Роман Абрамович инвестировал в глубокой тайне

Источник
Миллиардер вложил больше 60 миллионов долларов в европейские стартапы.
Согласно документам, с которыми ознакомился Forbes USA, благодаря сотрудничеству с лондонской венчурной фирмой Target Global российский бизнесмен вложил в ряд европейских стартапов $63 млн. Судя по документам, в 2015–2021 годах Абрамович был соинвестором и партнером с ограниченной ответственностью для инвестиционного фонда, привлекшего капитал более чем на $3,2 млрд и вложившегося как минимум в 15 европейских IT-«единорогов», включая финтех-гиганта Revolut и платформу для продажи автомобилей Cazoo. В марте 2022-го Великобритания ввела против Абрамовича санкции после начала «спецоперации»* России на Украине.

Инвестиции, о которых ранее не сообщалось, фигурируют в файлах из утечки Meritservus, офшорной обслуживающей компании с Кипра. Документами с несколькими компаниями, в том числе Forbes USA, поделился анонимный источник. В них раскрываются подробности взаимоотношений Абрамовича с фирмой Target Global, которую основал сын еще одного подсанкционного бизнесмена Александра Фролова.

Данные утечки свидетельствуют, что в 2018-м миллиардер выделил $25 млн как «якорный» партнер с ограниченной ответственностью в одном из первых фондов под названием Target Global Mobility 2.0 ― это указано во внутреннем официальном документе. Согласно инвестиционной базе данных Preqin, на выписанную сумму пришлась приблизительно одна пятая от общего объема активов в размере $132 млн.

В 2019 году деньги Абрамовича шли на финансирование европейского шеринга самокатов Circ (в 2020-м его приобрел американский Bird, который недавно объявил о банкротстве), а в 2015-м ― немецкого гиганта по продаже бывших в употреблении автомобилей Auto1. Помимо всего прочего, в утечке говорится, что акционером Auto1 была еще одна компания-пустышка Абрамовича под названием Ervington и что на имя Target Global она выписала доверенность на голосование по текущим корпоративным вопросам типа вознаграждения новым руководителям высшего звена.

В Auto1 инвестиции от Target Global и Ervington подтверждают и отмечают, что капитал был получен за несколько лет до наложения санкций.

Торги с акциями Auto1 начались на Франкфуртской фондовой бирже при общей капитализации на уровне $2,2 млрд в феврале 2021 года ― тогда дебют стал чуть ли не самой грандиозной за последние годы историей успеха среди стартапов Германии. Однако доля Абрамовича в бизнесе, которой он владел через Target Global и Ervington, инвесторам в тогдашней январской биржевой брошюре не раскрывалась (в Auto1 утверждают, что, по законам Германии, имена вкладчиков, чья доля меньше 3%, указывать в биржевых материалах не обязательно). Тем не менее в одном документе для инвесторов от января 2021 года, который оказался в утечке, инвестиционный фонд Ervington значился акционером. В сентябре того же года Абрамович продал свою долю в Auto1 специальному дочернему подразделению Target Global в рамках частной сделки, о чем свидетельствует протокол Ervington.

Судя по утекшим файлам, российский олигарх и его холдинги также выдавали специализированным подразделениям Target Global кредиты на десятки миллионов долларов, чтобы опосредованно приобретать доли в стартапах. К примеру, по условиям контрактов между Target Global и Norma, с 2020 по 2021 годы Абрамович выдал Target Global несколько кредитов в размере $23,5 млн на инвестиции в сервис по отслеживанию менструального цикла Flo со штаб-квартирой в Лондоне и аудиторией более чем 300 млн пользователей. В мае 2017-го специальному подразделению Helium он выдал $10 млн на покупку доли в берлинском стартапе для доставки еды Delivery Hero, который сегодня торгуется на Франкфуртской фондовой бирже с капитализацией на уровне $7,1 млрд. В Delivery Hero заявляют, что на момент IPO в 2017 году в отношении ее акционеров никаких санкций не было. Во Flo и Bird на просьбу дать комментарий не ответили.

Семейный офис бизнесмена также подготовил проект контракта с фондом на управление личными вложениями миллиардера в британского изготовителя полупроводников Compound Photonics. По условиям договора об оказании консультационных услуг, который Абрамович и родительская компания Target Global под названием Hyde Park Special Opportunities заключили в декабре 2021-го, с продажи этих инвестиций напрямую Target Global причиталась комиссия в размере 4%. Партнер Target Global в лице Ярона Валлера стал директором Compound Photonics, но с тех пор предприятие обанкротилось.

В Target Global говорят, что на вложения Абрамовича приходилось 2% от общего объема активов под управлением и что они ограничивались одним-единственным фондом и ролью соинвестора в небольшом количестве проектов.

