Казалось, давно уже отшумели бандитские разборки из-за бесконечного передела квот на вылов водных ресурсов. Однако на поверку оказывается, что криминальные авторитеты прошлых лет, похоже, не прочь вернуть себе былое влияние. Разве что рейдерские захваты сегодня ведутся не на «стрелках», а в залах судов. История предпринимателя из Владивостока Сергея Ро, по-видимому, яркое тому подтверждение.
Сегодня судьбу Сергея Ро решает Ленинский суд Владивостока. Судебное разбирательство длится уже не один год. А на следствие по делу и вовсе ушло более трех лет. Сергей Ро обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере, а также в подделке документов купли-продажи ЗАО «Марин-Юнион». «Марин-Юнион» действительно лакомый кусок – ведь у компании есть квоты на вылов разных видов краба в дальневосточном бассейне. Этот факт дает все основания полагать, что обвинения против Сергея Ро были сфабрикованы, вероятно, не без помощи прежних владельцев компании, пытающихся таким образом вернуть себе некогда утраченный актив.
Впрочем, обо всем по порядку.
Охотники за крабом
Заниматься добычей водных ресурсов Сергей Ро начал еще в далеком 1997 году – тогда он и его партнеры на базе загибающихся рыбодобывающих предприятий создали группу компаний «Полар». Сегодня в СК «Полар» входят шесть компаний, работающих на крабовом и трубачевом промысле: четыре из них зарегистрированы в Хабаровском крае, одна – в Сахалинской области, еще две – в Приморском крае. Годовой оборот ГК «Полар» составляет около 900 млн рублей, так что сомневаться в успешности бизнеса не приходится. Как, впрочем, и в легальности оного: в частности, сумма уплаченных компанией налогов в бюджет и внебюджетные фонды достигает 120 млн рублей в год.
Проблемы с бизнесом у Сергея Ро начались в 2007 году, когда он решил приобрести злополучное ЗАО «Марин-Юнион». Тогда оно принадлежало ООО «Фирма ТехФерн», являвшемуся, в свою очередь, частью холдинга «Восточные рыбные ресурсы» (ВРР). О холдинге ВРР стоит сказать особо. Скандальную известность эта компания приобрела еще в 2007 году. Тогда совладельцы холдинга Азиз Эмбарек, Александр Суслов, гражданин Германии Сергей Дарминов, а также президент американской компании Global Fishing Аркадий Гонтмахер проходили в качестве обвиняемых по уголовному делу по факту незаконной добычи камчатского краба и продаже его в США и Южную Корею.
Именно с началом этого уголовного дела и связана продажа компании «Марин-Юнион». Вести бизнес владельцы ВРР по понятным причинам больше не могли. Зато, очевидно, были не против выручить деньги за оставшиеся у них активы. Пока главные фигуранты дела находились под следствием, деятельность ВРР оказалась фактически парализованной. Однако на свободе оставалась мать Азиза Эмбарека, которая, в свою очередь, являлась соучредителем ООО «Фирма ТехФерн». Никаких претензий у правоохранительных органов тогда не было и к тогдашнему гендиректору «ТехФерна» Сергею Панарину.
«Осенью 2007 года ко мне по телефону обратился Азиз Эмбарек, который находился под стражей, и предложил приобрести ЗАО «Марин-Юнион», так как в отношении учредителей ООО «Фирма ТехФерн» осуществлялось уголовное преследование и никто из них не мог принимать участие в деятельности общества», – рассказывает Сергей Ро. Подготовка документов по сделке, очевидно, осуществлялась не без участия матери Азиза Эмбарека, оставшейся на свободе. Компанию «Марин-Юнион» он приобрел за 1,4 млн долларов. Подписи на документах со стороны продавца ставил гендиректор «ТехФерна» Сергей Панарин. Запомните этот факт. Именно он в будущем сыграет ключевую роль в деле.
Возвращение «крабовых королей»
В 2010 году Камчатский краевой суд оправдал Эмбарека, Суслова и Гонтмахера. Возможно, оправдательного приговора удалось добиться в том числе и потому, что дело рассматривалось коллегией присяжных. Впрочем, самого факта незаконного промысла суд не опроверг, несмотря на оправдательный приговор. Что до гражданина Германии Сергея Дарминова, то ему еще в 2007 году удалось скрыться от следствия.
Складывается впечатление, что в справедливом рассмотрении дела сегодня не заинтересован никто, кроме обвиняемого. Но просто радоваться тому, что уголовного наказания удалось избежать, «крабовые короли» явно не собирались. Их целью стало возвращение бизнеса. Впрочем, с 2007 года благодаря грамотной государственной политике правила игры в отрасли претерпели существенные изменения. На рынке практически не осталось компаний, занимающихся незаконным промыслом, канули в небытие и всевозможные махинации с квотами. Так что единственным шансом на возвращение к прежним схемам для «крабовых королей» стало завладение уже имеющейся на рынке легально работающей компанией, имеющей квоты (на тот период все компании холдинга были обанкрочены и ликвидированы, на плаву остались только две проданные ими компании ЗАО «Марин-Юнион» и компания «Сонар»). Тут-то они и вспомнили о «Марин-Юнион», которую продали Сергею Ро в 2007 году, когда попали под следствие.
