Родина зовет: как миллиардеры отреагировали на призыв к деофшоризации

Источник
Предприниматели не спешат раскрывать зарубежные активы. Некоторые, например, Михаил Фридман, ради сохранения бизнеса готовы стать налоговыми резидентами других стран.
Еще в 2002 году, выступая на съезде Торгово-промышленной палаты, президент Владимир Путин предложил бизнесменам задуматься, не пришло ли время возвращать деньги из офшоров в Россию, ведь выведенные за границу средства якобы могут быть заморожены местными властями. «Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам», — предупреждал он тогда. Прошло 13 лет, и предупреждение, приправленное фирменным афоризмом, превратилось в закон. С 1 января 2015-го собственники обязаны раскрыть информацию о своих зарубежных активах и платить налоги с прибыли, которая аккумулируется за рубежом. Forbes опросил участников рейтинга 200 богатейших бизнесменов, как они собираются выполнять требования Закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК). 

Подавляющее большинство участников списка Forbes владеет своими активами через холдинговые структуры, зарегистрированные в разных юрисдикциях. Владимир Потанин 1 (№1) до недавнего времени владел акциями «Норильского никеля» через кипрскую компанию Interros International Investment Limited (сегодня это восемь кипрских компаний). Михаил Фридман 2 (№2) владеет акциями Альфа-Банка через ABH Holdings S.A. (Люксембург), а акциями «Вымпелкома» и RWE Dea — через LetterOne Holdings S.A. (Люксембург). Алишер Усманов 3 (№3) в 2012 году собрал все свои активы в USM Holdings Ltd., зарегистрированный на Британских Виргинских островах (BVI).

По новому закону любые иностранные компании, трасты, фонды и другие структуры без образования юридического лица признаются контролируемыми иностранными компаниями (КИК), если они не являются налоговыми резидентами РФ, а их контролирующие акционеры, наоборот, — резиденты России. Контролирующим лицом признается акционер с долей более 25%. Такое правило работает, если доля всех акционеров-резидентов в компании менее 50%. Если же доля всех акционеров-резидентов в КИК превышает 50%, то контролирующим лицом считается акционер с долей более 10%. 

Контролирующий акционер должен уведомлять налоговые органы о своей КИК и платить налог со своей доли в прибыли этой КИК.

Закон сильно осложняет российским предпринимателям ведение бизнеса через зарубежные структуры и подталкивает их к тому, чтобы регистрировать активы в России.

В чем проблема? В том, что заграничные холдинги участники списка Forbes строили не только ради налоговой оптимизации, но и для комфортного заключения зарубежных сделок, кредитования в западных банках и возможности судиться за пределами России.

Свежий пример. Последняя сделка Фридмана с партнерами на сумму €5,1 млрд по покупке немецкой RWE Dea полностью разрушится, если хоть что-то поменять в структуре их люксембургского холдинга LetterOne, который выступал покупателем. 

Основной владелец ГК «Ренова» Виктор Вексельберг 4 (№4) не может убрать из структуры владения своего «КЭС-холдинга» кипрские компании, он судится с Михаилом Абызовым 128 (№128) на BVI, и любые изменения суд может расценить как попытку увести активы. По словам представителя «Реновы», у Вексельберга возникли сложности и с Меткомбанком, которым он владеет через кипрскую компанию. Он хотел заменить кипрскую компанию на российский холдинг, но ЦБ не разрешил, так как холдинг зарегистрирован меньше года назад и у него нет операционного бизнеса. В ЦБ от комментариев на эту тему отказались. 

«Практика показывает, что с налоговой точки зрения эффективно не работает ни один из вариантов перевода активов в прямую собственность российских бенефициаров», — говорит партнер EY Марина Белякова. Например, покупка акций по цене ниже рыночной или ликвидация иностранных структур может привести к появлению у  физического лица дохода и необходимости заплатить налоги. Получение активов от номинальных владельцев или их приобретение по рыночной цене тоже может повлечь налоговые и финансовые риски. Для участников списка Forbes речь может идти о сотнях миллионов долларов. «Даже если это низкий риск, он в материальном выражении является неприемлемым — не бывает низкого риска на $100 млн», — рассуждает консультант. 

В такой ситуации крупному бизнесу лучше не торопиться. Как выяснил Forbes, никто и не торопится. «Мы ждем, пока государство что-нибудь придумает — правильно отреагирует на текущее состояние нашей экономики и сделает закон более приемлемым. Нам в РСПП обещали, что подумают», — сказал младший партнер одного из миллиардеров. Пока же многие бизнесмены стараются больше времени проводить за границей, чтобы иметь возможность стать нерезидентами — на них закон о КИК не распространяется.

Стать налоговым нерезидентом — сегодня самый простой способ избавиться от хлопот, связанных с выполнением закона. Для этого нужно жить в России менее 183 дней в течение года. В списке Forbes уже есть 17 человек, которые в последние годы не являются налоговыми резидентами России. В Швейцарии платят налоги Геннадий Тимченко  (№9), Вячеслав Кантор (№41), Василий Анисимов (№43), Юрий Шефлер (№49), в Лондоне — Елена Батурина 85 (№85), Андрей Бородин (№113), Владимир Махлай (№124), Александр Гирда (№154) и Андрей Андреев (№158), в США — Валентин Гапонцев (№67) и Андрей Рогачев (№129), в Израиле — Вячеслав Брешт (№90) и Вячеслав Мирилашвили (№96), в Монако — Дмитрий Рыболовлев 14 (№14). Налоговыми нерезидентами РФ являются также Андрей Мельниченко (№13), Юрий Гущин (№76) и Виталий Малкин 134 (№134).