«Все инвестиции были осуществлены до февраля 2022 года, пока господин Абрамович еще был в Европе и Великобритании влиятельным инвестором в сфере технологий, частного капитала, недвижимости и спорта, ― подчеркивает в официальном заявлении пресс-секретарь венчурной фирмы Седа Амбарцумян. ― У Target имеется свыше 200 партнеров с ограниченной ответственностью, и компания является правовым субъектом во множестве юрисдикций по всему миру. Чтобы предотвратить нарушение действующего законодательства во всех юрисдикциях, где мы ведем деятельность, наш юридический отдел внедрил обширную систему контроля по соблюдению санкций».

Сам Абрамович просьбу дать комментарий оставил без внимания.

Фирма из Лондона ― не единственный инвестиционный фонд, связанный с Абрамовичем. Известно также, что олигарх финансировал российский Impulse VC и Altair Capital из Сан-Франциско. В первом на просьбу дать комментарий не ответили. В Altair Capital сказали, что по состоянию на март 2022 года ни вкладчиком, ни акционером Абрамович не был.

Многие американские инвесторы не связываются с деньгами российских бизнесменов, особенно после того, как имена почти 100 из них, в том числе Абрамовича, оказались в законе «О противодействии противникам Америки посредством санкций», цель которого ― наказать Россию за вмешательство в президентские выборы 2016 года. Как бы там ни было, Абрамович часто оформлял свои вложения в стартапы, хедж-фонды и частные инвестиционные фонды через компании-пустышки под управлением его деловых партнеров на Кипре ― об этом свидетельствуют файлы утечки FinCEN, базы данных с направленными властям США банковскими документами, которые просочились в СМИ в 2020 году (сам миллиардер комментировать произошедшее тогда отказался).

Однако высшему руководству Target Global имя партнера с миллиардным состоянием было известно — офшорная обслуживающая компания Meritservus подтвердила организации его личность в письме от 2018 года с целью соблюдения правил по борьбе с отмыванием денег. По словам многочисленных источников, о том, что Абрамович является партнером с ограниченной ответственностью по меньшей мере в одном фирменном фонде, как и о том, что вышестоящее начальство координирует его инвестиции в стартапы и делает с ним совместные капиталовложения через специализированные фонды, сотрудники Target Global не знали.

В марте 2022-го Абрамович попал под санкции британского правительства и Европейского союза за связи с Владимиром Путиным. Из-за «спецоперации» западные фирмы и инвесторы оборвали связи с Россией. Абрамович пытался аннулировать санкции Евросоюза через суд, заявляя, что тесных контактов ни с президентом России Владимиром Путиным, ни с Кремлем он не поддерживает. В декабре 2023-го официальное ходатайство об отмене санкций ЕС было отклонено. Санкции Великобритании Абрамович оспаривать не стал.

Target Global имеет связи и с другими российскими бизнесменами. Сооснователь и бывший генеральный директор Александр Фролов-младший ― сын Александра Фролова, заработавшего состояние порядка $2,6 млрд во главе крупнейшего российского производителя стали Evraz и после начала «спецоперации» попавшего под санкции в ноябре 2022 года. Согласно корпоративным документам металлургического холдинга, который Фролов-старший возглавлял с 2007 по 2021 годы, 29%-ную долю в бизнесе держал и Абрамович.

Венчурная фирма была учреждена в 2012 году под названием Target Ventures Фроловым-младшим и управляющим портфеля Михаилом Лобановым ― до этого они вместе работали в сфере ядерной энергетики в российской госкорпорации «Росатом».

В 2015-м они вышли на международный уровень и пригласили израильских инвесторов Ярона Валлера и Шмуэля Чафеца стать соучредителями Target. Но даже несмотря на то, что поначалу новый фонд базировался в Берлине, организация поддерживала связи с бизнесменами из России.

«Средства семьи в бизнесе работают и дают уверенность нашим инвесторам, что я лично заинтересован в успешности этих вложений», ― делился Фролов-младший в интервью «Ведомостям» в 2018 году.

Лобанов, ранее работавший в «Альфа-Капитале», в 2015-м рассказывал The Wall Street Journal, что тогдашние $300 млн под управлением вложены состоятельными российскими семьями, но всякие связи вкладчиков Target Ventures с Путиным отрицал: «Ни один из наших ограниченных партнеров с политикой не связан».

После начала «спецоперации» Target Global, по всей видимости, стала дистанцироваться от России. В фирме утверждают, что вскоре после 24 февраля 2022 года московский офис закрыли.

Судя по электронному письму, попавшему в распоряжение Forbes, в марте 2022-го доли Фролова-младшего и Лобанова выкупил соучредитель Валлер. Сколько именно он за них заплатил, в документе не сказано. Единственным другим владельцем бизнеса является жена Чафеца, которая держит акции для оптимизации налогообложения (об этом говорится в электронном письме за подписью Педроса Барроса, начальника отдела по привлечению капитала и связям с инвесторами).

