США объявили о разоблачении российской шпионской сети: заместитель главы нью-йоркского офиса Внешэкономбанка Евгений Буряков арестован, сотрудники торгпредства и представительства в ООН Игорь Спорышев и Виктор Подобный успели покинуть США. Слежку за этой тройкой ФБР вело с 2012 года. Согласно обнародованным следствием документам, российские разведчики действовали крайне неосторожно, из-за чего и провалились. Москва потребовала освободить Евгения Бурякова, назвав выдвинутые в его адрес обвинения безосновательными. Между тем из документов ФБР следует, что до США он работал на СВР в другой стране. По данным "Ъ", речь идет о ЮАР.
Столь громких шпионских скандалов между Москвой и Вашингтоном не было с 2010 года, когда в США были арестованы десять российских "нелегалов". На сей раз власти США объявили о разоблачении троих россиян, якобы работавших на Службу внешней разведки (СВР) РФ. Один из них — заместитель руководителя представительства Внешэкономбанка в США Евгений Буряков — был в понедельник арестован в Бронксе (Нью-Йорк). Еще двое россиян, обвиняемых американцами в шпионаже,— торговый представитель РФ Игорь Спорышев и атташе представительства РФ при ООН Виктор Подобный — покинули США осенью.
Евгению Бурякову грозит до десяти лет тюрьмы. Ему инкриминируются деятельность в качестве незарегистрированного иностранного агента и участие в сговоре с целью обеспечения этой деятельности. Представитель МИД РФ Александр Лукашевич вчера заявил, что Москва настаивает на освобождении банкира. По его словам, власти США "вновь решили прибегнуть к излюбленной практике раскручивания шпионских страстей", запустив "очередной виток антироссийской кампании". "Последствия таких действий, усугубляющих двустороннюю атмосферу и подрывающих перспективы нашего взаимодействия, останутся на совести их инициаторов",— предупредил представитель МИДа, добавив, что "никаких доказательств", подкрепляющих обвинения в адрес Бурякова, Спорышева и Подобного, не представлено.
Между тем из обнародованных Минюстом США показаний спецагента ФБР Грегори Монагана следует, что американские спецслужбы "вели" эту тройку с марта 2012 года: за ними осуществлялась слежка, их телефоны прослушивались, деятельность в интернете мониторилась, записывались якобы даже их переговоры в "помещении СВР" в Нью-Йорке (в документах это называется "офисом СВР", речь, видимо, идет о резидентуре.— "Ъ"). Как заявил помощник федерального прокурора США Адам Фи, следствие располагает "сотнями часов" аудио- и видеозаписей, изобличающих Бурякова, Спорышева и Подобного.
Из доказательной базы ФБР, изложенной на 26 страницах, складывается следующая картина: Евгений Буряков прибыл в США в 2010 году, предполагалось, что его банковское прикрытие позволит собирать ценную информацию, недоступную для сотрудников, работающих под прикрытием дипломатов и торговых представителей. Чтобы не вызвать подозрений, Буряков не посещал "офис СВР" в Нью-Йорке, а добытую информацию передавал через Спорышева и Подобного. О встречах они договаривались по телефону, используя кодовые фразы: "мне нужно передать тебе билеты", "я забыл у тебя зонтик" или "ты просил купить книгу". У ФБР есть записи с более 40 таких встреч, и в ходе некоторых из них Буряков передавал собеседникам некие пакеты, журналы или листки бумаги. Из документов ФБР следует, что российских разведчиков, в частности, интересовала информация об альтернативной энергетике в США, работе Нью-Йоркской фондовой биржи, планах по введению санкций в отношении российских банков. В деле нет информации о каких-либо секретных документах, добытых шпионами из России.