Еще четверо — Вексельберг, Сергей Попов (№21), Владимир Коган (№95) и Дмитрий Пумпянский (№136) имеют вид на жительство в Швейцарии и платят там налоги, но могут оставаться налоговыми резидентами России. Например, по утверждению представителя «Реновы», Вексельберг проводит в России более 183 дней в году, платит здесь подоходный налог и не собирается что-либо менять. В Швейцарии для сохранения вида на жительство он платит паушальный налог, который рассчитывается на основании личных расходов.

В 2015 году список «иностранцев», похоже, пополнится. Один из миллиардеров на условиях анонимности рассказал о своих планах сменить резидентство, так как закон о КИК вынуждает собственников публичных иностранных компаний становиться нерезидентами. Бизнесмен через свой иностранный холдинг владеет крупным пакетом акций европейской публичной компании. По закону о КИК он должен предоставить не только консолидированную информацию по этой компании, но и отдельно по всем ее «дочкам», а эти данные акционерам недоступны.

«Закон не оставил мне выбора, и я вынужден был стать резидентом другой страны. К чему совершенно не стремился», — говорит предприниматель.

Ситуация упрощается в случае, когда у компании несколько партнеров: если контролирующий акционер становится нерезидентом, младшие партнеры могут по-прежнему жить и работать в России. По этому пути пошли акционеры «Альфа-Групп». Крупнейший акционер группы Фридман (37%) по результатам 2015 года планирует стать налоговым резидентом Великобритании.
Персоны Компании
Лондон обязал Фридмана продать активы в Северном море
У LetterOne есть до шести месяцев на то, чтобы сменить собственников активов.
Первая после Батуриной: как совладелец «ФрутоНяни» вошла в список Forbes
В рейтинге богатейших россиян, по версии Forbes, впервые оказалось сразу две женщины.
Миллиардеры и кризис: как изменился список Forbes за год
Совокупное состояние 200 богатейших предпринимателей России сократилось на $73 млрд, а число долларовых миллиардеров снизилось до 88 со 111.
«Подземные схемы» вице-мэра Хуснуллина?
Разгорается новый скандал вокруг вице-мэра Москвы.
Активы Керимова арестованы из-за Егиазаряна
Кипрский суд арестовал активы владельца холдинга «Нафта Москва» Сулеймана Керимова по иску экс-депутата Госдумы Ашота Егиазаряна. 
Владимир Евтушенков "заказал" ЦДМ на Лубянке
По информации издания "Ресурсная Федерация", за последним громким скандалом в России о солдатиках-фашистах в Центральном детском магазине на Лубянке якобы могут стоять близкие к олигарху Владимиру Евтушенкову структуры.
Подрядчик без портфеля: что случилось с бизнесом Е4 Михаила Абызова
Ни федеральный министр в качестве владельца, ни заказы госкомпаний не гарантируют бизнесу в России безбедного существования. РБК выяснял, как на грани банкротства оказалась Группа Е4, крупнейший подрядчик в энергетике.
«Короли госзаказа» Свердловской области
Меняются губернаторы, министры, мэры. А эти люди остаются при своих миллиардах.
«Золотой крендель» Чувашии?
Сенатор от Чувашской республики Леонид Лебедев оказался в центре скандала, за который он может поплатиться своей должностью.
Банкир по жизни: Владимир Антонов потерял бизнес, но сохранил интерес к банкам
Он помогал лондонским приятелям купить «Мой Банк», чей экс-владелец Глеб Фетисов после сделки оказался в тюрьме.
Совфед проверяет декларацию о доходах Леонида Лебедева
Если по итогам проверки будут выявлены факты нарушения сенатором законодательства, то его полномочия могут быть досрочно прекращены.
Фридман потратит $16 млрд на скупку телекоммуникационных активов ЕС и США
Михаил Фридман и его партнеры собираются инвестировать $16 млрд в телекоммуникационные и технологические компании Европы и США. Базируемая в Лондоне L1Technology усиливает Наблюдательный совет новыми назначениями.
Глобальный венчур: как Юрий Мильнер заработал миллиарды в Китае
Основатель фонда DST покорил китайский рынок венчурных инвестиций вслед за российским и американским. Но своей миссией он считает изучение Вселенной.
С экс-супруги Потанина в суде требуют еще 10 млн рублей
По мнению ее адвокатов, за очередным иском компании «Эко Инвест» стоит ее муж Владимир Потанин, которого журнал Forbes недавно назвал самым богатым россиянином.
Владимир Ашурков – РБК: «Я более полезен на свободе, пусть и в Лондоне»
Соратник оппозиционера Алексея Навального Владимир Ашурков получил политическое убежище в Великобритании.
«Кошелек Басаргина» в «Экопромбанке»?
Силовики проводят проверки по фактам мошенничества в ОАО АКБ «Экопромбанк», акционером которого является прозванный «кошельком Виктора Басаргина» Владимир Нелюбин (26 марта Нелюбин отдал свой мандат своему соратнику Алексею Червонных).
«Финансовые индульгенции» Андрея Костина?
Глава одного из крупнейших банков России ВТБ Андрей Костин убрал всю рекламу из газеты «Ведомости». Банкиру не понравилось, что издание написало о его счете в швейцарском банке HSBС, который появился, когда Андрей Леонидович уже возглавлял «Внешторгбанк».
Fort group осадили лжеминеры
Компания Fort group столкнулась с необычной формой бизнес-шантажа. За 5 тысяч долларов и ежегодную «абонентскую» плату неизвестные предлагают защиту от анонимных заминирований и возможность «заказать» звонками конкурентов.