Россия не будет торопиться с выплатой компенсации акционерам ЮКОСа

Источник
Несмотря на вступление в силу соответствующего решения Европейского суда по правам человека.
МИНЮСТ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

«Дальнейшие действия Минюста России в связи с вынесенным постановлением будут осуществляться исходя из необходимости обеспечения суверенных интересов Российской Федерации и основываться на нормах действующего национального законодательства, в том числе Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой на территории России», — говорится в заявлении Минюста.
 
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не будет пересматривать вынесенное минувшим летом решение о взыскании с российского правительства в пользу бывших акционеров ЮКОСа более 1,86 млрд евро. Коллегия из пяти судей ЕСПЧ отказалась перенаправить дело ЮКОСа в Большую палату и таким образом постановление суда от 31 июля 2014 г. вступило в силу, сообщила вчера пресс-служба ЕСПЧ.

Министерство юстиции России заявило о категорическом несогласии с решением о присуждении компенсации лицам, которые не только не обращались в суд, но и вообще не участвовали в рассмотрении дела.

Иск в ЕСПЧ был подан от имени трех зарегистрированных за рубежом «дочек» ЮКОСа — Yukos UK Limited (Великобритания), Yukos CIS Investments Limited (Армения) и Yukos Finance BV (Нидерланды). Но согласно решению Европейского суда право на рекордную компенсацию получают все акционеры нефтяной компании: их 51 000, подсчитал российский Минюст.

По решению ЕСПЧ у России есть шесть месяцев на то, чтобы определить совместно с Комитетом министров Совета Европы алгоритм исполнения решения, говорит руководитель аппарата российского уполномоченного в ЕСПЧ Андрей Федоров. Он отмечает, что процесс не будет простым — решение беспрецедентно как по размерам компенсации, так и по количеству людей, которые могут претендовать на ее получение.

Россия может вообще отказаться исполнять это решение, следует из вчерашнего заявления Минюста (см. врез). Ранее в ведомстве отмечали, что установленные ЕСПЧ нарушения конвенции не совпадают с позицией Конституционного суда России, подтвердившего правомерность действий российских органов власти в отношении ЮКОСа. Это дает возможность российским властям обратиться в Конституционный суд, который (согласно его собственному решению) в таком случае один имеет право определить возможные способы реализации решения международной инстанции.

Принудительного механизма исполнения решений ЕСПЧ не существует, напоминают эксперты. «Можно только жалобы писать в Комитет министров Совета Европы, который мониторит ситуацию, но там неисполненных решений несколько сотен только по России», — говорит бывший руководитель правового управления ЮКОСа, профессор Вестминстерского университета Дмитрий Гололобов. А в этом случае, учитывая число акционеров, с исполнением вообще все сложно и непонятно и скорее всего решение теперь будет вечно висеть как неисполненное, отмечает юрист.

Неисполнение решения Страсбургского суда грозит государству серьезными репутационными потерями, возражает партнер юридической фирмы King & Spalding Илья Рачков. Он напоминает, что государства — члены Совета Европы обязались исполнять окончательное постановление ЕСПЧ по любому делу, в котором они выступают стороной. Хотя это не помешало, например, Турции отказаться выплачивать Кипру компенсацию в размере 90 млн евро за военное вторжение 1974 г. Как и Турцию, Россию будут постоянно указывать в докладах Комитета министров Совета Европы как государство, не исполняющее решения суда. Комитет может также обратиться в ЕСПЧ за разъяснением по вопросу исполнения решения. Фактически это будет означать еще одно дело против России, предупреждает эксперт. В таком случае, наверное, проще решить — не стоит ли нам вообще выйти из конвенции и из Совета Европы, задается вопросом Рачков.

Бывший финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор вчера выразил уверенность в том, что Комитет министров обладает необходимыми полномочиями для приведения решения в исполнение и сделает все от него зависящее, чтобы обеспечить соблюдение Россией установленного судом срока.