На этой неделе в Хорошевском районном суде Москвы прошло предварительное слушание по спору Касьянова и Росимущества, которое с 2005 г. пытается вернуть в госсобственность дачу «Сосновка-1» .
В 2005 г. Касьянов (в отставку с поста премьера он ушел в феврале 2004 г.) купил дачу, некогда принадлежавшую члену Политбюро ЦК КПСС Михаилу Суслову. За 28 объектов на участке в 11,5 га он заплатил ООО «Амелия» 11,1 млн руб. Этой фирме участок достался в январе 2004 г. на торгах, проведенных подведомственным Минимуществу ФГУП «ВПК-инвест». Росимущество решило, что сделки привели к незаконному отчуждению объектов у государства, и обратилось в суд.
В 2005-2006 гг. суды разных инстанций вынесли решения о признании аукциона недействительным. Одним из оснований стало то, что сообщение о проведении аукциона не было опубликовано в СМИ. В сентябре 2007 г. Касьянов вернул «Сосновку-1» государству.
Но когда Федеральная служба охраны (ФСО, госдачи находятся на ее балансе) обратилась в Росреестр для перерегистрации объекта, то получила отказ: собственником все еще числился Касьянов. ФСО попросила управление Росимущества по Москве урегулировать вопрос — оно и должно было перерегистрировать право собственности после решения суда. 30 июля Росимущество предъявило иск о признании отсутствующим права собственности Касьянова.
Представители ФСО и Росимущества не ответили на запросы «Ведомостей». Связаться с представителем «РПР-Парнаса» (Касьянов является сопредседателем партии) не удалось. Адвокат Елена Хейфец, представляющая интересы Касьянова, передала через секретаря, что не комментирует процесс. Документы передавались по акту приема-передачи специалисту Росимущества, цитирует ее выступление на предварительном судебном заседании «Право.ру». У Росимущества документов не осталось, говорил представитель ведомства: «У нас срок хранения — три года». На вопрос адвоката, почему ФСО вспомнила про «Сосновку-1» только в 2013 г., представитель службы ответил: «У нас таких объектов 2500!» (цитаты представителей Росимущества и ФСО по «Право.ру»).
Иск технический, считает управляющий партнер Art de lex Дмитрий Магоня, нужно решение суда, чтобы Росреестр зафиксировал нового собственника. Для восстановления документов и установления юридического факта достаточно и прежнего судебного решения, утверждает партнер Lidings Андрей Зеленин.
Не исключен расчет на политический резонанс процесса, отмечает политолог Евгений Минченко. Алексей Навальный, который борется с незадекларированной недвижимостью депутатов, выдвигался в мэры Москвы именно от «РПР-Парнас» (решение принято в июне), рассуждает Минченко: чиновники могут напоминать, что принципиальной разницы между избранной властью и оппозицией нет.