По версии следствия, ефрейтор не явилась на службу, не имея на то уважительной причины. Хотя женщина была беременна и считала, что этого факта достаточно. Апелляция оставила приговор в силе. Как такой приговор стал возможным, ведь с беременностью женщина никого не обманула?
С этической точки зрения приговор, конечно, выглядит некрасиво, но с точки зрения судебной практики — в нем нет ничего противозаконного, говорят опрошенные нами юристы. За громким заголовком — «беременную военнослужащую приговорили к реальному сроку» — скрывается несколько неочевидных нюансов. По версии следствия, ефрейтор Мадина Кабалоева, узнав о беременности, обратилась в медроту своей части и получила рекомендацию о временном освобождении от службы. Получила справку и была уверена, что медики сообщат о факте ее беременности кому надо. Сама же военнослужащая ничего своему непосредственному командованию не сообщила. И просто не явилась в один прекрасный момент на службу. Чем и совершила нарушение.
Надо помнить, что армия — это структура с жесткой субординацией и иерархией. Поэтому правильная цепочка действий в ее случае должна выглядеть примерно так, поясняет военный юрист Артем Мугунянц:
«Если наступила беременность, то это также является основанием для освобождения от воинской службы при наличии соответствующего медицинского заключения о категории годности. Но так как это заключение не было оформлено, а была только рекомендация, на этом основании был сделан вывод о том, что действительно произошло уклонение от исполнения воинской службы. Поэтому здесь ошибка была девушки в том, что она должна была сначала оформить соответствующее заключение с определением категории годности, что она не годна к прохождению службы на этот срок, пока не родит. После этого должна была предоставить это заключение командованию воинской части, и в этом случае никаких проблем бы не было. Но она самовольно действительно не вышла на службу, так как заключение, которое дала медрота, не является заключением военно-врачебной экспертизы».
В итоге ефрейтор Кабалоева получила лишь шесть лет колонии общего режима, несмотря на то, что ее статья — «неявка на службу без уважительных причин в период мобилизации, условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий» — предусматривает от семи до десяти лет. Эту статью резко ужесточили после начала СВО. Смягчающими обстоятельствами для подсудимой стали как раз беременность и наличие еще одного ребенка. Более того, исполнение приговора отложено до 2032 года, до момента, когда ему исполнится 14. И, скорее всего, приговор отложат снова, ведь будет еще и второй ребенок.
Прокурор на суде отмечал, что подсудимая Кабалоева, когда не сообщила о своем положении командованию, фактически не уволилась с воинской службы и продолжила получать довольствие и пользоваться всеми льготами для военных. С другой стороны, даже если бы она решила не увольняться, а взять декретный отпуск, она продолжила бы получать зарплату и пользоваться льготами по закону, отмечает военный адвокат Денис Кокшаров:
— По делу не совсем известен срок беременности, какой был на момент, когда она не вышла на военную службу, — она все-таки в период мобилизации, военнослужащая, продолжает проходить военную службу. И военнослужащая женщина, у которой нет одного и более ребенка в возрасте до 16 лет либо срок беременности которых составляет более 22 недель, имеет право на досрочное увольнение.
— А она перестанет быть военнослужащей на время беременности или как это все оформляется?
— Во время беременности нет, она не перестает быть военнослужащей. Соответственно, если она продолжает военную службу, она, само собой, пользуется всеми льготами, привилегиями, которые присущи военнослужащим. А на период мобилизации как раз-таки она может подать только на увольнение с военной службы, если она решит. Просто, если помните, у нас указом президента установлены всего лишь три основания для увольнения, и это является дополнительным основанием для увольнения женщин-военнослужащих в период мобилизации.
Три основания для увольнения с военной службы — это по независящим от сторон причинам (истечение срока, достижение предельного возраста, состояние здоровья), по инициативе командования (за виновные действия, при утрате доверия) и по желанию военнослужащего. В случае женщин добавляется четвертая причина — беременность.
Защита ефрейтора подавала апелляцию в Южный окружной военный суд, однако там оставили приговор без изменений. Впрочем, есть еще и вышестоящие инстанции.