В начале мая этого года в верховный суд штата Нью-Йорк поступил иск, поданный адвокатским бюро MORGAN, LEWIS & BOCKIUS, LLP в интересах ОАО “Банк ВТБ”: истец требует введения обеспечительных мер против Игоря Мавлянова, его супруги Стеллы, их сыновей Илио и Ханаана, а также ряда аффилированных с ними компаний, включая JASPER VENTURE GROUP LLC, созданной для инвестиций в американскую элитную недвижимость. Цель иска, поданного в соответствии с местным законом Нью-Йорка о должниках и кредиторах (New York’s Debtor and Creditor Law, “NY DCL”), - предотвратить возможные мошеннические действия по выводу активов или денежных средств, которые должны пойти на погашение многомиллиардной задолженности Мавляновых перед российским госбанком.
Игра “ВТБ-банк”
Как следует из заявления, ранее ВТБ выдал несколько кредитов ОАО “ТПК Яшма”, которое, при этом, ответчиком не является. Причина, скорее всего, в том, что взыскать с него что-либо уже проблематично - как заявляли ранее представители Сбербанка, также являющегося крупным кредитором, заемщика подозревают в выводе активов из российского бизнеса. Однако, за рубежом все не так грустно: ранее сообщалось, уже упомянутая JASPER планировала инвестировать в строительство и приобретение объектов недвижимости в двух наиболее дорогих американских штатах: Нью-Йорке и Калифорнии. Правда, на деле все оказалось немного скромнее: например, как следует из информации с сайта самой компании, среди недавно закрытых сделок - покупка участка под будущее строительство мини-молла в городе Ньюарк штата Нью-Джерси. Но, как известно, большие дела начинаются с малого - именно на предотвращение дальнейших “больших дел” и “перспективных инвестиций” и направлены обеспечительные меры, которых требуют представители ВТБ.
Беверли Хиллз, 2710
Как следует из документа, Игорь Мавлянов предоставил ВТБ личные поручительства по выданным “Яшме” кредитам, но почти сразу же после этого начал выводить активы на членов своей семьи и вновь-созданные юрлица, как в России, так и за ее пределами. Основная часть подобных сделок была совершена в течении четырех недель, предшествовавших объявлению о начале банкротства ОАО “ТПК Яшма”. В частности, сделка по продаже Мавляновыми элитного кондоминиума на Манхэттене (150 West 56th Street), стоимостью свыше четырех с половиной миллионов долларов, о которой ранее сообщали российские СМИ, также могла быть притворной: по информации суда, супруги Мавляновы все еще проживают по данному адресу, а вероятные “покупатели”, к слову - давние деловые партнеры семьи, - не спешат вступить в права собственности. А калифорнийский особняк по адресу 18000 Boris Drive, в пригороде Лос-Анджелеса Энсино, которым супруги владели с 2006 г., в 2013 г. был продан компании Boris LLC, компании зарегистрированной по тому же адресу, что и многие другие семейные бизнесы, аффилированные с семьей Мавляновых. Еще одно имение в ласкающем слух районе Беверли-Хиллз, (2710 Bowmont Drive, Beverly Hills), стоимостью свыше двух миллионов долларов, супруги также перевели на компанию Bowman LLC - адрес регистрации этой компании, а также расположение офиса, внешние консультанты, юристы и менеджмент, в лице Илио Мавлянова, такой же, как у Boris LLC, и полностью совпадают с еще двумя “подставными” (“sham”, как указано в заявлении) фирмами.
Дорогая, с 7-м апреля!
По информации истца, за один день, 7 апреля 2015 г., Игорь Мавлянов передал своей супруге четыре объекта недвижимости в Москве и Подмосковье, включая две квартиры в элитном доме в Слесарном переулке, а всего же, по 6 мая включительно, семь объектов - два из них: дома в малоизвестной подмосковной деревне Барвиха. Однако, по имеющейся информации, квартирами супруги продолжают пользоваться, как и американской недвижимостью.
