Если верить заявлениям и. о. конкурсного управляющего крупной нефтекомпании из ХМАО, которую довели до банкротства, в схемах вывода сотен миллионов предприятия могли быть замешаны подчиненные Германа Грефа из Тюмени
Западно-Сибирский банк Сбербанка России – на пороге крупного скандала. Как стало известно Znak.com из собственных источников, накануне председатель правления госбанка Герман Греф
отдал распоряжение разобраться в махинациях, к которым могли быть причастны его подчиненные. Речь, по сообщениям инсайдеров, идет о кредитах на сумму порядка 1 млрд рублей, выданных учреждением, а позднее разграбленных. К расследованию с подачи Грефа уже подключился следственный комитет.
Заявление на имя предправления Сбербанка (имеется в распоряжении редакции) составил и.о. конкурсного управляющего ЗАО «Аган-Бурение» Игорь Громов. В документе он во всех подробностях описывает сделки, которые совершались в 2010-2012 годах между территориальным подразделением Сбербанка и холдинговой компанией «Геотек» (ХМАО), которой и принадлежало «Аган-Бурение». По словам Громова, в августе 2010 года «Геотэк» получил в «Сбере» кредит на сумму 300 млн рублей, а в июле 2012 года – еще один, на сумму 657 млн рублей. До сих пор из этих денег заемщиком выплачено лишь 174 млн рублей, а оставшиеся 780 млн рублей исчезли. По мнению конкурсного управления, к хищению средств имеют равное отношение как управляющие компанией, так и сотрудники Сбербанка. Вот как он обосновывает свои предположения.
Для обеспечения кредита в качестве залога банк принял контрактную выручку ЗАО «Аган-Бурение». Но, как показали дальнейшие события, некоторые договоры, предоставленные «Сберу», оказались фиктивными. «Напрямую связанные с «Аганом» предприниматели заключали некие договоры на огромные суммы в сотни миллионов рублей, – рассказывает юрист, знакомый с ситуацией. – Но никто их не собирался выполнять и уж тем более оплачивать. Все это делалось, чтобы показать, будто «Аган» ведет прибыльную коммерческую деятельность».
Вторым способом увеличить стоимость актива стала примитивная фальсификация задолженности перед предприятием со стороны его контрагентов. «В тексте договоров эта задолженность указывалась в размере 1,2 млрд рублей, – пишет Игорь Громов. – А из актов сверок следует, что она составляла лишь 0,659 млрд рублей. Очевидно, что такой наивный обман мог раскрыться в результате простого телефонного звонка заказчикам «Аган-Бурение», которые являются крупнейшими клиентами ОАО «Сбербанк России». Вполне очевидно, что решение о выдаче кредитов без проверки принималось лицами из числа руководителей Западно-Сибирского банка, в частности, начальником кредитного управления Евгением Козеренко».
Далее Громов обращает внимание Грефа на еще несколько моментов, свидетельствующих о сговоре между руководителями банка и заемщиками. В их числе он называет недобросовестное изменение структуры обеспечения кредитов (одновременно с банкротством ЗАО «Аган-Бурение» банкиры согласились заменить прежние поручительства акциями самого должника, хотя это и кажется необъяснимым шагом). При этом банк не контролировал состояние контрактной выручки предприятия, хотя она была предметом залога: например, только в 2012 году предприятие вместо выплаты кредитов перевело на счет подконтрольных структур более 600 млн рублей. То есть, фактически, лишило «Сбербанк» возможности получить эти деньги. «На сегодняшний день вернуть похищенную сумму можно только в уголовно-правовом порядке», – уточняет Громов.
Подводя итог, конкурсный управляющий приходит к выводу, что в 2012 году было создано преступное сообщество в составе трех взаимосвязанных групп. В него входили, по версии Громова, ЗАО «Геотек-Холдинг», сотрудники «Сбербанка» и ЗАО «Инвестиционный альянс», с помощью которого выводились полученные в кредит деньги. «Работники ОАО «Сбербанк России» выдали ЗАО «Аган-Бурение» деньги, заведомо зная, что кредит является невозвратным», – резюмирует автор обращения.
Отметим, что, по данным наших источников, похожие схемы в тот же период использовались при кредитовании еще ряда тюменских предприятий, в том числе, небезызвестного холдинга СИБНАЦ, принадлежащего семье Брехунцовых. В общей сложности объем выданных и «забытых» после этого средств оценивается десятками миллиардов рублей.
По нашим сведениям, Герман Греф
оперативно отреагировал на полученную информацию. Как сообщают наши источники, высокопоставленные сотрудники «Сбербанка» по его распоряжению обратились к начальнику следственного отдела по городу Нижневартовску следственного управления СКР по ХМАО Николаю Лукашу с просьбой проверить изложенные Громовым факты.
Впрочем, по сообщениям наших источников в ХМАО, сведения, изложенные в бумаге, хотя и могут соответствовать действительности, но нуждаются в проверке. «По большому счету, Громов прав, но есть нюансы, – говорит наш собеседник. – Управляющий ЗСБ СБ мог не знать, что происходит, а «Геотэк», который был гарантом по кредиту, тогда имел серьезные активы».
В самом «Геотек-холдинге» вообще отрицают свою причастность к этим сделкам. «ЗАО «Аган-Бурение», ЗАО «Геотек-ВБК» и Geotech Drilling Services 29 октября 2012 года президентом ГЕОТЕКа Николаем Левицким были проданы ЗАО «Инвестиционный альянс», – заявляют официальные представители компании. – Более двух с половиной лет назад произошло разделение сейсмического и бурового блока «Геотек Холдинга», буровой блок работал и принимал решения о своей деятельности автономно от «Геотек Холдинга». При продаже бурового блока также произошла продажа и ЗАО «Геотек-ВБК».
Любопытно, что Евгений Козеренко, которого конкурсный управляющий прямо обвиняет в махинациях, сейчас не работает в Западно-Сибирском банке «Сбербанка». 1 августа 2013 года он был назначен зампредседателя Среднерусского территориального отделения госбанка. За два месяца до этого пост председателя этого же отделения получил Игорь Артамонов, с 2007 по 2011 год возглавлявший ЗСБ СБ.