Рубль по осени считают

Источник
Деньги в суверенных фондах заканчиваются, а рубль после выборов может упасть.
Сложный комплекс причин уже второй год подряд вынуждает финансировать федеральный бюджет в основном из средств Резервного фонда. В 2015-м на закрытие дефицита из фонда взяли 2,6 триллиона рублей, в текущем – три раза по 390 млрд (в апреле, мае и августе). Что будем делать, когда сбережения закончатся?

Нефтегазовые накопления Резервного фонда РФ служат своего рода «тумбочкой», откуда, в случае крайней необходимости, государство берет деньги для покрытия насущных нужд. В августе Министерство финансов в «тумбочку» залезло в третий раз за год: чтобы покрыть дефицит федерального бюджета, потребовалось 390 миллиардов рублей. А ведь впереди четвертый, традиционно – самый затратный для бюджета квартал.

Резервный фонд за 8 месяцев потерял 1,17 триллиона, к концу года сумма дорастет до 2,2-3. Это будет означать даже не «ноль»: по данным Минфина, на 1 сентября в Резервном фонде осталось 2,09 триллиона рублей. Поскольку «тумбочка» не бездонная, есть высокая вероятность того, что в 2017-м году тратить придется деньги уже из Фонда национального благосостояния – впервые.

Не хватает 2,4 триллиона

Согласно закону о бюджете на 2016 год, общие траты Резервного фонда должны быть на уровне 2,1 триллиона рублей. Но необходимость затыкать бюджетную дыру заставляет говорить и о 2,2 триллионах (министр финансов Антон Силуанов озвучил эту цифру в июле), и даже о еще больших суммах. Центробанк в целом пессимистичен. Опубликованный регулятором доклад «Условия проведения денежно-кредитной политики» сообщает, что дефицит бюджета может достичь 3,5% – это значит, что где-то нужно будет изыскать на его покрытие 2,4 триллиона рублей.

Определяющие факторы, как понятно, – успешность большой приватизации и цена на нефть. Если все будет идти так, как запланировало Министерство финансов, к концу года в Резервном фонде останется 900 миллиардов рублей. Отчасти заминка в «Роснефти »: если ее приватизацию перенесут на 2017 год, расходы Резервного фонда достигнут 3 триллионов, то есть, в государственной кубышке останется всего лишь 300-400 миллиардов.

В Фонде национального благосостояния по данным на 1 сентября «припасено» было 4,72 триллиона рублей (частично вложенных в инфраструктурные проекты, частично – в привилегированные банковские акции). Если динамика расходования накоплений сохранится, средств из Фонда национального благосостояния хватит до конца 2018 года.

Делать нечего – надо ронять?

Выборы в российский парламент, которые состоятся уже через несколько дней, станут порогом, после которого российская валюта начнет слабеть на глазах, полагают эксперты. В числе основных факторов, которые заработают после 18 сентября, – текущий дефицит бюджета, экспортное лобби. Факторы эти имеют внутрироссийскую природу и их можно попытаться побороть.

Чтобы перекрыть дефицит бюджета надо поднять налоговую нагрузку, организовать государственные займы, интенсифицировать приватизацию государственной собственности, потребовать от госкомпаний увеличения дивидендных выплат, наконец. Но: приватизация «Башнефти» и Совкомфлота «поставлена на паузу», будет ли приватизирована Роснефть, не известно. Госкомпании на просьбы активнее делиться дивидендами реагируют без энтузиазма. У предприятий есть собственные инвестиционные проекты, требующие финансирования, да и вообще их бюджеты – не резиновые.

Непопулярные, но более ожидаемые меры, – увеличение налоговой нагрузки и девальвация рубля. В принципе, на обесценивание национальной валюты россияне могут отреагировать даже спокойнее, чем на поднятие налогов. Слабый рубль будет выгоден и для экспортеров (а экономика России на сегодняшний день в большой степени ориентирована именно на экспорт, а не на внутренний рынок – даже несмотря на постоянные «напоминания» о необходимости импортозамещения).

Заграница нам «поможет»

Есть и внешние факторы, влияющие на ближние перспективы рубля. Прежде всего, решение Федеральной резервной системы США относительно учетной ставки – оно будет принято до конца сентября. Если ставку поднимут, доллар США вырастет относительно всех других валют. Второй важный момент – выборы президента США. По мнению экспертов, победа любого из кандидатов представляет собой совокупность рисков – и это может побудить инвесторов прибегать к защитным инструментам, уходя от рискованных активов и выбирая золото и устойчивую валюту (в первую очередь, американский доллар).

