"Росхимзащита" нагнула российских швейников

Источник
Российским производителям защитных костюмов для врачей больше не из чего их шить. Почти всю ткань скупила дочка госкорпорации «Ростех».
На фоне пандемии коронавируса Россия пытается создать монополиста на внутреннем рынке производства средств индивидуальной защиты для врачей. Дочка «Ростеха» корпорация «Росхимзащита» сначала должна была быть единым федеральным поставщиком средств индивидуальной защиты (СИЗ), но проработала в этом статусе всего неделю. Теперь «Росхимзащита» должна стать «координатором и интегратором» по распределению сырья. Производители медизделий говорят, что им уже сейчас не из чего шить защитные костюмы для медиков и это может привести к коллапсу рынка.

C началом эпидемии коронавируса в России врачи начали массово жаловаться на нехватку или отсутствие средств индивидуальной защиты (СИЗ). Хотя Минздрав потребовал обеспечить все перепрофилированные под пациентов с вирусом стационары так, чтобы у сотрудников была шапочка, маска или респиратор, очки или защитный экран, комбинезон или халат или костюм, высокие бахилы и перчатки, но на деле не все могут это обеспечить. В благотворительных фондах, которые закупают СИЗы для врачей такую ситуацию объясняли в том числе большим количеством спекулянтов, возникших на рынке и тем, что фонды мобильнее и могут реагировать быстрее, чем государственные бюджетные учреждения.

Министр промышленности Денис Мантуров оценивал дефицит защитных костюмов в России в 300 тысяч штук. По его словам, суточная потребность в костюмах — 800 тысяч штук, а обеспечены больницы только на 500 тысяч. 

По данным Минпромторга, к 23 апреля в России в разы увеличилось производство всех средств индивидуальной защиты. В сутки производится 461 тысяча респираторов (рост в два раза с 173 тысяч штук в марте), 23 тысячи штук защитных очков (рост более, чем в два раза с 10 тысяч штук), 50 тысяч защитных костюмов (рост с 1,1 тысячи штук). По данным Минпромторга, сейчас потребность в масках — 12 миллионов штук в сутки, из них около 8 миллионов производят в России, 4-4,5 миллиона в сутки завозят из Китая.

Костюмы врача-инфекциониста, по данным министерства, производят 10 предприятий медицинской промышленности. По данным «СПАРК-Интерфакс», за 2020 год они заключили контрактов на 620 миллионов рублей.

Но многие опрошенные «Медузой» компании-производители защитных костюмов жалуются на дефицит ткани, которая возникла из-за дочки «Ростеха» — корпорации «Росхимзащита». «„Росхимзащита“ всасывает в себя как пылесос всю ткань на рынке, пользуясь административным ресурсом», — жалуется один из производителей. Из-за этого ряд компаний-производителей могут закрыться. 

Единый оператор

Изначально дочка «Ростеха» — корпорация «Росхимзащита» — должна была стать единым оператором по снабжению регионов масками и средствами защиты. Это было сделано для того, чтобы «выровнять ситуацию на рынке, установить предельный уровень наценок и обеспечить потребности тех, кто нуждается в защите в первую очередь», объясняли в «Ростехе». 

Соответствующее постановление подписал 3 апреля премьер-министр Михаил Мишустин, а 6 апреля оно было опубликовано и вступило в силу. В постановлении говорилось, что поставками на территории России сможет заниматься только «Росхимзащита» и региональные операторы (что это за компании, не уточнялось), остальным заниматься продажей СИЗов запрещалось. Надбавка поставщиков не должна была превышать 10%. 

«Это постановление просто вынудило всю нашу промышленность встать, — рассказывает руководитель одной из компаний. — Мы неделю не выставляли счета, ничего никому не отгружали, потому что не знали, работают ли старые контракты, а в „Росхимзащите“ просто не брали трубку. Нужно было рассчитать себестоимость, наценку. Мы не понимали, как нам вообще работать: цена на ткани и фурнитуру растет с неимоверной скоростью, а контракт заключается один раз и на долгий период, ты не можешь каждый раз менять цену. К тому же многие производители вели продажи через торговые дома, а по новому постановлению их нужно было исключать из цепочки, то есть, перезаключать контракты». 

Новая схема с единым оператором проработала чуть больше недели — уже 14 апреля кабмин отменил постановление, по словам собеседника ТАСС, «чтобы дать больше времени на подготовку». 

«Но мы как не могли работать, так и не можем», — говорит один из производителей. На этот раз — из-за сложностей с сырьем.

Важная государственная задача

20 апреля, через несколько дней после того, как постановление о едином поставщике было приостановлено, «Росхимзащита» получила в Росздравнадзоре регистрационное удостоверение на производство комплекта медицинской одежды. В него вписан 51 производитель — в основном это швейные фабрики, которые раньше не занимались производством медицинских изделий. Они были выбраны исходя из производственных мощностей, поясняет представитель «Ростеха». Другие предприятия будут привлекаться к работе по мере необходимости. 

За несколько дней до этого замминистра промышленности Виктор Евтухов написал письмо четырем заводам-производителям медицинской ткани: «Полиматизу», «Эластику», «Ленте» и «Нетканике». «В связи с выполнением важной государственной задачи <…> прошу вас рассмотреть возможность заключить договоры на отгрузку максимально возможного объема материала с АО „Корпорация „Росхимзащита“, — говорится в письме (его копия есть в распоряжении „Медузы“).

В Минпромторге „Медузе“ объяснили, что министерство совместно с Ростехом назначило „Росхимзащиту“ „координатором и интегратором“ — для „исключения искусственного ажиотажа на нетканые материалы, а также для их равномерного распределения между производителями одноразовой медицинской одежды“. 

