Розыск по делу о хищениях активов ТоАЗа остался без швейцарской составляющей

Источник
Два фигуранта расследования исключены из базы Интерпола.
Как стало известно "Ъ", генеральный секретариат Интерпола прекратил международный розыск швейцарских бизнесменов Андреаса Циви и Беата Рупрехта. В России им инкриминируется причастность к хищению активов ОАО "Тольяттиазот" (ТоАЗ), в результате которого был причинен ущерб в размере 100 млрд руб. Причин своего решения Интерпол не называет, не исключено, что оно связано с решением британского суда, отказавшего России в выдаче бывшего гендиректора предприятия Евгения Королева. Вместе с ним в международном розыске числятся владелец ТоАЗа Владимир Махлай и его сын Сергей — председатель совета директоров завода.

По данным источников "Ъ", решение об исключении Андреаса Циви и Беата Рупрехта из списка разыскиваемых лиц руководство Интерпола в Лионе приняло 3 марта текущего года. Соответствующее уведомление было направлено бизнесменам и вручено им пару дней назад. Отметим, что оба находились в так называемом красном списке, что подразумевает их немедленное задержание при установлении места пребывания. Впрочем, в самой Швейцарии их даже не пытались задерживать, другое дело, что статус разыскиваемых не мог не отражаться на бизнесе Циви и Рупрехта и их отношениях с контрагентами.

Напомним, что руководитель компании Ameropa AG Андреас Циви и глава Nitrochem Distribution AG Беат Рупрехт были объявлены в розыск в конце 2014 года, после того как Басманный суд Москвы по ходатайству следствия заочно поместил их под арест. Сделано это было в рамках расследования о хищении активов ТоАЗа.

Как уже сообщал "Ъ", первые проблемы с законом у руководителей ТоАЗа появились еще в начале 2000-х годов и в основном касались неуплаты налогов и методики определения стоимости аммиака. Последнее вещество наряду с карбамидом и метанолом составляет основу продукции химического гиганта, которым ранее руководил Владимир Махлай, позже передавший управление ТоАЗа сыну Сергею. Как утверждали представители Махлаев, торги на аммиак и карбамид на рынке не проводились, а потому не имелось и механизма их оценки. Но в 2012 году представители одного из миноритариев ТоАЗа — ОАО "ОХК "Уралхим"" (владеет около 10% акций) — написали заявление в правоохранительные органы. Они утверждали, что в 2008-2011 годах ТоАЗ через своих швейцарских партнеров реализовывал продукцию по заниженным ценам. Сначала ущерб оценивался в $200 млн, потом возрос до $550 млн, а теперь разница в сторону занижения, по подсчетам следствия, составляет по аммиаку около $2 млрд, а по карбамиду — до $600 млн. При этом следствие по искам основного потерпевшего арестовало через суды почти все активы ТоАЗа, в том числе и счета, через которые уже находившиеся за границей владельцы и акционеры получали многомиллионные дивиденды.

По некоторым данным, решение о снятии с международного розыска Андреаса Циви и Беата Рупрехта напрямую связано с постановлением Вестминстерского магистратского суда Великобритании от 8 декабря прошлого года, отказавшего Генпрокуратуре РФ в экстрадиции Евгения Королева. Адвокат Сергей Замошкин, с самого начала участвовавший в деле ТоАЗа, пояснил "Ъ", что выступал в Вестминстерском суде как свидетель. По его словам, старшая окружная судья Эмма Анбутнот подробно изучала все подробности дела, а сам процесс длился несколько месяцев. Вынося решение, судья помимо прочего, ссылаясь на экспертов, заявила, что Дмитрий Мазепин — основной владелец и председатель совета директоров "Уралхима" — является "корпоративным рейдером", а "нападения на ТоАЗ" назвала "хрестоматийным примером рейдерства", включающего в себя "подделку документов, мошенничество и преследования". Также в решении говорится, что руководство "Уралхима" пыталось "запугать мажоритарных акционеров компании, чтобы заставить их уступить их доли в ТоАЗе любыми путями...".

Российский адвокат Андреаса Циви Олег Ткаченко пояснил "Ъ: решение Интерпола напрямую не может повлиять на ход уголовного дела в России. "С другой стороны, Интерпол признал недостаточными сведения, которые были направлены российской стороной для международного розыска и ареста моего клиента,— заявил господин Ткаченко.— Решение Вестминстерского магистратского суда подтверждает, что следствие действительно проходило с серьезными нарушениями, о чем защита неоднократно говорила".

