Российскому аукционному дому пришлось отложить аукцион на приобретение международного аэропорта города Магнитогорск (сам аэропорт расположен в Башкирии) до 29 июня. Решение связано с повышенным интересом к активу. Главным же претендентом на его покупку называют холдинг Новапорт бизнесмена Романа Троценко.
По сути, это один из немногих оставшихся неприватизированных аэропортов страны, до которого не добрались крупные игроки. В их числе «Аэропорты Регионов» Виктора Вексельберга и «Базэл Аэро» Олега Дерипаски. Троценко стремится не отставать от них, и участвует практически во всех процедурах, итогом которых может стать получение контроля над воздушными гаванями. И не только в России, но и за рубежом.
Любопытно, что организаторы отказались обсуждать число и состав претендентов. Похоже, что идет серьезная подковерная борьба, которую не собираются выносить на публику. И еще не факт, что господин Троценко получит вожделенный актив.
Еще интересней, что «Аэропорты Регионов» Вексельберга могли рассмотреть возможность подачи заявки вместе с «Новапортом». У бизнесменов есть паритетное совместное предприятие «Аэропорты большой страны», созданное в феврале 2020 года. Их первым большим проектом стали аэропорты Благовещенска и Магадана.
Но в ситуации с аэропортом Магнитогорска ситуация складывается таким образом, что к их совместной деятельности могли возникнуть вопросы у Федеральной антимонопольной службы, поскольку процедуры согласования такого совместного начинания в ФАС весьма сложные. Примечательно, что представители обеих компаниях эту ситуацию обсуждать с корреспондентом УтроNews отказались.
Интерес Вексельберга к совместной работе с Троценко можно объяснить. Из-за санкций США на зарубежных счетах Вексельберга оказалось заморожено более полутора миллиардов долларов. При этом Троценко под таким давлением не находится, и привлечь ресурсы для СП Аэропорты большой страны куда проще.
При этом не совсем понятно, на какие деньги сам господин Троценко собирается покупать актив. Поговаривают, что головной холдинг Троценко, AEON, может испытывать серьезные финансовые проблемы. В этом смысле прибавка к 19 уже существующим под контролем Троценко аэропортов еще одного может иметь неприятные последствия для всей структуры.
Но Роман Троценко ищет выход. Как писали «Ведомости», еще в 2018 году предприниматель рассматривал возможность выхода на IPO и привлечения новых инвесторов. При этом Троценко владеет тем же AEON не один. Половина холдинга принадлежит казахстанскому инвестфонду Meridian Capital, с которым ранее связывали имя политика и управленца из Казахстана Сауата Мынбаева.
Сегодня Мынбаев возглавляет «КазМунайГаз» – гиганта казахстанской добывающей отрасли, с которым связано множество скандалов. При этом, как утверждают авторы сайта OCCRP, якобы он же, Мынбаев, владеет половиной крупной транспортной компании Казахстана TTG Group – ключевого железнодорожного перевозчика нефти и газа. Если это правда, то он должен был задекларировать владение акциями компании.
Неизвестные доселе данные якобы содержались в «Райском досье» – утечке офшорных документов, полученных немецкой газетой Süddeutsche Zeitung и переданных изданием Международному консорциуму журналистов-расследователей (ICIJ).
Может ли ситуация с Мынбаевым бросить тень на Троценко? Сказать трудно, да и навряд ли его это беспокоит. Характерным примером служить случай с попыткой «зайти» в аэропорт Кишинева, Молдова. Бизнесмен пытался получить контроль над воздушной гаванью порядка 5 лет.
Получилось так, что власти даже расторгли концессионный договор с компанией-оператором аэропорта Кишинева Avia Invest. Они посчитали, что прошлое руководство Молдовы отдало аэропорт в концессию с нарушением конкурсных процедур. Но слухи ходили совсем другие – якобы, аэропорт готовили под Троценко.
Впрочем, ему он так и не достался, а неблагоприятная санкционная ситуация вновь обратила его взоры на российские аэропорты.