Пролог
У обочины шестиполосного проспекта Гагарина зажигается фонарик. Следом — еще один. Потом еще. Три десятка фонариков напротив входа в один из самых больших парков Нижнего Новгорода — «Швейцарию».
Нижегородцы выходят к дороге у парка каждый вторник. Уже полгода, с 21 июля. В сильные морозы — по 20–30 человек, в теплое время — по 200–400. Молча стоя с фонариками, они протестуют против «благоустройства» парка: к грядущему 800-летию Нижнего в «Швейцарии» хотят проложить дорожки, построить коворкинги, детские площадки — словом, осовременить. Протестующие требуют «просто оставить городу лес».
— Этот парк старше, чем город Горький, — говорит стоящая в живой цепи нижегородский гид Ирина Потрикеева. — Посмотрите: все, что нас сейчас окружает — Приокский район, дома, дороги, медицинский институт, — это не Нижний Новгород, это все было построено в Советском Союзе, в Горьком. Но «Швейцария» — исключение. Парк был заложен в 1903 году детьми-гимназистами. Потом молодожены сажали здесь фамильные деревья. Мы — дети тех, кто обустраивал этот парк.
Чтобы понять значимость «Швейцарии» для Нижнего Новгорода, достаточно взглянуть на фотографии. 380 гектаров зелени вдоль Оки. Протоптанные по холмистому берегу дорожки. Лисы. И все это — не выходя из города.
15 июля прошлого года парк закрыли. В него заехала строительная техника. На благоустройство «Швейцарии» московская компания «ЕКС» получила колоссальные деньги — 3,74 млрд рублей. Нижегородцы пошли протестовать.
В репортаже из первой «живой цепи» главред KozaPress Ирина Славина писала: «Власти решили «освоить» в парке 4 млрд рублей, не считаясь с мнением экологов о недопустимости реализации подобных проектов на озелененной территории. Рытье траншей механизированным способом влечет за собой повреждение корней и гибель деревьев. При этом фирма, которой доверен нижегородский парк, уличена в картельном сговоре».
Через два с половиной месяца, после обысков со спиливанием дверей у нее и нескольких активистов, Ирина Славина совершила самосожжение.
Часть 1. Проект
Земля комфорткласса
Впервые проект реконструкции «Швейцарии» нижегородцам представили еще в мае 2019 года. Тогда правительственные СМИ говорили о нем не иначе как о «Зарядье» по-нижегородски». В парке согласно проекту, разработанному московским архитектурным бюро «Космос», должны были появиться гигантская смотровая башня, линия электротранспорта, яхт-клуб. А для любителей природы (цитирую государственную «Нижегородскую правду») «оставалась зона на склоне».
На общественные слушания проект выносили частями. В ноябре 2019 года в администрации Приокского района представили план по использованию земли: 25% парка предполагалось отдать под застройку. Директор департамента градостроительного развития Алла Коновницына в ответ на возмущения жителей заявляла, что «застройка» — это не строительство капитальных объектов, а благоустройство: дорожки и освещение.
Правда, 17 января 2020 года, на втором этапе слушаний, жителям начали показывать не только дорожки, но и кафе, коворкинги, музей, детские площадки. 29 января KozaPress сообщила:
городская дума Нижнего Новгорода изменила границы парка, изъяв из него (в том числе из середины) 3,5 га земли.
«Согласно документу изменение границ парка потребовалось для реализации проекта благоустройства, которым предусматривается строительство капитальных объектов, запрещенное законом в границах озелененной территории общего пользования», — писала Ирина Славина.
Вмешаться в ситуацию пришлось губернатору Нижегородской области Глебу Никитину: «Проектировщик и ответственные лица, по сути, провалили работу, — заявил он. — Парковки, сомнительный бизнес, капитальные строения — ничего этого не будет, мы этого не допустим ни в коем случае».
Возымели ли слова губернатора эффект — сомнительно: сегодня в «Швейцарии» готовят бетонные фундаменты под строительство будущих объектов. СМИ и активисты заявляют, что такие фундаменты не могут быть некапитальными. Подрядчик уверяет, что «их можно будет разобрать».
Еще в прошлом году противники действующего проекта реконструкции объединились в попечительский совет.
— Самая большая проблема, что в парк заводят коммуникации: электричество, воду. Их ведут не только к будущим строениям, а раскидывают по всей территории парка. Вся «Швейцария» сейчас в траншеях, — говорит член попечительского совета Елена Латышева.
«Мы опасаемся, что летом чиновники торжественно откроют парк, он проработает пару лет, а потом кафе и читальни разберут и на их месте начнут возводить дома».
