Судя по всему, уже в самое ближайшее время Интернет перестанет быть зоной абсолютной свободы. Отечественные спецслужбы приготовили целый арсенал средств мониторинга и слежки за пользователями социальных сетей. Впрочем, эта проблема актуальна не только для России.
Началось все с личного опыта. В какой-то момент жизнь моя превратилась в кошмар. Все зло мира сосредоточилось для меня в тролле из социальной сети, который каждый день грозил мне расправой и призывал пользователей нести траурные венки к моему дому. В результате я перестала гулять во дворе с ребенком и тихо ждала чего-то нехорошего. Еще через неделю, получив от таинственного преследователя очередное послание инфернального свойства, я обратилась к знакомому сотруднику одной из правоохранительных структур. «Ничего страшного, – пояснил он. – Найти человека, постоянно сидящего в Интернете, проще простого. Если ты попал в Сеть, то о тебе становится известно практически все».
Адресок? Пожалуйста!
Когда позже при случае я спросила владельца интернет-ресурсов Евгения Харыбина, предоставляет ли он персональные данные пользователей своих социальных сетей спецслужбам, то услышала предельно прямой и откровенный ответ: «Конечно, предоставляем. По закону о связи, принятому в России, провайдер обязан сертифицировать узел связи в ФСБ. Теоретически спецслужба должна подключить свое оборудование. Но чаще всего они не подключаются, потому что оборудование старое. Или просто лень. Заканчивается все тем, что спецслужбы звонят нам и запрашивают данные по некоторым IP-адресам, чтобы определить, что делал пользователь такой-то в течение данного промежутка времени. По каким сайтам ходил, с кем переписывался. Если он, к примеру, террорист или педофил, то можно проследить тенденцию в поведении и выйти на подельников. Просили ли нас сливать IP-адреса? Да, просили, и по закону о связи мы не имели права отказать».
«Социальные сети не ваш друг. Они собирают данные о вас. Слежка в соцсетях – нечто намного большее, чем вам кажется. Никогда не пользуйтесь кнопкой Like – нажатие на нее тут же передает ваши данные другим людям. Социальные сети отбирают ваши данные и злоупотребляют ими». Такое громкое заявление сделал гуру Интернета Ричард Мэттью Столлман, основатель Лиги за свободу программирования. А еще Столлман резко раскритиковал заявления Facebook о конфиденциальности информации, которую публикуют в социальной сети пользователи. По словам лидера движения за свободу программирования, информация, которую пользователь «постит» на «стену», может быть использована Сетью «как угодно».
Собственно, все это давно не секрет. Руководитель департамента развития продуктов Livejournal Дмитрий Пилипенко открыто признает: «В LiveJournal у пользователя есть выбор – разрешать обрабатывать информацию в его журнале или нет. Соответственно, разрешив индексацию, пользователь добровольно соглашается на анализ его контента поисковыми машинами и прочими системами, которые собирают и анализируют данные. Помимо этого сервис предусматривает возможность создания приватных данных, недоступных поисковикам. Никакого вторжения в личную жизнь в данном случае быть не может».
Автоматический поиск врагов
Однако в ближайшее время в системе работы спецслужб и социальных сетей должны произойти существенные изменения. Федеральная служба охраны собирается автоматизировать работу по мониторингу интернет-пространства в поисках угроз системе государственной власти и ее представителям. Бюджет проекта составляет 31,8 млн рублей. Предполагается, что информационные материалы в сетях пройдут предварительную обработку, их сгруппируют по конкретным темам: «президент», «руководство администрации президента», «премьер-министр», «протесты оппозиции», «губернаторы», «негативные события в стране», «происшествия», «критика власти». Система мониторинга социальных сетей, о которой идет речь, называется «Призма». Она была разработана в свое время компанией «Медиалогия». На сайте «Медиалогии» читаем: «Призма» «отслеживает в соцмедиа активность, приводящую к росту социальной напряженности: нагнетание беспорядков, протестные настроения, экстремизм; обсуждение уровня цен, зарплат, пенсий; проблемы ЖКХ, инфраструктуры, медицины и другие».
