О том, как обживается вдали от владений во Франции и Швейцарии, но вблизи от зятя Владимира Путина, находящийся под западными санкциями, но освобожденный от налогов в России, самый богатый гражданин Финляндии Геннадий Тимченко. И как ему помог с приобретением недвижимости на Рублевке министр финансов России Антон Силуанов, отдавший под нужды строительства три своих участка.
«В Россию, кстати, я вернулся до всяких санкций и мартовского референдума, решившего судьбу полуострова. Почувствовал: пора», — признался сам Геннадий Тимченко в одном из интервью. И это действительно так.
Скупать земли в селе Знаменское на Рублевке миллиардер начал еще пять лет назад, в марте 2012 года. Большинство участков перешло к Тимченко от крупных подмосковных латифундистов Тимофея Клиновского и его сына Тимура (благодаря которому Владислав Сурков стал жителем поселка «Лебединое озеро» с собственным прудом) и предпринимателя Гаврила Юшваева, который в 80-е годы отсидел девять лет за разбой, а в 90-е вместе с Давидом Якобашвили создал компанию «Вимм-Билль-Данн». Семья Клиновских и Юшваев — партнеры по ряду совместных девелоперских проектов в Москве и области. Партнеры выступали еще и как посредники при совершении сделок в интересах Геннадия Тимченко. Некоторыми участками до их переуступки Тимченко они владели от нескольких дней до нескольких недель.
Среди прежних хозяев скупленных для Тимченко земельных наделов ЦУР нашел Антона Германовича Силуанова, министра финансов России (выписки из ЕГРН см. ниже). Силуанову в Знаменском с 2009-го по 2014 год принадлежало два участка общей площадью чуть менее четверти гектара: 839 и 1547 кв. м. В декларации министра за тот период следов этой недвижимости найти не удалось. Не заметна в министерской декларации за 2014 год и прибыль от продажи этой собственности, при том что кадастровая стоимость проданной земли сегодня составляет около 13,5 млн рублей. Возможно, чиновник просто поменялся с Тимченко (в Знаменском, где Усманов подарил фонду друзей Медведева свою усадьбу, это, видимо, принято). Во всяком случае, после сделки с Тимченко у Силуанова, судя по декларации, земли в собственности стало на полгектара больше.
Мы спросили пресс-службу Силуанова, почему в декларации 2013 года нет знаменских участков, а в декларации 2014 года — прибыли от их продажи. Пресс-служба ответила так: «У вас неточная информация. Указанные в вашем запросе земельные участки отражены в опубликованных декларациях министра в составе объединенного земельного участка. Все доходы от реализации недвижимого имущества отражены в декларациях, опубликованных в установленном законодательством порядке и формате. Земельные участки перешли новому владельцу в рамках сделки, осуществленной в строгом соответствии законодательству РФ».
Ни один из участков, указанных в декларации Силуанова за 2013 год, не подходит под это объяснение. Первый — 1579 кв. м (долевая собственность 0.5). Но знаменскими участками министр владел без жены. Второй — 6979 кв. м, это заметно больше четверти гектара. Другой землей рядом с двумя участками в Знаменском, которая могла бы вместе с ними войти в состав этого большего объединенного участка, он, по открытым данным Росреестра, никогда не владел.
После выхода материала с нами еще раз связался пресс-секретарь Силуанова и назвал номер участка, который был у министра. Он сейчас не существует, потому что Тимченко объединил его с другими под вертолетную площадку. Данные об участке сохранились в архиве Росреестра, его площадь — 4593 кв. м. В сумме с двумя остальными силуановскими участками получается как раз то, что было в декларации — 6979 кв. м. Таким образом, Силуанов продал Тимченко три участка.
К 2015 году в полном распоряжении Геннадия Тимченко оказалось 11 земельных участков общей площадью более 22 га (223 223 кв. м) кадастровой стоимостью 1 558 124 949 рублей 78 копеек. Общую картину портит только небольшой анклав в северной части имения, который Тимченко так пока и не удалось выкупить у нынешней хозяйки.
Но это не помешало бизнесмену начать на подконтрольной территории масштабное строительство. Коробка многоуровнего дома бизнесмена почти готова. Сам особняк скрыт от посторонних глаз искусственными холмами и перелеском. Подвесной мост ведет на верхний этаж, под ним еще два, все — с панорамным остеклением. Еще возведен хай-тек-бункер непонятного хозяйственного или спортивного назначения (Тимченко вообще любитель подземных убежищ — на берегу Женевского озера у него есть подземный теннисный корт). А прямо на берегу Москвы-реки оборудована вертолетная площадка на два посадочных места.
Формально Тимченко полгода назад сдал вертолетную площадку (первую постройку на участке) в аренду на пять лет. Но арендатором выступает «Авиа групп», которая входит в корпорацию «А-групп» и контролирует бизнес-терминал А аэропорта «Шереметьево». Другая компания той же группы — «Авиа групп Норд» — приобрела центральное здание терминала «Пулково-2». Эту компанию помимо Тимченко контролировал Николай Шамалов — отец зятя президента и бывший владелец «дворца Путина» под Геленджиком. Весной 2014 года, после введения санкций США, Геннадий Тимченко продал контрольные пакеты обеих компаний неназванному покупателю, при этом состав совета директоров после сделки не изменился.