„Сейчас „Полиматиз“ говорит, что продал все нетканые материалы [для производства медицинских изделий] „Росхимзащите“, „Эластик“, по нашим сведениям, отгрузил им половину годового объема“, — говорит еще один собеседник „Медузы“ из числа производителей медицинских изделий. „Просим вас с пониманием отнестись к перебоям поставок материала“, — сообщает сам „Эластик“ в письме своим покупателям (есть в распоряжении „Медузы“). 

„Медуза“ поговорила с владельцами и руководителями четырех швейных компаний, все они рассказали о проблемах с сырьем. „В нашем общем чате один вопрос — где взять сырье? — говорит один из собеседников „Медузы“. — Все отечественные производители ищут его хоть где-нибудь. Кто-то скупает строительную ткань, кто-то — агроткань. Мы понимаем, что наше производство встанет или в середине мая или в июне, либо мы вынуждены будем поднимать цены в разы, потому что придется покупать материалы у перекупщиков. Мы не сможем выполнить уже заключенные контракты, в том числе по защитным костюмам для ковида. Это приведет к дополнительному коллапсу“.

По его словам, это коснется не только костюмов для врачей-инфекционистов, но и других медизделий — например, костюмов для врачей родильных- и кардио отделений. „Поставщики не принимают заказов на сырье, ссылаются, что все под госзаказ или [под] Минпромторг“, — пишет в чате производителей с Минпромторгом один из производителей (скриншот есть в распоряжении „Медузы“).

В Минпромторге объясняют, что „Росхимзащита“ должна закупать у производителей материалы и перераспределять их по заявкам между предприятиями легкой промышленности. Однако руководитель только одной компании из числа опрошенных „Медузой“ сказал, что ему удалось получить материалы от „Росхимзащиты“. Остальные говорят, что обращались в корпорацию, но ответа до сих пор не получили.

На данный момент „Росхимзащита“, по своим собственным данным, произвела 200 тысяч защитных костюмов и начала отгрузки в несколько регионов, в том числе, в Приморский край, Республику Коми, Тамбовскую, Рязанскую, Мурманскую и Волгоградскую области. С каждым субъектом должен быть заключен контракт, говорится в ответе „Ростеха“.

27 апреля „Росхимзащита“ действительно начала заключать эти контракты с регионами, сейчас их четыре общей суммой 140 миллионов рублей. Плановая дата исполнения у большинства из них — через несколько месяцев: в мае, июле и даже декабре 2020 года. Только у контракта с республикой Татарстан дата исполнения та же, что и дата заключения — 29 апреля.
Персоны Компании
От Роснефти до Газпрома, от Усманова до Пригожина: кому достанется триллион от государства
В список системообразующих предприятий вошли офшоры и замеченные в подкупе компании
Питерскому «Электроприбору» вставили перископ
Возбуждено новое уголовное дело, связанное со строительством стратегического объекта для петербургского оборонного концерна «Электроприбор», речь идет о мошенничестве в особо крупном размере.
«Передал мешок "Боско". Здесь $200 тысяч»
Как сотрудники СКР делили взятку и ездили к Михаилу Мишустину
«Передал мешок "Боско. Здесь $200 тысяч»
Михаил Максименко встречался и о чем-то очень долго говорил с нынешним премьером, а тогда главой ФНС Михаилом Мишустиным. Внизу его ждали коллеги и решальщик Дмитрий Смычковский передал взятку
Завод Чемезова и его фирмы-прокладки: как взвинтили цены на не самые качественные аппараты ИВЛ
Подведомственное Ростеху предприятие наладило торговлю медтехникой через подставные компании
Александр Файн лезет в кошелек Мантурова
За громким конфликтом вокруг акций конструкторского бюро "Корунд-М" может скрываться подковерная драчка руководителя А1 Александра Файна и главы Минпромторга Дениса Мантурова
Старшая дочь Владимира Путина отредактирует геном
В 2018 году Владимир Путин поставил задачу по развитию российской генетики, сравнив потенциал генной инженерии с новой «ядерной бомбой».
Посредники отечества
«Важные истории» о том, как главными поставщиками отечественных ИВЛ стали фирмы, оформленные на «номиналов»
Дефицит доверия
«Важные истории» о том, как энтузиасты решили шить маски, но столкнулись с госмонополией и спекуляцией на медицинских товарах
Владимиру Евтушенкову коронавирус - мать родна
АФК «Система» хочет скупать пострадавшие в кризис отели, а не строить самой.
Несостоявшееся убийство партнера премьер-министра
Корейский киллер и 5,5 миллионов долларов
«Крыша» из Крыма против «школы» Кости могилы
Разоритель банков Андрей Розов посадил авторитетного депутата Дениса Волчека
Фальков и Дружинина: во что превратилась кадровая политика российского чиновничества
Новым заместителем министра образования стала его старая любовница.
Чапаев и Анка, дельфин и русалка… Фальков и Дружинина? Во что превратилась кадровая политика российского чиновничества
как связан с тюменским гаражом Фалькова, вдруг превратившимся в 6-этажное здание прямо в самом центре Тюмени. Здание площадью 1532 кв. м предлагают в аренду за 950 тыс. рублей или же его можно купить
Мишустин выписал Дмитрию Овсянникову белый билет
Ранее его отстранили от работы за скандал в аэропорту Ижевска.
Олег Баклаженко напился спирта
Бизнесмен использует завод в своих корыстных целях, выдавливая себе спиртовые активы «до последней капли».
Баклаженко Олег Валерьянович обанкротил спиртзавод, чтобы улизнуть в Испанию?
В реестр кредиторов завода включены более 40 предприятий. Денежные требования кредиторов составляют 2 124 808 252 руб
МВД – миллиардер – Ростех
От удачного уголовного дела до активов госкорпорации и партнерства с Мариной Сечиной