Крупнейшая рыбная компания РФ попала под удар силовиков по заказу беглого уголовника
Улов рыбы и морепродуктов, по данным Росрыболовства, в 2017 году составил 4 млн. 952 тысячи тонн. При этом первое место в России заняла Группа компаний «Норебо», чей улов составил 592 тысяч тонн, 100% группы принадлежит рыбопромышленнику Виталию Орлову, который всю жизнь занимается флотом и рыбой, не занимался политикой и не имел постов во власти. Второе место у группы «Русская рыбопромышленная компания» – 326 тысяч тонн, она на 90% принадлежит Глебу Франку – сыну экс-министра РФ и зятю Геннадия Тимченко, основателями и изначальными владельцами группы была семья нынешнего подмосковного губернатора Андрея Воробьева (отец которого работал вечным замминистра РФ у Сергея Шойгу). На третье место благодаря приобретению ПАО «ПБТФ», вышло АО «Гидрострой», добавившая к своим 150 тысячам тонн еще и 114 тысяч тонн «ПБТФ»,«Гидрострой» на 100% принадлежит Александру Верховскому – уроженцу Петербурга, члену «Единой России» и сенатору Совета Федерации РФ 2010-2017 годов (интересно, что и «ПБТФ» он купил у нынешнего приморского губернатора Олега Кожемяко). Четвертое место у ПАО «Океанрыбфлот» – 262 тысяч тонн, его основной владелец – тоже сенатор Совета Федерации РФ от «Единой России» Валерий Пономарев, еще два совладельца – тоже депутаты от «Единой России». Пятое место у ПАО «НБАМР» – 169 тысяч тонн, его контрольным пакетом владеет семья приморского экс-губернатора Сергея Дарькина.
Виталий Орлов
Как видим, Виталий Орлов, десятилетия занимаясь только рыбой и только флотом, оказался бесспорным лидером отрасли, однако он – никогда не вмешивавшийся в политику – оказался своего рода «белой вороной» среди рыбных олигархов, которые имеют к политике намного большее отношение, чем к экономике. Неудивительно, что людей, обладающих немалым административным ресурсом никто «не трогает». И также, пожалуй, не удивительно, что жертвой «ментовского беспредела» стал тот лидер рыбной отрасли, который не имеет никакого админресурса за плечами. Тем более в ситуации, когда продажных полицейских неплохо мотивировал давний недоброжелатель Орлова – Александр Тугушев, в свое время пытавшийся «примазаться» к бизнесу Орлова как раз в обмен на обещание административно-политической «крыши». В 2003-2004 Тугушев был замглавы Росрыболовства, а в 2004-2009 отбывал тюремный срок за вымогательство и мошенничество, после чего поселился в Лондоне и теперь пытается отсудить у Орлова часть его группы компаний в Высоком суде Лондона… Это было бы смешно, если бы отстаивать интересы Тугушева не приехал в Мурманск спецназ МВД из Москвы…«Ты живешь в понятийно-бандитском мире! У нас не доля, не общак. У нас нормальная прозрачная компания», — возмущался Орлов после очередного требования Тугушева сделать его официальным акционером холдинга или отдать часть компаний. Эти слова звучат на одной из записей, которые, как утверждает Тугушев, он делал во время встреч с Орловым.
Александр Тугушев
Данная ситуация стала главной темой пресс-конференции 4 октября, организованной в Мурманске с участием всех местных рыбопромышленников из компаний «Мурманский траловый флот», «Альтернатива» и Союза рыбопромышленников Севера.
Во что может вылиться конфликт двух людей, один из которых посчитал, что можно попробовать отобрать активы другого? Обыски, попытки завести уголовное дело, слежка иностранными шпионами и разбирательство в Высоком суде Лондона – это итог спора Александра Тугушева и Виталия Орлова, заявили участники пресс-конференции, которая состоялась в здании Мурманского тралового флота.
Валерий Стадник
– Тугушев обратился с заявлением о нарушении его прав еще в 2016 году, - напомнил Валерий Стадник, адвокат, – с конкретным заявлением в УБЭП. С этого периода в отношении организации проводились оперативно-розыскные мероприятия, проводились опросы и неоднократно выносились решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Фабула была – за отсутствием события преступления.На предложение заключить мир и прекратить конфликтовать, получив огромную сумму – 60 млн. долл., Тугушев ответил отказом, требуя 30% всей группы компаний. Хотя к нему и к длительному процессу развития и становления холдинга, на которое было потрачено много сил, Тугушев отношения не имеет вовсе. Да и сам же ранее во всех документах для налоговых органов и приставов собственноручно писал, что «акциями не владею».