В иске ВТБ характеризует данные сделки как “мошеннические”, все они были совершены буквально за несколько недель до начала банкротства ювелирной компании. Дефолт “Яшмы” наступил чуть более года назад, 15 июня 2015 г., но когда пришло время “платить по счетам”, поручитель Игорь Мавлянов делать этого не стал, предпочтя асимметричный ответ: он перерегистрировался в город Бобров Воронежской области, где инициировал свое личное банкротство. Собственно, именно благодаря передаче многочисленного недвижимого имущества в России и США членам семьи и юрлицам-болванкам (именно таким слово, “dummies”, характеризует их судебный документ), Игорь Мавлянов и оказался неплатежеспособным. Как считают представители госбанка - умышленно.
Сесть, суд пришел?
ВТБ начал со столичного Мещанского суда, который признал за Мавляновым долг в размере около двух с половиной миллиардов рублей, а также присудил истцу возмещение судебных издержек в размере 120 тысяч. Теперь, как следует из поданного заявления, госбанк ждет вступления решения в законную силу, чтобы обеспечить его правомочность и в американской юрисдикции. Банк просит американский суд признать упомянутые Boris LLC, Bowman LLC и еще несколько компаний, формально не связанных с Игорем Мавляновым, соответчиками и, следовательно, наложить арест на их имущество. Если прошение будет удовлетворено, их активы будут заморожены до завершения судебного разбирательства. О том, затрагивает ли вероятный арест участок земли под строительство мини-молла в Нью-Джерси, в документе не сказано. Возможно, если он будет построен, именно в сюда переедут магазины “Яшма Золото” взамен закрывающихся одна за другой торговых точек в Москве.
Если сравнить усилия многочисленных кредиторов “Яшмы” с охотой, то можно сказать, что группу обложили со всех сторон: только в конце июня стало известно, что к многочисленным уже известным требованиям добавились свыше 200 млн. рублей от нескольких банков, включая “Уралсиб”. Предъявлены они к ООО «Ювелирный дом «Яшма», с начала июня находящегося в состоянии конкурсного производства. Но и они меркнут на фоне претензий Инспекции Федеральной налоговой службы №26 по городу Москве, которая практически одновременно заявила свыше 10 млрд рублей для включения в реестр кредиторов ОАО “Торгово-производственная компания “Яшма”. Основанием для требований является подозрение в махинациях с оборотом драгоценных металлов, выдвинутых в адрес нескольких руководителей холдинга, включая Игоря Мавлянова.
Источники в правоохранительных органах подтвердили, что параллельно с банкротными делами, существует и уголовное за № 664722: должностные лица, участники и сотрудники ОАО “ТПК Яшма” подозреваются, наряду с прочим, в использовании фирм-однодневок. В рамках оперативных мероприятий было задействовано прослушивание телефонных переговоров сотрудников и учредителей компании, в том числе Роберта Мартиросяна, партнера Игоря Мавлянова. А 27 июня 2011 г. в ходе следственных действий был допрошен и он сам. Мавлянов дал показания, подтвердив, что является “практически стопроцентным акционером” в ОАО “ТПК Яшма”. А поскольку целью предполагаемой преступной деятельности было “получение ОАО “ТПК Яшма”, ее должностными лицами и участниками необоснованной налоговой выгоды”, можно сделать вывод о том, что круг выгодополучателей противоправной деятельности “практически стопроцентно” известен. Если все обвинения будут доказаны, то одним банкротством владельцам компании явно не обойтись.
Разыгрывается Сбер-карта
Крупнейшим коммерческим кредитором группы пока остается Сбербанк России. На данный момент неизвестно, планирует ли Сбербанк, которому владельцы “Яшмы” задолжали свыше 6 млрд. рублей просить иностранные суды об обеспечительных мерах. “Там собственник попытался с нами поступить некорректно, пришлось его призвать к здравому смыслу”, - цитирует РИА Новости первого зампреда крупнейшего банка РФ Максима Полетаева. Пока же СМИ сообщают, что «структуры ОАО "Сбербанк России" ищут правды дома, настаивая на введении обеспечительных мер в рамках банкротных процессов ООО Ювелирный дом Яшма и ОАО "ТПК-ЯШМА", которые в настоящий момент рассматривает арбитражный суд Москвы.