Но большая часть территории пока пустует (ведутся масштабные ландшафтные работы), хотя очертания участка начинают напоминать гольф-поле с искусственным прудом.
Само место для дачи Тимченко выбрал не случайно. С северной стороны имение примыкает к владению сенатора Юрия Воробьева, отца губернатора Московской области Андрея Воробьева. С младшим сыном Воробьева Максимом предпринимателя связывал общий рыбный бизнес. После введения санкций Тимченко продал свою долю в группе «Русское море» (около 30% акций) своему зятю Глебу Франку, сыну главы «Совкомфлота» Сергея Франка.
В 300 метрах к югу от усадьбы Геннадия Тимченко расположена государственная резиденция «Горки-9», в которой поселился премьер-министр Дмитрий Медведев с очередной уточкой (см. фото). А землю между госрезиденцией и поместьем бизнесмена выкупил совладелец «Сибура» — подающий большие надежды предприниматель Кирилл Шамалов.
Кирилла Шамалова считают мужем младшей дочери Владимира Путина Катерины Тихоновой. Участки в Знаменском — 12 гектаров —у него появились в октябре 2014-го, продавцом выступил все тот же семейный клан Клиновского. Вместе с землей к Шамалову перешел и недострой, который новый владелец не спешит завершать.
Нынешнее поместье Шамалова-Тихоновой принадлежало супругам Ольге и Денису Смирновым. Сегодня Денис Смирнов в выписке из ЕГРЮЛ значится учредителем ЗАО «Издательский дом «Финансовый контроль» (редакционный совет одноименного журнала одно время возглавлял Сергей Степашин), а несколько лет назад он с женой были соучредителями ООО «Сады Майендорф». Бывший главный редактор «Финансового контроля» Владимир Большаков так писал о Денисе Смирнове:
— Олег Конрадович Смирнов и его родной брат Денис Конрадович Смирнов — сыновья небезызвестного Конрада Смирнова, бывшего помощника председателя КГБ СССР Ю.В. Андропова. [...] С началом перестройки братья Смирновы, видимо, воспользовавшись отцовскими связями, сделали неплохую карьеру. [...] Денис развернулся вовсю. Он активно сотрудничал с Управлением делами президента РФ. Денис Смирнов в Одинцовском районе Подмосковья учредил компанию ООО «Сады Майендорф». И неслучайно она была названа по имени «Замка Майендорф», расположенного на Рублевке у совхоза Барвиха. В 2003–2004 годах Управление делами президента РФ провело масштабную реконструкцию замка. Сейчас замок окружен высоким забором, ибо после реставрации он стал официальной резиденцией президента России. Так вот этой реконструкцией-реставрацией замка и занимались братья Смирновы, один из которых — Денис — был учредителем одноименной фирмы. Надо понимать, что для допуска к такому объекту нужна самая высокая степень доверия в российских верхах. Да оно, судя по всему, так и было.
Долгострой Смирнова попал в конце концов в собственность соседа Геннадия Тимченко Кирилла Шамалова. Правда, знаменское наследство Смирновых-Клиновских так и осталось невостребованным зятем Путина. Никаких работ тут не велось и не ведется. Может быть Кирилл надеется на дядю Гену, который уже уступил ему свой замок в Биаррице и передал 17% акций «Сибура» стоимостью более $1,7 млрд. Между их участками в Знаменском даже нет забора.
Чем еще богат Геннадий Тимченко
Состояние — $16 млрд (№4 в российском списке Forbes).
Из-за персональных санкций США в 2014 году бизнесмену пришлось продать партнерам доли в нефтетрейдере Gunvor (44%) и других иностранных активах. Владеет инвестиционной группой Volga Group, объединяющей российские активы — «Новатэк» (23,5% акций), «Сибур» (14,5%), группа «Стройтрансгаз» (63%), «Стройтранснефтегаз» (31,5%), ( «Трансойл» (80%), банк «Россия» (10,4%) и другие. По оценке Forbes, в 2015 году компании бизнесмена получил господряды на сумму 161 млрд рублей, в 2016 только «Стройтранснефтегазу» досталось 153 млрд рублей.
Тимченко живет в резиденции Никиты Хрущева на Воробьевых горах. Еще у него есть четырехуровневая квартира в самом престижном доме Санкт-Петербурга — №19 по 2-й Березовой аллее на Каменном острове. В этом же доме квартирами владеют Аркадий Ротенберг, Юрий Ковальчук, Николай Шамалов, Сергей Фурсенко и Владимир Кожин. В трехстах метрах — госрезиденция К-4, в которой гостит Владимир Путин
.
Большая часть недвижимости Тимченко находится за границей: дом с участком 1 га на берегу Женевского озера в Швейцарии, поместья на Лазурном берегу в Сен-Рафаэле и Ле-Лаванду, квартира у Триумфальной арки в Париже, летний дом в Тайпалсаари на юго-востоке Финляндии. Также ему с женой принадлежат два отеля во Франции — Le Grand Coeur на горнолыжном курорте Мерибель (Савойя), отель Le Club de Cavaliere в Ле-Лаванду (Лазурное побережье). Но миллиардер не выезжает в Европу после введения против него американских санкций, так как у него «есть основания всерьез опасаться провокаций со стороны спецслужб США».