Представители "Уралхима" отметили, что, в связи с тем что Циви и Рупрехт являются гражданами иностранного государства, "шансы на их выдачу были изначально невелики". Они также уверены: исключение иностранцев из базы Интерпола "в настоящее время существенно не повлияет на ход расследования уголовного дела". Оно уже фактически завершено и в ближайшее время, по данным "Ъ", должно быть направлено в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения.

"Надеемся, что справедливость будет восстановлена, "Тольяттиазот" получит обратно незаконно выведенные обвиняемыми активы и прибыль, а участники мошеннических схем будут привлечены к ответственности",— резюмировали представители "Уралхима".

При этом до сих пор нет ясности, исключены ли из разыскной базы Интерпола остальные обвиняемые по делу — отец и сын Махлаи, а также Евгений Королев. Адвокат Сергея Махлая Павел Зайцев заявил "Ъ", что он подобными сведениями не располагает. Он также отметил: решения иностранных судов никак не влияют на ход следствия в России, которое продолжается. "Периодически меня вызывают для участия в следственных действиях",— сказал защитник.
Персоны Компании
От Керимова до Потанина: 10 миллиардеров, получивших больше всех «кэша» в 2016 году
Продажа активов и дивиденды принесли им в 2016 году около $12,4 млрд доходов.
Чем Александр Лукашенко владеет в России
Белорусский президент владеет в РФ компанией "Уралкалий", банком "Югра" и бизнес-империей крипто-отца и крипто-сына Хотиных, построенной вокруг него. Делянка "Хотиных" включает в себя также сотни тысяч квадратных метров московской недвижимости и нефтедобывающие активы, на приобретение которых было потрачено до 1 миллиарда долларов кредитов. Преимущественно от российских госбанков.
Азотный «мазепа»
В Самарской области скоро будут судить минаритарного акционера ОАО «Тольяттиазот», предпринимателя Евгения Седыкина. Его обвиняют в попытке рейдерского захвата крупнейшего в Поволжье химического предприятия.
Аммиак уперся в трубу
Украина грозит законсервировать аммиакопровод.
Юрий Трутнев подмял "Алросу" под себя
Статусный российский чиновник стал алмазным олигархом и миллиардером.
"Газпром" возвращается на Урал
Монополия вытеснила НОВАТЭК из поставок пермским "Минудобрениям".
Закат теневого силовика Кремля Евгения Школова
Карьера "друга Путина" Евгения Школова находится под угрозой, а его влияние минимально как никогда.
Михаил Прохоров остался без земли и недвижимости
Группа ОНЭКСИМ продала бизнес ОПИН банкиру Роману Авдееву
Кантор споет для «Акрона»
Владелец «Акрона» Вячеслав Кантор незаконно владеет лицензией на Талицкое калийное месторождение?
«Тольяттиазот» нашел генеральскую «крышу»
Как глава СУ СК Самарской области Валерий Самодайкин проложил дорогу к обеспеченной жизни.
Как работает домашнее задание от Владимира Путина
Детский центр «Сириус» оказался крупным владельцем недвижимости в Сочи, его содержит крупный бизнес.
"Акрон" добавит сложности
Компания вкладывается в увеличение производства азофоски.
Опасное производство
Сохранит ли семья Махлаев контроль над «Тольяттиазотом».
Тяжелое время для «Уралкалия»
Почему Дмитрий Мазепин уходит с биржи.
Хеллоу, Америка
Как Михаил Прохоров стал американским миллиардером, заработав состояние в России.
Последний бой Копейского машзавода
Российские машиностроители решили дать бой обнаглевшим сырьевым монстрам. В РФ развернулась отчаянная борьба между Копейским машиностроительным заводом (КМЗ) и компанией «Уралкалий». Причина — отказ КМЗ за копейки, в прямом смысле этого слова, поставлять уникальные комбайны для калийного олигарха Дмитрия Мазепина.
Кому курс правительства на импортозамещение не указ
Компания «Уралкалий» под видом ремонта вывозит в Чехию уникальный горнопроходческий комплекс российского производства.
«Уралкалий» на грани банкротства
Крупнейший в мире производитель калийных удобрений не может отдать ВТБ 800 млн долларов. Госбанк может затребовать акции «Уралкалия» в качестве компенсации.