– Для любого человека понятно, если мне кто-то должен, что делать? Одни бегут к бандитам, а нормальные и добропорядочные обращаются в суд и пытаются взыскать, - комментирует ситуацию замдиректора АО «Альтернатива» Анатолий Прокопенко, – Но человек в суд не идет, понимая незаконность своих действий. Поэтому он в суд не идет, а собирает компромат, шантаж, угрозы, потом вбросы в СМИ – это классика рейдерского захвата.
Игорь Баталов
За этим последовали проверки правоохранительных органов. Наш источник сообщил, что накануне обысков мурманское МВД посетил лично Тугушев с обещаниями хорошего куша экс-руководителю ведомства Баталову. Но расследование провалилось – доказательств неправомерных действий попросту не было. А дальше странность – материалы по делу перекочевали в Москву.
– Ведь тот следователь, который принял решение о возбуждении уголовного дела, ведь она также 3 раза принимала решения об отказе уголовного дела, – констатирует адвокат Валерий Стадник, – Но она его возбудила. Одновременно с подачей иска в Лондонский суд. Вот тут и совпадения. Мы делаем выводы, что в данном случае их действия – Тугушева, лиц, находящихся в Лондоне – иностранных граждан, следователя Москвы – носят согласованный характер.
Константин Древетняк
– По всей видимости, это связано с переделом бизнеса. И это люди не простые, двинуты такие силы как Лондонские суды, привезены товарищи московского спецназа изымать документы, – говорит руководитель Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк. Изъятие документов и обыски, а особенно вся террористическая манера их проведения, возмутила все рыбное сообщество Мурманской области. Сотрудники ряда компаний, а это 300 человек, были выдворены из кабинетов буквально под дулами автоматов. Им пришлось несколько часов стоять в коридорах без права передвигаться и общаться. «Мне даже было стыдно за наши органы, которые в таком виде проявляют свои функции, – возмущается глава совета директоров ПАО «Мурманский траловый флот» Валерий Цуканов, – Нас собрали, забрали телефоны и порядка шести часов заставили стоять на одном месте. В такой грубой форме это и происходило».
Работники и руководство холдинга «Норебо», как и Союз рыбопромышленников Севера не исключают вероятность взброса подложных документов в ходе обысков. Они намерены отстаивать свои права, и собираются обращаться в ФСБ, в прокуратуру и к Президенту РФ Владимиру Путину.
Кристина Зорина, бухгалтер ПАО «Мурманский траловый флот»:– Открывается дверь и вламывается мужчина в маске. У него в руках что-то для выламывания дверей. И в грубой форме орет: «Всем на выход!». Мы, ничего не понимая, выходим в коридор.
Также и остальных коллег вытаскивали в коридор, ничего не объясняя. Мы не знали, что это, кто это, вдруг это бандиты. Действительно, методы сродни бандитским. Вооруженные до зубов люди влетают в кабинеты с бухгалтерами, кадровиками, менеджерами. А дальше всех – как стадо – сгоняют в коридор. Нервы, признаются сотрудники компаний, которые сначала подумали, что на них напали, были на пределе.
Андрей Киселев, первый замдиректора АО «Рыбпроминвест»:
– Парализовали работу, чувствовали себя в кабинетах как хозяева и отобрали мобильные телефоны. В то самое время, когда дети возвращались со школы и нуждались в звонке мамы или папы. В коробке, куда сгрузили девайсы, пока шел обыск, телефоны надрывались, заставляя работников предприятий еще больше нервничать, ведь у каждого своя семейная история: у кого-то малыши на уроках, у кого-то дома нездоровые родители.
Алексей Храменок, начальник юротдела «Рыбпроминвест»:
– Создавалась такая ситуация, что одного адвоката вытолкали, а второго не пустили, несмотря на то, что у адвоката имелся орден. На что они ссылались? Ни на что. Мы им говорили, что адвокат должен присутствовать. Никакого внятного ответа не поступило.
Как видим ситуация не из лучших, и тот рост вылова рыбы и морепродуктов, о котором рапортует глава Росрыболовства Илья Шестаков, обещающий, что «Россия вполне может превзойти 5 млн. тонн», может прекратиться и на смену вполне может придти спад в отрасли, а россияне могут не увидеть на полках магазинов достаточного количества рыбы и морепродуктов, что приведет к росту цен.
Рост цен же снизит спрос, за которым последует еще больший спад вылова… Вот в таком замкнутом кругу может оказаться российская рыбная отрасль, если рыболовную компанию №1 в России будет и дальше кошмарить СОБР и ОМОН…
личное подтверждение Тугушева об отсутствии у него акций