В 2008 году «Марин-Юнион», уже находясь в собственности Сергея Ро, получила квоты на вылов краба. Кстати, на следующий год – 2018-й – согласно законодательству запланировано продление квот. Так что сегодня «отжать» «Марин-Юнион» назад для «крабовых королей» фактически стало вопросом собственного выживания в бизнесе. Ничтоже сумняшеся в 2011 году Аркадий Гонтмахер пишет Сергею Ро электронное письмо, в котором обвиняет того в мошенничестве: дескать, тот завладел «Марин-Юнион» обманным путем. Вопросы: с чего вдруг именно Гонтмахер, формально не имевший вообще никакого отношения к «Марин-Юнион», вдруг озаботился какими-то мошенническими схемами и откуда ему все это известно – так и остаются без ответа.
Суду не до разбирательств
Электронной перепиской дело, естественно, не ограничилось. В Арбитражных судах «крабовые короли» инициируют целую серию разбирательств, в ходе которых требуют признать сделку о продаже «Марин-Юнион» недействительной. Однако в Приморье, Москве и на Сахалине заявителем была проиграна целая серия судов. И тогда Гонтмахер – Эмбарек – Дарминов решаются пойти ва-банк. По их заявлениям возбуждается уголовное дело по факту продажи «Марин-Юниона» в отношении неустановленных лиц. А теперь, как говорится, следите за руками. Следствие предъявляет обвинение Сергею Ро на основании того, что подпись тогдашнего гендиректора «ТехФерна» Сергея Панарина, по версии правоохранителей, на документах о сделке оказывается поддельной. Кроме того, следователи усматривают прямую выгоду господина Ро в приобретении «Марин-Юнион» на основании того факта – внимание! – что компания владеет квотами на вылов. Как мы помним, квоты компания «Марин-Юнион» получила уже после того, как перешла под контроль Сергея Ро. Но такие «мелочи» следователей не смущают.
Действительно, стоит ли заморачиваться на подобных несоответствиях, если даже ключевая экспертиза, на которой базируется позиция обвинения, и та не выдерживает никакой критики. Провести ее, согласно постановлению следователя, было поручено некоему ФГУП ВНИРО, расположенному в Москве. Неужели на всем Дальнем Востоке не нашлось ни одной компании, способной выполнить экспертизу? Может, и нашлось бы, конечно. Но только вот дочь бывшего директора ВНИРО, по всей видимости, когда-то являлась сотрудником холдинга ВРР и принимала участие в подготовке документов купли-продажи. Уж кто, как не она, может помочь экспертам написать «правильную» версию для суда.
Похоже, что с целью замести следы ВНИРО перепоручает экспертизу некоему ЗАО «Холд-Инвест-Аудит», что вообще вполне может противоречить всем нормам УПК, а в итоговой экспертизе, фигурирующей в деле, значится, что оценочная стоимость «Марин-Юнион» составила 474 399 325 рублей. Только вот сумма независимой оценки составила 64 360 000 рублей – что как раз соответствует 1,4 млн долларов, которые Сергей Ро выплатил Азизу Эмбареку за компанию. Суд, впрочем, эти доводы не впечатлили.
Главный свидетель замолчал навсегда
Не заинтересовался суд и вопросом о том, кто, как, а главное, для чего подделывал подпись гендиректора «ТехФерна» на документах купли-продажи. А вопрос между тем отнюдь не праздный. Сергей Дарминов, выступавший в качестве свидетеля, утверждал, что гендиректор «ТехФерна» Сергей Панарин и Сергей Ро лично подписывали договор купли-продажи акций «Марин-Юнион». Сам же Панарин в ходе следствия заявил, что господина Ро в глаза не видел и вообще не знает, ни кем было принято решение о продаже компании, ни какова сумма сделки. Эти показания, кстати, подтверждаются экспертными заключениями.
Более того, в деле также имеется любопытный штрих. Есть решение арбитражного суда Москвы, в котором говорится о признании недействительным внеочередного собрания участников ООО «Фирма ТехФерн». Речь идет о собрании участников общества, которое проводилось в тот же период, когда готовились документы по продаже «Марин-Юнион». Так вот, в решении арбитражного суда указывается на то, что подпись Сергея Дарминова, стоящая на документах собрания акционеров, – поддельная. Но при расследовании уголовного дела Сергея Ро этот факт почему-то остался без внимания. Прояснить ситуацию, возможно, мог бы сам Сергей Панарин, которого суд в свое время вызывал в качестве свидетеля. Но по странному стечению обстоятельств Сергей Панарин скоропостижно скончался буквально за день до того, как должен был вылететь из Москвы во Владивосток на судебное заседание.
Складывается впечатление, что в справедливом рассмотрении дела сегодня не заинтересован никто, кроме обвиняемого Сергея Ро, который в одночасье из добросовестного бизнесмена может превратиться в мошенника. При этом никаких веских доказательств его вины в суде представлено так и не было. Не потому ли это разбирательство длится уже почти два года, хотя обвинение рассыпается буквально на глазах.