Виктору Вексельбергу грозит штраф в размере $38 млн от департамента финансов Швейцарии. Главная претензия в том, что "Ренова" скупала акции Oerlikon по согласованию с австрийской Victory, но партнеры не задекларировали себя как группу. В "Ренове" называют претензии Швейцарии беспочвенными. Юристы полагают, что формального повода для регистрации группы не было, но "Ренова" и Victory показали себя как партнеры в другой сделке — скупке акций швейцарского Sulzer.
Как сообщили вчера в группе "Ренова", федеральный департамент финансов Швейцарии обвиняет главу группы Виктора Вексельберга "в нарушении закона о разглашении информации" при покупке акций Oerlikon в 2006 году. Основная претензия — покупая акции, "Ренова" якобы координировала свои действия с австрийской Victory, но партнеры не зарегистрировали себя как "организованную группу". Например, в июле и ноябре 2006 года, отмечает департамент финансов, Victory, уже владевшая на тот момент бумагами Oerlikon, продала "Ренове" сперва 10,25%, а затем еще 3,3% акций компании, причем со скидкой к рыночным котировкам. В 2007 году "Ренова" и Victory поддержали одного и того же кандидата в совет директоров Oerlikon — Владимира Кузнецова. Это дает основания полагать, что "Ренова" и Victory изначально согласовывали друг с другом все действия в отношении Oerlikon. А поскольку они не зарегистрировали себя как группу, господин Вексельберг, а также Ронни Печик и Георг Штумпф (создатели Victory) должны заплатить штраф, каждый на сумму 40 млн швейцарских франков ($38 млн).
В "Ренове" считают претензии "беспочвенными", уверяя, что договор купли-продажи Oerlikon между "Реновой" и Victory не дает основания называть их "организованной группой". Акции Oerlikon действительно покупались у Victory со скидкой, признали в "Ренове", но на момент договоренности цена соответствовала рынку, а рост котировок произошел позднее. Наконец, поддержка единого кандидата в совет директоров Oerlikon — это просто "совпадение поведения", говорится в сообщении "Реновы". Представитель группы Андрей Шторх пообещал, что она оспорит претензии департамента финансов в суде (штраф с господина Вексельберга еще не взыскан). В департаменте финансов от дополнительных комментариев отказались.
Oerlikon — производитель высокотехнологичных продукции и электроники. Включает 158 предприятий в 37 странах. В первом полугодии 2009 года продажи составили $1,3 млрд, чистый убыток — $94 млн. "Ренова" скупала акции концерна с 2006 года и довела свою долю до 44,7% акций (крупнейший акционер).
Это не первые претензии швейцарских властей в адрес "Реновы" и лично Виктора Вексельберга. Весной 2009 года минфин Швейцарии (ему подотчетен федеральный департамент финансов) начал в отношении господ Вексельберга, Печика и Штумпфа аналогичное расследование, но оно касалось факта покупки "Реновой" и Victory акций швейцарского производителя нефтегазового оборудования Sulzer (сейчас "Ренова" владеет 31% его акций). Но тогда Victory и "Ренова" не скрывали своего партнерства: они сразу же создали СП, которое консолидировало контрольный пакет Sulzer, а затем "Ренова" выкупила долю Victory. В остальном схема была похожей: основную часть акций (около 50%) покупала Victory, а "Ренова" изначально выступала лишь миноритарием (около 13%). Дело до сих пор не закрыто.
Однако нынешние претензии департамента финансов могут создать "Ренове" больше проблем. Компания сейчас ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации долга, который на первое полугодие 2009 года составил €1,7 млрд. Давление на акционеров Oerlikon создает крайне негативный инвестиционный фон в Швейцарии, подчеркивает представитель "Реновы" Андрей Шторх. Он не исключил, что претензии к Sulzer и Oerlikon "носят, скорее, политический характер", но более подробно комментировать это отказался.
Именно то, что Victory и "Ренова" "уже имеют историю взаимоотношения по другим сделкам", может быть серьезным аргументом департамента финансов Швейцарии в суде, считает партнер юрфирмы Lidings Андрей Зеленин. Действительно, соглашается один из источников "Ъ", близких к "Ренове", дело в отношении "Реновы" и Victory, возбужденное из-за покупки акций Sulzer, может сыграть свою роль в ситуации с Oerlikon, "например, одно дело может быть использовано как прецедент для принятия решений по-другому". Но в целом, если "в швейцарском законодательстве нет никаких подспудных камней", то доводы департамента финансов по поводу продажи акций Oerlikon с дисконтом или поддержке единого кандидата в совет директоров "выглядят спорными", продолжает господин Зеленин. По мнению партнера юрфирмы "Яковлев & партнеры" Игоря Дубова, преимуществом акционеров Oerlikon в этом деле является то, что им приходится оспаривать в суде штраф, а не само право владения акциями компании. Последний вариант точно грозил бы остановкой инвестпроектов Oerlikon.