— (продолжает) Есть капитальные фундаменты, есть коммуникации, а наши депутаты уже показали, что даже посреди парка можно легко «вырезать» участки земли и изменить их назначение. Это будут отличные дома комфорткласса в лесу рядом с Окой.
Доцент кафедры ландшафтной архитектуры Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Ольга Воронина говорит, что, по ее оценкам, мощности подводимых коммуникаций для жилых домов хватит.
— В 2009 году наше бюро «Архиленд» разрабатывало по заказу мэрии концепцию развития «Швейцарии», — рассказывает она. — Тогда это была концепция, призванная подчеркнуть природную компоненту. Связать верхний уровень парка с нижним, с набережной, с помощью подъемников. Дать людям возможность зайти в урочище Слуда, которое находится на территории парка на склоне. Организовать горнолыжные трассы. Все исходило из акцентов на природных красотах. Нынешняя концепция — про другое. Она про урбанизацию, это городская застройка.
Отдельно жителей беспокоит, что им не дают контролировать ход благоустройства.
Вся территория «Швейцарии» сегодня обнесена забором, за которым дежурит охрана.
8 сентября двое активистов и журналист «Активатики» пробрались за ограждение.
— И нас тут же окружили охранники, — говорит Елена Латышева. — Десяти секунд не прошло. Я попыталась пройти мимо них. Потому что закон разрешает мне осуществлять общественный контроль. Но меня просто дернули и вернули на место. Охранники вызвали полицию. Их начальник Сергей Старшов сказал, что напишет на нас заявления о том, что у рабочих пропал инструмент.
Полиция за активистами действительно приехала. Их продержали в отделении больше двух часов, но в итоге отпустили без протоколов.
10 октября членов попечительского совета «Швейцарии» официально пригласили посмотреть на ход работ.
— Мы увидели, что у многих деревьев повреждена корневая система, увидели, что парк изъезжен бульдозерами, и главное — увидели «некапитальные» фундаменты из бетона и арматуры, — говорит Елена Латышева. — Информация обо всех нарушениях была отправлена в надзорные органы. 22 октября пришел ответ прокуратуры: «Проведение строительных работ на озелененных территориях общего пользования не установлено».
Сейчас в проекте благоустройства парка наличествуют: детский центр, кафе, хозблок, киоски, зимний сад, читальни, спортивный центр — 15 видов построек.
Ради них придется вырубить, по официальным данным, 500 деревьев.
Защитники «Швейцарии» опасаются, что количество вырубленных деревьев может оказаться больше: перед началом благоустройства их никто не пересчитывал.
— Подрядчик обещает произвести компенсационные высадки (1632 дерева. — И.Ж.). Но когда речь заходит о компенсации, нужно понимать: нельзя «компенсировать» двухлетним прутиком дерево, которое росло 50–70 лет, — говорит руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов. — Во время инспектирования парка мы видели, что у многих деревьев повреждена корневая система. Значит, есть риск, что со временем они будут ослабевать и умрут. И их уже подрядчик компенсировать не станет. Кроме того, у коммуникаций, которые сейчас прокладываются по парку, есть охранная зона — два метра в обе стороны. И если дерево в этой охранной зоне умрет, в ней нельзя будет высадить новое.
Не изучались и риски для краснокнижных животных и растений, отмечает Каюмов. Достоверно известно, что в парке живут шагреневая гусеница и черный слизень.
— Никто сейчас не может гарантировать, что коммуникации не прокладываются по ключевым местам их обитания.
Руководитель экоцентра согласен, что проект реконструкции парка очень похож на подготовку местности под строительство жилья. «Земля недалеко от центра города в зеленой зоне с водопроводом, канализацией, ливневкой, электричеством, даже с сигнализацией и видеонаблюдением. Инвесторы сами будут рваться сюда, — говорит Каюмов. — Допустят их в «Швейцарию» или нет — будет зависеть от жесткой природоохранной позиции городской администрации и городской думы. Но мы уже видели, как они с легкостью 3,5 гектара взяли и из парка вырезали».
Официально
В пресс-службе администрации Нижнего Новгорода «Новой газете» заявили, что необходимость благоустройства «Швейцарии» была вызвана состоянием парка.
«Парк, который десятилетиями был излюбленным местом отдыха горожан, в последние годы, к сожалению, пришел в запустение. Заросли дорожки, обветшали павильоны. Из-за отсутствия освещения «Швейцария» стала одним из самых криминогенных мест в Приокском районе. Мало кто рисковал зайти вглубь парка в темное время суток», — заявили в пресс-службе администрации.
