонила.
В ходе слушаний стало известно, кто именно обнаружил в телеграм-канале пост о Сергее Чемезове и как его представитель пытался утрясти с журналистами вопрос с публикацией. На заседании были представлены материалы прослушки телефонных разговоров Ариана Романовского с доверенным лицом главы «Ростеха», в которых защита не нашла ничего предосудительного.
Первым судья Олег Музыченко рассмотрел жалобу защиты на арест Кирилла Суханова. Слушание прошло оперативно и уложилось в 40 минут. Поскольку в суд первой инстанции адвокаты Светлана Липатова и Дарья Бизюкова не успели представить все характеризующие их 22-летнего подзащитного материалы, они буквально завалили ими Мосгорсуд. Среди них, в частности, были положительные отзывы об арестованном от Щелковского мясокомбината, который владеет маркой «Сибирская коллекция», от сети строительных гипермаркетов OBI и от Альфа-Банка, рекламные компании которым помогал организовывать Суханов. Позитивно отзывался о молодом человеке и телеведущий Андрей Малахов. Он направил в суд письмо в его поддержку, в котором сообщил, что знает Суханова более семи лет, и назвал его «честным и отзывчивым человеком».
Адвокаты просили вышестоящий суд отменить решение Басманного суда столицы от 26 октября об аресте Суханова и перевести обвиняемого под домашний арест в квартире его брата Кирилла Суханова или освободить под залог в 15 млн рублей. Часть денег, 4 млн рублей, готов был внести отец фигуранта, еще 11 млн рублей — Лика Бланк, которую адвокаты назвали «другом семьи».
Три фигуранта
Защитницы апеллировали к тому, что суд «должным образом» не проверил причастность Суханова к вменяемому ему деянию, а именно к вымогательству 11 млн рублей у потерпевшего. Речь идет о главе «Ростеха» Сергее Чемезове. Именно эту сумму, как следует из материалов дела, Кирилл Суханов, Ариан Романовский и журналист Тамерлан Бигаев якобы требовали за непубликацию информации, порочащей Чемезова, в телеграм-канале «Тушите свет». 22 октября там был размещен пост о дне рождения миллиардера Андрея Бокарева, а Сергей Чемезов упоминался там как один из гостей торжества, празднование которого проходило дома у другого крупного бизнесмена — Виталия Мащинского, владельца крупных зарубежных алюминиевых производств.
По данным СМИ, деньги платились за «блок на негатив» о Чемезове. Суханов был задержан в ресторане при получении первого транша в 800 тысяч рублей от представителя Чемезова Андрея Балдухаева. Всем троим предъявили обвинение в «вымогательстве в особо крупном размере» (ч. 3 ст. 163 УК РФ) и арестовали: 26 октября Басманный суд Москвы заключил в СИЗО Суханова и Романовского, а 2 ноября — Бигаева. Никто из журналистов вину не признал.
Предложение рекламного характера
«Данных о том, что фигурирует где-то сумма в 11 млн рублей, в деле вообще нет», — заявила на заседании Мосгорсуда адвокат Суханова Светлана Липатова. Она утверждала, что «речь идет о 10 млн рублей и они связаны не с той статьей, которая была опубликована в канале «Тушите свет». По словам защитницы, за 10 млн рублей журналисты фактически обещали согласовывать некие материалы о Чемезове, которые будут поступать к ним в рамках «рекламного контракта». «Это сотрудничество не является противозаконным», — указала она.
При этом адвокат отметила, что в опубликованной в телеграм-канале «Тушите свет» заметке о дне рождения миллиардера Андрея Бокарева «никаких позорящих и порочащих» потерпевшего сведений не было.
Сам Суханов обещал не скрываться, а, напротив, содействовать расследованию. «Я готов полноценно содействовать следствию, однако, находясь в СИЗО, я адекватно не могу это делать», — сказал он. Обвиняемый посетовал, что после ареста 26 октября он лишь единственный раз был дополнительно допрошен 2 ноября. «Я отдаю себе отчет, что сотрудникам сложно выезжать в СИЗО и, находясь на свободе, я смогу в любое свободное время выезжать к следователю и учувствовать в оперативно-следственных мероприятиях», — сказал арестованный. Добавив, что у него есть «что сказать в интересах следствия», однако он не имеет возможности это сделать. Фигурант, который в ходе ареста заявил, что готов признать получение 800 тысяч рублей и извиниться перед Чемезовым, вновь подчеркнул, что у него «никогда не было возможности размещения, удаления или же редактирования материалов в телеграм-канале «Тушите свет».
