Российские издания, работающие по западной франшизе, начинают уходить из России. Первым об этом решении объявил издательский дом (ИД) Conde Nast, выпускающий журналы Vogue, GQ, Glamour и Tatler. На фоне политических событий, а также проблем с иностранными рекламодателями их примеру могут последовать другие крупные участники рынка. Теоретически они могут сохранить российские редакции, отказавшись от зарубежного партнерства, отмечают эксперты, но создание нового бренда может оказаться сложной задачей.
Международный ИД Conde Nast заявил о приостановке деятельности в России. Все издания временно прекращают работу в печати и в интернет-версиях. По словам источника «Ъ», гендиректор российского подразделения Conde Nast Анита Гиговская сообщила сегодня сотрудникам, что уже готовые апрельские номера журналов не будут выпущены. Компания планирует вернуть деньги рекламодателям за размещения в этих номерах. «Возможность выпускать издания силами редакций под другим названием не обсуждается»,— сказал собеседник «Ъ».
Другие крупные франшизы пока не намерены прекращать работу в России. У Hearst Shkulev изменений в лицензиях нет, заявил «Ъ» основной владелец группы (в ГК входят бренды Elle, Elle girl, Elle Decoration, Maxim, Marie Claire, Psychologies и др.) Виктор Шкулев: «Все журналы будут выходить, а сайты — работать, ничего не меняется».
Директор по развитию Forbes Russia Дмитрий Озман сообщил, что редакция работает в штатном режиме: «Речь об отзыве лицензии или приостановке нашей деятельности на территории РФ не идет». Представители Independent Media (издают журналы Harper`s Bazaar, Men`s Health, «Домашний очаг» и т. д.) не ответили на запрос.
Главной задачей изданий в текущей ситуации будет сохранение бизнеса, в первую очередь ради своей аудитории, считает вице-президент Союза предприятий печатной индустрии ГИПП Александр Оськин.
Правительство РФ уже предложило варианты на случай ухода иностранного партнера с российского рынка: окончательное закрытие или передача своих долей в управление российским компаниям. Так могут поступить и издания, то есть локализовать контент и сами редакции.
В целом локализовать контент сейчас могут все работающие в России СМИ, более того, это может удешевить его создание, считает собеседник «Ъ» на рынке. Редакции покупают материнский контент головного издания по фиксированным ценам, при расторжении договоренностей этих обязательств у журналов не будет, объясняет он: «Проблемы могут возникнуть только у узкоспециализированных франшиз, например о гольфе или вязании, где зарубежный контент составляет более 50%, но таких медиа в РФ осталось немного».
На рынке уже присутствуют издания, локализовавшие работу в России. Например, журнал The Hollywood Reporter. Russian Edition в 2018 году был переименован в «КиноРепортер» и начал издаваться без участия американской редакции, при этом сделав упор на российскую киноиндустрию.
«Мы готовились к этому заранее, было достаточно времени все обсудить с американскими коллегами и прийти к соглашению»,— поделилась главный редактор «КиноРепортера» Мария Лемешева. Для изданий многое зависит от условий договоров, отмечаете она: «Можно ли досрочно расторгнуть лицензию без штрафов». Но сейчас западные партнеры отнесутся к этому с пониманием и могут даже с некоторым облегчением «разорвать» отношения с Россией, допускает госпожа Лемешева.
Гораздо сложнее, по ее мнению, будет сохранить редакции и продолжить работу, поскольку потребуется регистрировать новый бренд, продвигать его. Кроме того, многие традиционные рекламодатели глянца приостановили работу в России, напоминает Мария Лемешева: «Для печатных СМИ это катастрофа».