В сообщении также отмечено, что в период с апреля по июнь 2022 года Target Global выкупила долю вкладывавшегося в фирменные фонды миллиардера Фролова-старшего. В ноябре того же года за связи с Кремлем и поддержку путинской экономики силами сталелитейного гиганта Evraz британское правительство ввело против Фролова-старшего санкции (публично их он не оспаривал). Заморозка средств из-за санкций, скорее всего, сказалась на величине его активов за рубежом. В мае 2022 года Фролов-младший отстранился от фонда, а затем официально уволился в тот же день, когда отец попал под британские санкции. На просьбу дать комментарий Фролов-младший не ответил.

В письменном заявлении под присягой в рамках судебных разбирательств в Германии в марте 2022 года Баррос подчеркивал, что бизнес Target Global с российским правительством не связан: «Никакого влияния на капитал Target Global Владимир Путин не имел и не имеет».

Хотя Target Global публично стремится преуменьшить значимость своих связей с Россией, долгая череда судебных тяжб и сделок наталкивает на мысли о других контактах вне семьи Фроловых. В ходе разбирательств по отклоненной впоследствии судебной жалобе касательно одной компании в портфеле Target Global в октябре 2023 года фонд подтвердил, что ранее среди его инвесторов числился подсанкционный бизнесмен Александр Абрамов ― деловой партнер Фролова-старшего и Абрамовича. В Target Global отмечают, что долю в бизнесе у Абрамова тоже выкупили.

Абрамов и Абрамович также являются инвесторами британской телекоммуникационной группы Truphone, которая продает SIM-карты для звонков за рубеж. После того, как в марте 2022-го под санкции попал Абрамович, из холдинга уволился руководитель высшего звена, но партнер Target Global Валлер оставался в совете директоров вплоть до декабря того же года.

Truphone отчаянно нуждался в деньгах, и выкупить активы фирмы вызвался Хакан Коч, соучредитель компании Auto1 из портфеля Target Global и Абрамовича, предложив всего $1,26 (£1). Изначально попытку приобретения прервала проверка на соблюдение нового британского закона «О национальной безопасности и инвестициях», инициаторы которой опасались, что данные компании могут стать объектом неправомерной эксплуатации либо ее технологии будут применяться для ухудшения мобильной сети Великобритании. Позже, в январе 2023 года, сделку одобрили.

«Я очень рад, что нам удалось спасти эту замечательную IT-компанию [Truphone] и сделать из нее значимого работодателя и налогоплательщика в Великобритании», ― ответил Коч на обращение Forbes.

Сейчас из сооснователей Target Global остаются лишь Валлер и Чафец. После того, как ноябре 2022-го уволился Фролов-младший, организацию покинул и его бывший деловой партнер Михаил Лобанов. Сейчас он — генеральный директор фирмы по управлению активами The Alternative, которую выделили в отдельное предприятие из юридических лиц Target Global на Кипре.
Персоны Компании
У кого в России самые крутые яйца
ТОП крупнейших птицефабрик.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 15.01.2024
Сообщения канала за 15 января 2024 года.
Телеграм-канал Банкста: сообщения от 15.01.2024
Сообщения канала за 15 января 2024 года.
Телеграм-канал Компромат 2.0.: сообщения от 15.01.2024
Сообщения канала за 15 января 2024 года.
Дмитрий Колосов раскинул концессионную сеть от Сахалина до Калининграда
Холдинг "К1" замечен в проектах на десятки миллиардов рублей, большинство из них - проблемные.
Телеграм-канал Компромат 2.0.: сообщения от 13.01.2024
Сообщения канала за 13 января 2024 года.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 12.01.2024
Сообщения канала за 12 января 2024 года.
Путин - в перламутровом, Песков - в оранжевом
Какие вездеходы подогнали президенту на Чукотке.
Как Песков «Хищника» завалил
Пресс-секретарь президента сделал отечественному снегоболотоходу плохую рекламу.
Телеграм-канал Банкста: сообщения от 11.01.2024
Сообщения канала за 11 января 2024 года.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 11.01.2024
Сообщения канала за 11 января 2024 года.
Как выходцы из ФСБ и «Ростеха» оставили без тепла Подольск
Многолетний распил привел к коммунальной катастрофе в Подмосковье.
Шарлот извинился перед всеми и написал патриарху
Несмотря на это певца оставили в СИЗО.
Троценко вышел в кэш и подался в Эмираты
Финансировать аэропорт в ОАЭ он собрался за счет денег российского госбюджета.
Топ-менеджер "Юкоса" Трушин ушел из жизни добровольно
Его смерть летом 2022 года признана суицидом.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 10.01.2024
Сообщения канала за 10 января 2024 года.
Телеграм-канал Банкста: сообщения от 10.01.2024
Сообщения канала за 10 января 2024 года.
Климовский патронный завод национализируют по указу Путина
Заморозившее город предприятие отбирают у живущих за границей владельцев.