Кроме администрации президента «Призму» будут использовать некоторые федеральные чиновники, а также руководство МВД, мэрия Москвы, аппарат спикера Госдумы Сергея Нарышкина и сотрудники главы Роснефти Игоря Сечина
. «Призма» может отслеживать не только соцсети, но и stand-alone-площадки (личные сайты и блоги). Всего, по словам разработчиков, под око Кремля попадают таким образом 60 млн источников. При этом система анализирует тональность высказываний, показывает динамику положительных и негативных отзывов в блогах на то или иное событие за последние 24 часа, а также строит график информационных атак.
Поговаривают, что именно локальное применение этого мониторинга и помогло «слить» протест в России. Действительно, системы мониторинга и анализа сетевой информации были разработаны к концу 2011 года и внедрялись в первой половине 2012 года. Именно этот период и считают временем затухания протестной активности.
Конец «свободной дискуссии»?
Ни для кого не секрет, что любые социальные сети, в том числе российские, – это бизнес, и очень доходный. Чтобы его сохранить, владельцы пойдут на все. Тут и без «Призмы» в 2011–2012 годах плавно «перевели стрелки». Зайдешь, бывало, в разгар периода протестной активности в ТОП ЖЖ, а там в верхних строках очередной вояж в экзотическую страну вечного сетевого путешественника. Или откровения «Проститутки Кэт», или вечные проблемы психологов, которые советуют пользователям, как отомстить свекрови или насолить мужниной любовнице. Именно первая страница популярной социальной сети во многом меняла общественное мнение в период протестов. А тут еще Клуб блогеров, созданный не где-нибудь в интернет-кафе, а под покровом государственного информационного агентства «РИА Новости» – ныне «Россия сегодня».
Было бы наивно полагать, что цель мониторинга социальных сетей – только поиск инакомыслящих. Одной из первых новую систему испытала Служба внешней разведки. Еще летом 2012 года СВР начала работать с инновационными программами управления медиасообществом, позволяющими делать нужные информационные вбросы. Первые результаты проявились уже к концу 2013 года: тогда блогосфера стала, хотя и неофициально, называть президента Владимира Путина «Человеком года». Там же, в сетях, если помните, происходил вброс информации о выдвижении Путина на Нобелевскую премию мира. После СВР на пропагандистское IT-поприще вышел МИД России. Министерство создало спецподразделение, которое поставило целью «конкурировать в деле пропаганды с европейскими и американскими «правозащитниками». Основная идея МИД – «отзеркалить» деятельность пропагандистских организаций США и ЕС.
Думаю, не случайно все эти системы появились практически одновременно с информационным агентством «Россия сегодня», цели которого объявлены «стратегическими» по формированию имиджа России за рубежом.
Американцы против принципов Facebook?
Впрочем, работой с социальными сетями занимаются не только российские спецслужбы. В США сейчас разрастается скандал в связи с тем, что Facebook использует персональные данные своих пользователей в корыстных целях, «засвечивая» личные сообщения пользователей. Иск в окружной суд Северной Калифорнии подали Мэттью Кэмпбелл из Арканзаса и Майкл Харли из Орегона. Кстати, еще в августе 2013 года Facebook обязался в досудебном порядке выплатить 20 млн долларов в качестве компенсации за использование имен и фотографий пользователей в рекламных блоках. Компенсацию по коллективному иску должны были получить около 614 тыс. человек.
Хотя насчет тотального контроля над умонастроениями россиян пока что все же не стоит волноваться. Минкомсвязи недавно обнародовало данные о том, сколько наших граждан имеют доступ к Интернету. Выяснилось, что в России малые населенные пункты, где есть голосовая сотовая связь, но где отсутствует как проводной, так и беспроводной доступ к Интернету, составляют 38%. Так что «мониторить» спецслужбы будут, видимо, пока лишь узкий круг всем известных блогеров. Известных такому же узкому кругу пользователей Сети из крупных городов.