Нам уже не так важно, что 5 апреля 2016 года указом президента Путина Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков была упразднена. А ее функции и полномочия перешли в систему МВД, где только к июлю были созданы управления по контролю за оборотом наркотиков. В Петербурге же, как 14 июля сообщил на брифинге для журналистов руководитель ГУ МВД Сергей Умнов, из 700 сотрудников ФСКН в новое управление вошли лишь чуть более половины. Но это техническая информация.
На тот момент, по словам Умнова, в Петербурге доля в 80% раскрытых наркотических преступлений оставалась за полицией.
Эту же тенденцию подтверждало исследование института проблем правоприменения Европейского университета. Изучив статистику раскрываемости за 2013 – 2014 годы по России, ученые выяснили, что более половины наркопреступлений выявлены МВД, чуть больше трети – ФСКН, а оставшиеся полпроцента приходятся на ФСБ, Следственный комитет и другие ведомства. Цифра разнится в зависимости от регионов: ФСКН регистрировало наибольшее число преступлений в Ингушетии, Карелии, Псковской, Магаданской и Сахалинской областях. Для МВД "ведомственными" являлись в первую очередь Крым и Севастополь, столицы – Санкт-Петербург и Москва, и крупные регионы – Свердловская и Московская области. Но это статистические данные, которые по сути ничего не объясняют.
Однако после того, как к 31 мая всех наркополицейских вывели за штат, в полицейских сводках вовсе пропали задержания по линии сменившего ФСКН ведомства. Прошерстив все новости на сайте ГУ МВД, «Фонтанка» не нашла ни одного раскрытия по линии новообразованного УКОНа. В конце прошлой недели в главке на вопросы «Фонтанки» просили: дайте ребятам время. Якобы в течение первых 100 дней КОНям пришлось решать вопросы не создания агентурных сетей, а то, где найти стулья в кабинеты. Здание на 2-й Советской, оставшееся от ФСКН, встретило их запустением и редкой россыпью столов в кабинетах.
Первой официальной победой УКОНа стало изъятие более 400 граммов психотропного вещества во Фрунзенском районе, о котором главк рапортовал 11 октября.
Казалось бы, смена игроков с выпадением из игры целой службы почти на полгода на наркорынке, ценобразование которого подчиняется тем же принципам экономики, что и на легальном, должно было отразиться на стоимости конечного продукта.
Напомним, что основные факторы в ценообразовании – себестоимость и спрос. Себестоимость включает в себя затраты на сырье, операции по созданию изделия, организацию работы и управление процессом производства. В цену также заложены: налоги, платежи по кредитам, затраты на подготовку кадров, командировки, плата за аренду, отчисления в фонды, износ нематериальных активов, платежи по страхованию.
Кроме производственной себестоимости, на составляющую конечной цены влияет также внепроизводственный, коммерческий фактор. Такие виды себестоимости определяют оптовую цену товаров. На ее основе формируется отпускная цена с учетом налога на добавочную стоимость (НДС) и акциза (на подакцизные товары).
А вот розничная цена — это конечная, отпускная цена непосредственно потребителю, с учетом наценок, включающих издержки торговых предприятий и НДС торговых услуг.
В теневом рынке налоги, командировки, отчисления в фонды, износ нематериальных активов тоже учитывают. Только вместо налогов — взятки контролирующим органам, командировки — аресты топ-менеджеров преступной сети, износ – изъятие оборудования.
Поэтому уход ФСНК, который по своему функционалу должен был создавать все эти затраты, по логике обязан был временно снизить цену продукта. Однако опрошенные «Фонтанкой» эксперты отметили, что этого не произошло. Колебаний стоимости с апреля в Петербурге не наблюдалось. Вывод один — в Северной столице за 12 лет существования ведомство не стало влияющим игроком на рынке.
Что же касается нового Управления по контролю за оборотом наркотиков в ГУ МВД, то через пару месяцев, к новому году, им придется давать первый отчет по работе. Не надо быть экспертом, чтобы предположить, что результаты будут условными. А «биржа» также их не заметит. Станут ли КОНи игроками влияния – покажет следующий год .
Все же журналисты «Фонтанки» смеют предположить, что проблема кроется в заголовке – и ФСКН и новые КОНи, согласно названиям, контролируют именно оборот наркотиков. Не исключено, что делают это хорошо. Обывателям же хотелось бы иметь оперативников по борьбе с их распространением.