Россия сократила военные расходы в 2017 году

Источник
По мнению экспертов Стокгольмского института изучения проблем мира, сокращение составило 20% в долларовом эквиваленте. Считали ли эксперты закрытые расходные статьи российского бюджета, не известно.
Расходы России на вооружение снизились в 2017 году на 20% в долларовом эквиваленте, что в абсолютных цифрах стало самым значительным снижением в мире. Об этом говорится в новом докладе Стокгольмского института изучения проблем мира (SIPRI). Снижение затрат Москвы на вооружение связано как с запланированными сокращениями в этой области, так и с падением курса рубля. В целом же оборонные расходы в мире увеличились за год на 2,2%. Основной вклад внесли Китай, Саудовская Аравия, Индия и другие государства Азии. Активнее всего в относительных показателях милитаризовались граничащие с Россией новички Евросоюза. Румыния, например, увеличила военный бюджет на 50%.

По данным SIPRI, военные расходы Москвы в 2017 году снизились впервые за 19 лет (с 1998 года) и сразу на 20% ($13,9 млрд), до $66,3 млрд. Таким образом, доля военных расходов в ВВП страны снизилась с 5,5% до 4,3%. «Модернизация армии остается приоритетом для России, однако переживаемые страной с 2014 года экономические проблемы ограничили военный бюджет»,— считает старший научный сотрудник SIPRI Симон Веземан.

О сокращении оборонных расходов, несмотря на сирийскую кампанию и конфронтацию с Западом, президент Владимир Путин впервые заявил в 2016 году. В декабре 2017 года он отметил, что в 2018 году страна потратит на оборону 2,8 трлн руб. (около $45 млрд по текущему курсу). В этом случае Россия переместится в рейтинге SIPRI с четвертого на девятое место, уступив, помимо прочего, Японии, Франции, и Великобритании. Как замечал 22 декабря министр обороны Сергей Шойгу, военный бюджет после снижения в 2018 году составит 2,8% ВВП (ниже, чем в 2008 году). При этом министр обратил внимание, что другие страны снижать военные расходы не собираются. Помимо планового сокращения бюджета играет роль и фактор резкого снижения курса российской валюты.
Так, в рублях расходы России на оборону с 2013 по 2016 год выросли на 39,5%, а в долларах — всего на 19,1%.

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отмечает, что к подсчетам SIPRI надо относиться с осторожностью и пользоваться более релевантной национальной статистикой. «Сокращение расходов на оборону носит плановый характер, более того — это неизбежно. Одна из причин — периодическое насыщение (армии новой военной техникой.— “Ъ”). Например, по вертолетам на ближайшие десять лет оно уже произошло»,— добавил собеседник “Ъ”. То есть сокращение связано в первую очередь не с экономической или военно-политической ситуацией, а с естественными процессами перевооружения, резюмировал эксперт.

Главный редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Барабанов напоминает, что в предыдущие годы серьезную роль играли выданные госгарантии под кредиты для пополнения оборотных средств. Речь идет о 1 трлн руб. кредитов, которые были взяты предприятиями, выполняющими гособоронзаказ для скорейшего перевооружения российской армии (800 млрд в 2016 году и 200 млрд в 2017-м). «Эти выплаты и взвинтили фактические военные расходы (до 3 трлн 775 млрд в 2016 году и 2 трлн 778 млрд в 2017 году), а сейчас идет нормализация»,— утверждает он. Кроме того, по словам эксперта, снижение военных расходов в 2018–2019 годах было заложено в бюджетные планы последние несколько лет.

Пока Россия снижала расходы на оборону, их увеличивали в Азии. Чемпионом (в абсолютных цифрах) в 2017 году стал Китай, поднявший их на 5,6% ($12 млрд), до $226 млрд и сохранивший за собой второе место после США. Впрочем, назвать это милитаризацией нельзя. Рост ВВП страны составил в 2017 году 6,9%, так что доля расходов на оборону в ВВП с поправкой на инфляцию не изменилась (1,9%). Эксперты также отмечают, что рост китайских военных расходов в 2018 году стал наименьшим с 2010 года. На третье место в мире, обогнав Россию, вышла Саудовская Аравия, тратящая на оборону больше всех в списке топ-15 относительно своего ВВП: около 10%. Эр-Рияд нарастил расходы на 9,2%, до $69,4 млрд на фоне региональных конфликтов, в частности, противостояния с Ираном в Сирии и Йемене.

Военные расходы США по-прежнему составляют 35% общемировых ($610 млрд) — их уровень, по данным доклада, не изменился. Вашингтон тратит на вооружение в 2,7 раза больше его ближайшего конкурента Пекина, при этом Белый дом обещал в 2018 году нарастить расходы на оборону до $700 млрд. Предполагается, что эти деньги пойдут на модернизацию ядерного арсенала США, расширение флота и увеличение численности военнослужащих.

Серьезно нарастили свои военные расходы также Индия (она вытеснила Францию с пятого места с $63,9 млрд) и Бразилия (поднялась с 13-го на 11-е место с $29,3 млрд). В первую десятку помимо уже упомянутых стран и Франции вошли также Великобритания, Германия, Япония и Южная Корея, чьи позиции в рейтинге не изменились с 2016 года. Их приращение военного бюджета сохранилось в пределах среднемирового (около 2%).