Наконец, в этом же сентябре в Алжире пройдет встреча представителей нефтедобывающих стран. «В товарищах согласья нет», страны ОПЕК и прежде не могли выработать единую позицию относительно ограничения нефтедобычи и поддержки сырьевого рынка. С одной стороны – Саудовская Аравия, резервы которой уже ограничены, с другой – полные энтузиазма Иран и Ирак. Если договоренность об ограничении не будет достигнута, это прямым образом повлияет как на котировки нефти, так и на стоимость рубля. Зависимость российской нацвалюты от стоимости нефти – это постоянное давление, которого рубль, в конце концов, может и не выдержать.
Персоны Компании
Трудился как пчела: как складывалась карьера экс-директора «ВымпелКома»
Экс-глава «ВымпелКома» Михаил Слободин, ставший фигурантом дела о даче взяток чиновникам Коми, — один из самых нестандартных топ-менеджеров в России. РБК проследил путь Слободина через пять индустрий к статусу популярного бизнес-блогера.
Следом за Гайзером пришли за Вайнзихером
Структуры Виктора Вексельберга коррумпировали республику Коми.
Пришли к Вексельбергу: почему прошли обыски в «Ренове» и «Т Плюс»
По делу о взятках в Коми СК задержал двух топ-менеджеров компаний Виктора Вексельберга — управляющего директора «Реновы» Евгения Ольховика и гендиректора «Т Плюс» Бориса Вайнзихера. Третий фигурант — экс-глава «Т Плюс» и гендиректор «ВымпелКома» Михаил Слободин ближе к полуночи заявил, что увольняется из «ВымпелКома».
Обзор 29 августа - 2 сентября: «взрывпакет» Яровой сожрет пенсии, но выведет «Спутник» на орбиту
Самое одиозное и громкое проявление чекистской паранойи не только показывает, какого монстра мы взрастили, но и пробуждает аппетит у структур, профессионально пожирающих бюджетные деньги.
«Запасные аэродромы» Романа Троценко
Олигарх становится авиамонополистом.
Сечин подал иск к «Ведомостям» из-за статьи о доме в Барвихе
Глава «Роснефти» Игорь Сечин подал в суд иск к издателю газеты «Ведомости» и журналисту Ринату Сагдиеву. Ранее Сагдиев опубликовал в газете статью о том, что топ-менеджер строит загородный дом на Рублевке.
Бизнес-джет Игоря Сечина нашли на "королевском" острове Гернси
Самолет за 55 миллионов долларов был приобретен "Роснефтью" в разгар кризиса.
Полтавченко оправляется в запасной «полк»
Перед выборами скандального губернатора Георгия Полтавченко уберут из Петербурга.
Борьба за топливо
Зачем друг Путина создал новую газовую корпорацию.
Мишустин подался из мытарей в фарисеи
Отставка главы ФТС Андрея Бельянинова, как и предполагалось, послужила сигналом к ликвидации таможни в пользу ФСБ и ФНС. Полномочия налоговиков растут как на дрожжах, а глава ведомства Михаил Мишустин явно усилил свои позиции на высшем уровне. Вскоре ФНС получит контроль и над неналоговыми платежами ПФР, ФСС и ФОМС.
Американские друзья и частные самолеты Игоря Сечина
"Роснефть" лоббирует авиапром США.
А зачем вообще осваивать Арктику?
Вопрос авторам футуристической идеи связать труднодоступные районы России за $240 млрд.
Сечин подал иск к «Новой газете» из-за статьи о яхте St. Princess Olga
Он сделал это вслед за женой Ольгой
Страна победившего Глазьева
Репортаж из очереди за растительным маслом в столице Венесуэлы, страны, которую Нефть сначала сделала богатой, а теперь — бедной.
Игорь Сечин заставит "Новую газету" забыть о скандальном отдыхе своей жены на яхте
Глава "Роснефти" Игорь Сечин подал иск к "Новой газете" из-за публикации о яхте St. Princess Olga.
Белый дом возьмет «Роснефть» за акции
Приватизация госкомпании станет приоритетом после откладывания продажи «Башнефти».
«Развод» Тихомирова
За попыткой банкротства НПЗ "Волховнефтехим" могут стоять структуры Роснефти.
Игорь Сечин нашел способ обойти запрет правительства
Роснефть купит Башнефть по хитрой схеме.