В криминальных сводках Нижнего Новгорода «Швейцария» фигурирует не чаще других локаций. В декабре 2019-го здесь произошла пьяная драка со смертельным исходом. В 2017 году в парке на женщину напал насильник, причем утром. Нужно ли ради избавления от неадекватов избавлять города от лесопарков?
Об урбанизации парка в администрации говорят так: «На территории появятся павильоны для предоставления различных услуг гостям парка и создания комфортного времяпрепровождения. Особенности рельефа парка вызывают необходимость создания дополнительного укрепления основания некоторых некапитальных павильонов». Несколько раз в ответе администрации подчеркивается, что строения будут хоть и с фундаментом, но — некапитальные.
При этом в администрации справедливо отмечают, что кафе в парке были и раньше, но теперь они «будут более современными и «цивилизованными», рассчитанными на разные группы населения».
Что касается недовольства горожан, то в администрации заявляют, что провели опрос и недовольных благоустройством оказалось немного — лишь около 3% респондентов. Сколько человек участвовало в опросе, их возраст и род деятельности — не уточнили.
Источник «Новой газеты», знакомый с проектом реконструкции, заверил, что в «Швейцарии» появится «всего три объекта, из-за которых нужно будет вырубить лес», в остальном будут «благоустроены» поляны и модернизирована уже существующая инфраструктура.
Часть 2. «Швейцарский» счет
Отдельная тема в благоустройстве «Швейцарии» — прайс. За 3,7 млрд рублей будет реконструирована не вся территория парка (380 га), а только верхняя часть крутого берега Оки, прилегающая к городу, — 52 га. Для сравнения: за ту же сумму Сергей Галицкий с нуля, на пустыре, построил свой парк «Краснодар» (ему даже деревья туда пришлось закупать).
При этом критиковать проект реконструкции «Швейцарии» в Нижнем Новгороде решаются немногие. Два-три СМИ, активисты попечительского совета да местный штаб Навального.
В августе 2020 года сторонники Навального выпустили расследование, в котором подробно разобрали проект и пришли к выводу, что стоимость ряда объектов в парке существенно завышена. Так, указанная в смете стоимость скамеек Green line производителя Punto design для «Швейцарии» составляла 70 500 рублей. При этом их цена на сайте производителя на тот момент была в два раза меньше — от 37 000 рублей (сейчас — от 39 500 рублей). «При условии, что в парке будет 227 таких скамеек, мы переплатим больше 7,5 млн рублей только за них», — писали сторонники Навального.
Другая модель скамеек, Picasso, для «Швейцарии» стоила 42 000 рублей за штуку. На сайте производителя на момент закупки одна такая скамейка стоила от 25 000 рублей.
Каждая урна для парка, писали сторонники Навального, будет стоить от 45 210 рублей до 124 467 рублей в зависимости от размера. Проектировщик объясняет цену тем, что урны будут сделаны из тропического дерева. Зачем в Нижнем Новгороде тропическое дерево — непонятно. Урны из термоясеня стоят в два раза дешевле.
Но больше всего претензий у общественности вызвала закупка туалетных модулей. Цена туалета из бруса с тремя унитазами и двумя умывальниками, одна из секций которого будет доступна для инвалидов, — 16,7 млн рублей. За такие деньги продаются коттеджи с благоустроенными участками в непосредственной близости от Нижнего Новгорода.
В администрации на вопрос «Новой газеты» о стоимости благоустройства заявили, что «приняли решение о снижении стоимости туалетов на 50%». Впрочем, официальных документов об изменении стоимости туалетов «Новой газете» найти не удалось.
Стоимость скамеек в администрации города обосновали качеством материала, отметив, что парк «Швейцария» — «не дачный участок».
Высокая стоимость работ в «Швейцарии» может быть обоснована не только качеством работ, но и вероятной аффилированностью поставщиков друг с другом. Например, все три поставщика грунта, у которых подрядчик проекта, компания «ЕКС», запрашивала цены, находятся по одному адресу: Нижний Новгород, улица Варварская, дом 7. Две из этих компаний — «Три сезона» и «Зеленый проект» — даже работают в одном офисе.
Связаны между собой и компании ООО «НПП «Боронд», ООО «Фонтан» и ООО «Мегафонтан», у которых подрядчик запрашивал ценники для строительства в парке фонтана. Учредитель ООО «НПП «Боронд» Александр Трофимов является соучредителем ООО «Фонтан». А генеральный директор торгового дома «Боронд» (где соучредитель также Трофимов) Алексей Лапынин является учредителем ООО «Мегафонтан».