Непрекращающийся рост военных расходов в Азии большинство экспертов связывают с тем, что Китай фактически запустил «региональную гонку вооружений». Особенно это очевидно в случае Индии, вошедшей в пятерку по размерам расходов на оборону. «В Индии не претендуют на победу над Китаем в соревновании военных расходов и понимают, что нынешнее состояние армии и военно-промышленного комплекса недостаточны для отражения угроз, начиная от терроризма и заканчивая Китаем,— сообщил “Ъ” старший научный сотрудник SIPRI Петр Топычканов.— Тем не менее позитивная динамика есть: идет модернизация военной промышленности, растет участие частного бизнеса, крепнут связи с мировыми лидерами в этой области (США, РФ, Израиль и т. п.)».

Наиболее активно в 2017 году вооружались страны Центральной Европы, к которой, по методологии SIPRI, относится большинство бывших социалистических стран. Их военные расходы выросли в среднем на 12%. Рекордсменом не только в этом регионе, но и в мире (по относительному показателю) стала Румыния, увеличившая в 2017 году траты на оборону ровно на 50%. На 21% выросли расходы Литвы и Латвии. В абсолютных цифрах их показатели все равно остались невелики: на весь регион в 2017 году приходится $24,1 млрд военных расходов.
Персоны Компании
В администрации президента рекомендовали заменить главу Хакасии
Глава Хакасии Виктор Зимин может уйти в отставку. Его уход обсуждается в Кремле, причина — низкие рейтинги главы региона, утверждают источники РБК.
В России возрождают институт приписанных к заводам солдат
Владимир Путин поручил заняться предложением ЧТПЗ о «производственных ротах».
Сергей Шойгу последовал советам Анатолия Сердюкова
Минобороны России переводит Каспийскую флотилию из Астрахани в Каспийск (Дагестан). Так будет удобнее демонстрировать соседям военный кулак на Каспийском море.
Как Аман Тулеев превратился из народного трибуна в одиозного лидера
Развод с КПРФ, ручное управление бизнесом и другие факты из жизни бывшего главы Кузбасса.
В России провалена программа строительства военно-морского флота
Программы для авиации и РВСН выполнены гораздо лучше.
Зачем Сергей Шойгу строит военное "Сколково" в Анапе
В технополисе «Эра» планируется воспитывать элиту российской армии.
Аргентинский кокаин может отправить в отставку Сергея Лаврова
МИД РФ оказался в центре самого неприятного скандала за свою новейшую историю, а его глава может покинуть свой пост. Это также ставит крест на фармацевтическом и аптекарском бизнесе его зятя, Александра Винокурова.
Новый арест в Минобороны — кольцо вокруг «черной кассы» Тимура Иванова сжимается
Цепочка уголовных дел в военном ведомстве может привести следователей к заместителю Сергея Шойгу.
Эра Ковальчука: как Минобороны решило отобрать у Рогозина военную науку
Минобороны предложило радикальные перестановки в руководстве «военного» технополиса ЭРА и оборонного Фонда перспективных исследований, созданного по инициативе Дмитрия Рогозина. Почему это произошло — разбирался РБК.
Колхозник со стратегическим мышлением
Как Павел Грудинин стал «кандидатом от народа» и зачем ему это нужно.
Танк "Армата" снова не готов
Британское издание The Times заметило, что в РФ опять переносятся сроки готовности "танка будущего" — Т-14 "Армата". По всей видимости, он не будет поставлен в войска до начала 2021 года.
Сказ о том, как Сергей Шойгу по стопам Анатолия Сердюкова пошел
С этого момента Сергей Шойгу становится очень похожим на своего предшественника Анатолия Сердюкова, поскольку мошеннические схемы повторяются. Заключив за три месяца многомиллионные контракты ...
Министр связи не помеха
Ключевые события из жизни и карьеры Николая Никифорова.
Против "Транслома" ищут прием
Попытка Сергея Шойгу монополизировать рынок военного лома за компанией "Транслом" может потерпеть неудачу.
Павел Грудинин избавит Московскую область от Андрея Воробьева
Кандидат в президенты от КПРФ за свою "работу" хочет получить пост губернатора Московской области. Не исключено тогда, что с весны 2018 года нынешний глава Подмосковья окажется фигурантом ряда уголовных дел.
Кто из руководителей регионов попадет «под раздачу» в новом году
Череду губернаторских отставок в сентябре-октябре 2017 года эксперты назвали «губернаторопадом». Cпикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что отставки губернаторов 11 регионов связаны «не с плохими показателями, а с необходимостью смены элит». В начале декабря Матвиенко анонсировала продолжение процесса ротации в 2018 году.
На авиабазе "Хмеймим" в Сирии якобы уничтожено семь российских самолетов
Радикальные исламисты обстреляли из минометов российскую авиабазу в Сирии.
Импортозамещение привело Минобороны к "золотым" маршрутизаторам
Минобороны покупало технику для военной связи по ценам в 3-4 раза выше рыночных.