Вместе с тем в нем приведены несколько расшифровок бесед разведчиков в, как утверждается, "офисе СВР". В ходе одного из таких разговоров 27-летний Виктор Подобный жалуется 40-летнему Игорю Спорышеву на то, что его работа не соответствует его ожиданиям: "Вот сижу я тут с печеньем... под носом у врага. Бл*! Ничего из того, что я себе представлял. Даже близко не похоже на фильмы о Джеймсе Бонде. Я знал, что не буду на вертолетах летать, но хотя бы мог притвориться кем-то другим". "Я тоже думал, что поеду за границу по другому паспорту хотя бы",— отвечает на это его старший коллега.
В ходе другой беседы Игорь Спорышев делится впечатлением от работы с двумя потенциальными информаторами-дамами в Университете Нью-Йорка: "Чтобы сблизиться с девушками, нужно либо их трахнуть, либо задействовать какие-то другие рычаги, чтобы они соглашались выполнять твои просьбы. Так что я пришел к выводу, что с женщинами очень редко выходит что-то достойное". По словам же Виктора Подобного, в работе с иностранцами нужно "хитрить": "Обещаешь услугу за услугу. Получаешь нужные документы и посылаешь его куда подальше. А чтоб не расстраивался, можно сводить в ресторан или подарить подарок".
Между тем, как следует из документов ФБР, разведчики порой действовали достаточно беспечно. Судя по всему, они не подозревали, что "помещения СВР" в Нью-Йорке прослушиваются. А как минимум один раз Спорышев передал Бурякову срочное задание "сверху" по телефону, не дожидаясь встречи. Поймали же Бурякова с помощью провокации. На него вышел агент ФБР, представившийся инвестором, который хочет открыть в России казино. "Бизнесмен", хваставшийся связями с властями США, "в качестве аванса за помощь" передал Евгению Бурякову ряд документов Минфина США с грифом "для служебного пользования". По информации ФБР, у Спорышева возникли подозрения, что это "ловушка", но он не стал отговаривать коллегу от встречи. ФБР же на основе записей разговоров Бурякова и провокатора сделало вывод, что россиянин стремится получить доступ к информации, которая "далеко выходит за рамки обязанностей банковского служащего".
В документах ФБР сказано, что командировка в США была второй в карьере Бурякова: ранее он работал в представительстве ВЭБа в другой стране, причем там тоже был замом, а его непосредственный начальник первое время не знал о связях своего подчиненного с СВР. По данным "Ъ", до приезда в Нью-Йорк Евгений Буряков несколько лет работал в Йоханнесбурге (ЮАР). Знакомый господина Бурякова рассказал "Ъ", что тот работает в системе ВЭБа более десяти лет. В пресс-службе банка "Ъ" вчера заявили, что "информацией о деталях произошедшего в представительстве (в Нью-Йорке.— "Ъ") не располагают".
В пресс-службе СВР "Ъ" не стали комментировать вопрос, будет ли Евгений Буряков обменян на какого-либо иностранного агента, отбывающего срок в РФ, и будет ли в ответ на его арест задержан кто-либо из находящихся в РФ граждан США, подозреваемых в шпионаже. Руководитель портала "Агентура.ру" Андрей Солдатов, пояснив, что кандидатов на обмен не много, предположил, что Вашингтон запросит экс-полковника ФСБ Валерия Михайлова, приговоренного к 18 годам за передачу секретов американцам. Прервать же операцию по слежке за потенциальным шпионом сотрудники российской контрразведки, по его словам, согласятся только по указанию с самого верха. Эксперт не исключил, что момент ареста господина Бурякова в разгар конфронтации между РФ и США выбран неслучайно, о чем, по его словам, может свидетельствовать и демонстративная огласка скандала. В то же время, по мнению собеседника "Ъ", американцы могли решиться на арест, опасаясь, что банкир тоже покинет страну.
Президент Российско-американской торговой палаты Сергей Миллиан заявил "Ъ", что не видит политической составляющей в этом деле. "Если человек нарушил закон, то должен отвечать. А если не нарушал — его должны оправдать. Вот и все. Америка — страна верховенства закона",— сказал он.