«Новой газете» также удалось найти в проекте закупку девяти игровых пней по 14 860 рублей за штуку.
Кто получит деньги?
Тендер на благоустройство парка первоначально выиграло петербургское «Специализированное строительное управление — 5», предложившее выполнить работы за 3,72 млрд рублей (на 20 млн меньше, чем действующий подрядчик, московское АО «ГК «ЕКС»). Однако «ЕКС» успешно оспорила результаты торгов в Федеральной антимонопольной службе, доказав, что конкуренты «не соответствуют указанным в тендере условиям»: за последние годы петербуржцы, как указала «ЕКС», не выполнили ни одного контракта по восстановлению культурного наследия стоимостью не менее 780 млн рублей.
Группу компаний «ЕКС» до прошлого года в СМИ называли «одним из самых таинственных подрядчиков государственных мегапроектов». Сумма всех господрядов, полученных ею с момента основания, составила порядка 110 млрд рублей. При этом компания не раскрывала своих бенефициаров.
В октябре 2020 года в совместном расследовании Forbes и «Проекта» владелец компании был назван. Им оказался 36-летний Максим Крылов, которого СМИ связывают с миллиардерами Борисом и Аркадием Ротенбергами. Собеседники Forbes и «Проекта» не только говорили о прямой связи Крылова с Ротенбергами, но и указывали, что «ЕКС» закладывала свои госконтракты в принадлежащий Ротенбергам «СМП Банк» чаще, чем в другие банки. Представители Ротенбергов связь миллиардеров с «ЕКС» отрицали.
Часть 3. При чем тут Ирина Славина?
В шесть утра 1 октября в квартиру нижегородского предпринимателя Михаила Иосилевича постучали. Человек по ту сторону двери представился полицейским и потребовал открыть.
— Никакого ордера представлено не было, и я пошел дальше спать, — говорит Иосилевич. — Через 10 минут заработала болгарка.
Предприниматель поспешил открыть дверь. В квартиру вошли шесть человек, в том числе сотрудники СОБРа в бронежилетах и касках. Они показали Михаилу постановление суда о проведении обыска и начали осмотр квартиры.
Выяснилось, что в отношении Иосилевича возбудили уголовное дело по статье 284.1 УК РФ (осуществление деятельности на территории РФ нежелательной организации).
— Речь об «Открытой России» (признана Минюстом нежелательной. — И.Ж.). В 2019 году на меня было составлено два административных протокола по ст. 20.33 КоАП якобы за организацию мероприятий «Открытки». Первый раз — потому, что я сдал свое кафе под проведение форума «Свободные люди», а второй — потому, что представитель «Открытой России» присутствовал здесь на другом, совершенно не связанном с этой организацией мероприятии.
Уголовное дело против Иосилевича возбудили после того, как в его кафе прошла лекция «Голоса» (в 2013 году ассоциация с таким названием была включена в список иноагентов, а затем — ликвидирована; в том же году было создано движение «Голос») для наблюдателей, работающих на выборах.
— СК посчитал, что «Голос» как-то связан с «Объединенными демократами», а те — с «Открытой Россией». И следователи возбудили дело. Обыски в то же утро прошли не только у меня, но и еще по шести адресам. У сторонников Навального, у активиста движения «Блок 52» Юрия Шапошникова, у Ирины Славиной. Всем им присвоили статус свидетелей по моему делу. Но (!) всех их между собой ничего не связывало: никто из них не был на всех трех мероприятиях в моем кафе. Ирина Славина, например, не была на тренинге «Голоса».
Единственное, что всех нас объединяло, — это защита парка «Швейцария»: все участвовали в живых цепях, навальновцы делали расследования, Ирина писала острые статьи. И вот — у всех обыски.
О том, что обыски у свидетелей по делу Иосилевича могут быть связаны именно со «Швейцарией», в интервью нижегородскому порталу nn.ru говорил и координатор штаба Навального в Нижнем Новгороде Роман Трегубов: «Я думаю, что все это связано с парком «Швейцария». Такая вот акция устрашения. Мы расследование сняли, Славина освещала, Иосилевич, Шапошников и другие участвовали в акциях протеста. Все так или иначе связаны с этой темой».
Супруг Ирины Славиной Алексей Мурахтаев в разговоре с корреспондентом «Новой» допустил, что обыск в их доме и дальнейшее самоубийство Ирины могли быть связаны со «Швейцарией», отметив, что парк «в любом случае стал лишь одним из факторов, из-за которого на Ирину могли давить власти». Слишком смело писала.