Однако, выслушав доводы сторон, судья согласился с представителем прокуратуры, который заявил, что суду было представлено «достаточно материалов, свидетельствующих о причастности Суханова к преступлению».
Начало слушания по жалобе защитников Ариана Романовского пришлось ждать целых три часа. Он, как и Кирилл Суханов, также участвовал в заседании по видео-конференц-связи из СИЗО в Капотне.
«Хорошо, но не отлично»
В ходе этого слушания и выяснилось, что злополучный пост 22 октября обнаружил в телеграм-канале «Тушите свет» Василий Бровко — заместитель гендиректора «Ростеха» по особым поручениям. Он был признан по делу свидетелем и заявил, что Андрей Балдухаев отвечал за безопасность дня рождения миллиардера Андрея Бокарева. Это следовало из материалов дела, которые зачитал на заседании суда адвокат обвиняемого Дмитрий Малютов.
«Господин Балдухаев справился со своими обязанностями хорошо, я не скажу, что на отлично», — с иронией заметил защитник. Он огласил распечатку телефонных разговоров Романовского с Балдухаевым, из которой следует, что последний признался: в публикации не было «ничего ужасного, но людям неприятно».
При этом, по словам защитника, Романовский никак не мог понять, что вызвало недовольство главы «Ростеха», ведь дни рождения отмечать не запрещается, а журналисты «писали и похуже», например о том, как отмечал свой день рождения Роман Абрамович или как праздновала свадьбу дочь пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова.
Адвокат отметил, что в ходе одного из разговоров Балдухаев постоянно пытался «монетизировать вопрос», в частности предложив Романовскому 500 тысяч рублей, чтобы как-то «решить вопрос», но тот ничего не ответил.
«Я согласен, что фигура потерпевшего весомая, но перед законом все равны. Моему подзащитному предъявили обвинение, а за что? Они осветили светское событие, но ничего порочащего там нет», — сказал защитник. Он добавил, что ни время, ни адрес, где прошел праздник, не назывались. Второй адвокат обвиняемого Илья Маргиев заявил, что суд проявил формальный подход и фактически не рассмотрел вопрос об избрании Романовскому альтернативной меры пресечения.
Риторический вопрос
Мнение защитников разделял и арестованный. Он просил выпустить его на волю, избрав меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей. «Никакого вымогательства я не совершал и, честно говоря, не понимаю, за что там можно было требовать деньги, — сказал он. — Про потерпевшего была написана одна фраза».
Однако судья Елена Лаврова встала на сторону прокурора, который счел решение об аресте Суханова законным и обоснованным. При этом чувствовалось, что о личности потерпевшего она имеет слабое представление, — судья все время делала ударение на второй слог его фамилии.
Покидая суд, защитники Ариана Романовского заявили, что будут обжаловать принятое решение в кассации. По мнению Дмитрия Малютова, в действиях его подзащитного отсутствует состав преступления. «Одна сторона просила другую оказать ей услугу — удалить достоверную информацию, которая никого не порочит», — такое мнение высказал адвокат. При этом защитник подтвердил связь Ксении Собчак с арестованными журналистами, сказав, что между ними был заключен трудовой договор, в котором та выступала продюсером канала «Тушите свет», а Суханов и Романовский — исполнителями. По словам адвоката, именно по ее указанию и был опубликован пост, который лег в основу уголовного дела. «Насколько мне известно со слов моего подзащитного, с ее стороны было указание осветить это мероприятие, что и было сделано», — сказал адвокат. Сама Ксения Собчак после возбуждения дела и прошедшего у нее дома обыска уехала из РФ, но 7 ноября вернулась обратно. 15 ноября она побывала в офисе «Ростеха». В своем телеграм-канале «Кровавая барыня» Собчак принесла извинения Сергею Чемезову. Никакого статуса в деле у нее нет.