Крупный строитель объектов энергетики ООО «УК «Уралэнергострой», ранее связанный с семьей экс-зампреда Госдумы Валерия Язева, признан банкротом. Однако представители компании и конкурсного управляющего заявляют о возможности восстановления платежеспособности компании, в том числе благодаря возврату дебиторки и вероятному партнерству с ФГУП «ПО «Маяк». На территории промобъединения в Озерске в настоящее время создается новый реактор, генподрядчик которого ранее уже ушел в банкротство, указывая на несовершенство проектной документации. Возврат же дебиторской задолженности УК «УЭС» требует значительного срока. С одним из основных должников – «Татэнерго» – компания и ее дочерняя структура «Белоярский центр генеральных подрядов» более двух лет находятся в судебных разбирательствах, пытаясь добиться оплаты на сумму свыше 800 млн рублей за работы и оборудование при строительстве коммерческого энергоблока ПГУ-230 Казанской ТЭЦ-1. Сложившаяся ситуация уже привела к финансовым проблемам широкого круга субподрядчиков, задействованных на строительстве знаковых энергообъектов.
Арбитражный суд Свердловской области принял решение о введении процедуры банкротства в ООО «УК «Уралэнергострой» (более 51% акций принадлежит директору Виктору Суруде, по данным «Контур.Фокус», ранее часть акций контролировал Андрей Язев – сын экс-депутата Госдумы Валерия Язева), известном по строительству крупных энергообъектов, в том числе энергоблока БН-800 Белоярской АЭС. В настоящее время в реестр требований кредиторов включена сумма в 3,125 млрд рублей, из которой 2,456 приходится на основной долг. О требованиях на сотни миллионов также заявил ряд компаний, еще не включенных в реестр. При этом представитель конкурсного управляющего отмечает, что компания может покрыть большую часть требований за счет взыскания дебиторской задолженности. По данным отчетности «Уралэнергостроя» за 2020 год, дебиторка составляла 2,785 млрд рублей, кредиторка – 11,890 млрд рублей.
Предприятие продолжает работу, завершая крупный контракт с ПАО «Метафракс» по строительству комплекса «Аммиак-карбамид-меламин» в Губахе. По словам сотрудников УК «УЭС», значительная доля полученной в 2020 году выручки в 3,7 млрд связана как раз с его исполнением. В рамках контракта, как заявляли в начале августа представители «Уралэнергостроя» в арбитраже, планируется выполнить работы еще более чем на 2 млрд рублей. Доступ же к новым крупным подрядам через конкурсы введенная процедура банкротства для компании ограничила.
«Должник имеет намерения продолжить свою хозяйственную деятельность, для чего проводит подготовку к участию в конкурсе по выполнению работ по устройству монолитных конструкций реактивного блока, проводимом ФГУП «ПО «Маяк», – заявляли представители УК «УЭС» в арбитраже.
По данным источников издания, знакомых со строительными проектами на территории ПО «Маяк» (входит в ГК «Росатом») в Озерске, переговоры о привлечении УЭС действительно велись. Речь шла о работе подрядчиков на строительстве атомного реактора, разработкой проекта которого занималось ФГУП «ЦНИВТ «СНПО «Элерон» (входит в ГК «Росатом»). Как ранее сообщала «Правда УрФО», на строительство этого объекта было привлечено ООО «Уралспецмонтаж» Кумара Айткалиева, но на площадку в обозначенный срок фирма не вышла, указав на отсутствие положительного заключения госэкспертизы.
«На стройку требуется порядка 1000 человек, а работает там около 350, включая привлеченных студентов. «Элерон» ищет компании, которые можно привлечь, пересчитывает стоимость работ с повышающими коэффициентами, но строители после ознакомления с проектом отказываются. УЭС на этой стройке не работает», – отмечает источник издания.
Стоит отметить, что у УК «УЭС» уже накоплен солидный опыт работы на стройках предприятий «Росатома». Причем от отдельных проектов в компании вынуждены были отказаться. Так, в 2014 году «Уралэнергострой» получил от АО «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» генподряд на строительство многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах (МБИР) стоимостью порядка 5 млрд рублей. заказчик выплатил аванс в 2,842 млрд, а также за работы 983 млн рублей. В целом по подсчетам заказчика на 2019 год работы были выполнены на 2,317 млн рублей. Запланированные на 2018 год работы на 744 млн рублей не сделаны, и ГНЦ НИАР вернул эти средства через банковскую гарантию.
Невыполнение работ подрядчик объяснял расхождением выданной заказчиком рабочей документации с проектной, и в свою очередь указывал на выполненные работы на 850 млн, из которых оплачено лишь 77 млн, а также требовал компенсации понесенных убытков более чем в 2 млрд рублей. Впрочем, суд эти требования в основной массе не удовлетворил, ограничившись взысканием с заказчика лишь 19 млн рублей. В настоящее время подана апелляция.
Решение же о компенсации средств за счет банковской гарантии впоследствии оказало влияние на признание УК «УЭС» банкротом. ФК «Открытие», помимо собственно долгов по договорам о гарантиях в рамках строительства МБИР, предъявило также ряд санкций, что в итоге вылилось суммарно в 2,1 млрд рублей. И суд эти требования в 2020 году удовлетворил.
Помимо банка, крупные требования к УК «УЭС» предъявило и дочернее ООО «Белоярский центр генеральных подрядов», заявив о долгах на более чем 900 млн рублей в рамках строительства энергоблока на 230 МВт Казанской ТЭЦ-1. Хотя объект сдан, споры об оплате за неучтенные в контракте с АО «Татэнерго» (подконтрольно правительству Республики Татарстан) работы и оборудование продолжаются несколько лет. Исполнителем контракта на 6,3 млрд рублей стал «Уралэнергострой», но фактически работы были сразу переданы «Белоярскому центру генподрядов», который, в свою очередь, привлек на объект более двух десятков субподрядчиков.
Как выяснилось в ходе судебных разбирательств, положения контракта об оплате объектов и проектной документации, в соответствии с которой велась стройка, существенно различались. УЭС указывал на то, что вынужден был провести работы и поставить оборудование на сумму порядка 821 млн рублей, что не было учтено в контракте. Конфликт дошел до профильного министерства Татарстана, впрочем, в спор хозяйствующих субъектов чиновники вмешиваться отказались.
В первой инстанции суд занял позицию заказчика, опираясь на доводы об устоявшейся практике оплаты только обозначенных контрактом работ. Однако в апелляции учел, что договор имеет смешанную природу (собственно выполнение работ и поставка оборудования) и принял решение о необходимости оплаты УК «УЭС» заявленных сумм. В настоящее время подана кассация.
Пока же шли разбирательства, в отношении «Белоярского центра генподрядов» был подан иск о банкротстве, а в начале августа компания была признана несостоятельной. На момент принятия решения о несостоятельности требования в реестр кредиторов составляли 338 млн рублей. В настоящее время поданы заявления о включении в реестр от кредиторов на сумму порядка 100 млн рублей. Среди них, в частности, требование ООО «Татарстан Автоматизация и связь Энерго» (на 27 млн), учредителем которого, по данным «Контур.Фокус», является АО «Татэнерго». Последнее между тем продолжает финансовые разбирательства с УК «УЭС», требуя в суде сотни миллионов рублей за некачественные, по мнению представителей истца, работы.