Президент A1 станет владельцем 100% акций «СИА Интернейшнл». Этому предшествовала информационная атака и давление на родственников умершего Игоря Рудинского, которым принадлежала половина актива. «После закрытия сделки Александр Винокуров становится косвенным владельцем 100% акций «СИА Интернейшнл», 100% долей «Мега фарм», 52% обыкновенных и 31% привилегированных акций завода «Синтез» и 75% акций завода «Биоком». В части «Синтез» и «Биоком» сделка будет закрыта после получения всех необходимых согласий регулирующих органов», — говорится в официальном сообщении.
Этому предшествовало беспрецедентное давление на семью Рудинского. Например, начали появляться выбросы, согласно которым Рудинские - банкроты. Более того, отозвали лицензию у банка, аффилированного с Рудинскими – «Нота-банк». Участники рынка говорили, «основной целью атаки на бывших хозяев «СИА Интернейшнл» было приобретение Винокуровым долей «СИА Интернейшнл» в трех фармзаводах: саранском «Биохимике», курганском «Синтезе» и ставропольском «Биокоме».
«Мы не говорили никому о смерти Игоря, даже близким и коллегам», — рассказывает журналистам Елена Рудинская. Семья опасалась, что конкуренты набросятся на компанию.
«Если бы новость о смерти Игоря ушла в рынок без выработанного плана действий — это было бы немедленное банкротство, все бы посыпалось. За два дня до похорон «Р-Фарм» по согласованию с семьей объявила о готовности купить 50% акций СИА с опционом на последующее увеличение доли», - говорил один из лидеров рынка, владелец компании «Р-Фарм» Алексей Репик.
«Фармацевтический поход» Винокурова
Но об этом прознал господин Винокуров. Он в 2015 году вошел в акционерный капитал «СИА Интернейшнл». И начал действовать. Топ-менеджер инициировал разборки сразу с несколькими компаниями, пытаясь их поглотить, параллельно намереваясь выдавить Рудинских из бизнеса. Более того, Винокуров инициировал привлечение в госБанке ВТБ кредита в 5,4 млрд рублей.
Участники рынка говорят, что Винокуров, якобы используя связи в госструктурах, поставил Рудинских в зависимое положение. Рудинские могли бы в случае невыполнения обязательств лишиться акций в пользу ВТБ, который позже реализовал бы актив, скорее всего, Винокурову. Да, ВТБ активно практикует «изъятие» акций в счет долга. Например, «14 марта 2016 года стало известно, что Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти частично удовлетворил иск ООО «СИА-интернейшнл Санкт-Петербург» о взыскании 894 млн руб. с ЗАО «Фармакор»». «Фармакор» оказался на грани банкротства.
Еще с одной компании - «Статус Фарм», которой принадлежит сеть «Сердечко», Винокуров выбил через московский Арбитраж 43,6 млн рублей. Вскоре произошла фактическая бизнес-атака на «Аптечную сеть 36,6», автором «атаки» называли никого иного как главу Инвесткомпании А1, зятя Сергея Лаврова – господина Винокурова. Кстати, обыски, которые проходили весной этого года в аптечной сети, ряд аналитиков связали с именем Винокурова.
Стоит сказать, что неожиданным союзником Винокурова оказался руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Отметим, что госменеджер является другом и соседом господина Лаврова! Совпадение? При чем здесь Чемезов? Стоит отметить, что Винокуров является совладельцем фармацевтической компании «Генфа», которая делает лекарства на заводе «Синтез», совладельцами предприятия являются «СИА Интернейшнл» и «Ростех»! Подчеркнем, отпрыск главы госкорпорации Станислав Чемезов владеет 30% ООО «Медфармтехнология» — УК проекта «Фармополис», которая намерена взять в партнеры «Генфу». Более того, у Генфы» «совместное предприятие» (СП) с дочерней структурой «Ростеха» - «Нацимбио». Цена проекта - 700 млн рублей.
Успел договориться Винокуров и с самой крупной продуктовой сетью X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», гипермаркет «Карусель», магазинами «шаговой доступности» под брендом «Перекресток Экспресс», «СосеДДушка» и еще порядка десяти сетей). Х5 приобретет миноритарный пакет «Мега фарма», 75% которого принадлежит Винокурову. Это означает, что практически в каждом втором магазине появится аптека – это уничтожит конкуренцию на рынке «на корню». «Мега фарм» получил приоритетное право на размещение до конца 2020 г. более 3300 аптек в прикассовой зоне всех трех сетей под управлением X5.
Отметим, что крупнейший пакет X5 (47,86 %) у совладельцев «Альфа-Групп». Напомним, что в 2014 году Винокуров возглавил компанию А1, инвестиционное подразделение «Альфа-Групп».
«Рождение олигарха»
Как мы уже говорили выше, в 2014 году Винокуров возглавил компанию А1, инвестиционное подразделение «Альфа-Групп». Молодой человек сразу был принят в качестве… президента А1. Участники рынка говорят, что обеспечила молниеносное продвижение по карьерной лестнице удачная женитьба. Злые языки говорят, что самый дорогой «актив» Винокурова - это молодая девушка, с которой он «случайно» познакомился в Лондоне. Википедия скромно говорит, что Винокуров женат и имеет двух детей. Только вот жена оказалась дочерью всесильного главы российского МИДа Сергея Лаврова - Екатериной.
Винокуров девушку соблазнил, женился, после этого его карьера молнией пошла в гору. После свадьбы топ-менеджера без необходимого опыта работы (!) нанял американский фонд TPG. Совпадение? Так или иначе, Винокуров начал проявлять свое «мастерство» в компании. Уже через несколько лет TPG был замечен в рейдерской атаке на руководство торговой сети «Лента»! Кстати говоря, дальнейшая карьера Винокурова в «Альфе» также могла начаться благодаря серьезным связям. Тут стоит сказать, что у Сергея Лаврова «сложились хорошие отношения и с «Альфа-Групп». Чиновник даже поддерживает проекты банка. Заметьте, господин Лавров не часто уделяет внимание инициативам коммерческих структур.
Реализовывать себя Винокуров начал в «Альфе». Тут стоит упомянуть действия Александра Семеновича в отношении компании «Евродон». Обозреватели писали, что А1 «была причастна к легализации имущества, отнятого мошенническим путем у законных владельцев холдинга «Евродон».
«В 2012 году Внешэкономбанк одобрил «Евродон-югу» (100% – у основателя группы «Евродон» Вадима Ванеева) кредитную линию на 17,9 млрд руб. для строительства индейководческого комплекса в Ростовской области. Таким образом, ВЭБ стал крупнейшим кредитором группы».
После этого А1 «продала структурам ВЭБа 40% «Евродона». О приобретении этих акций А1 сообщила 2 февраля 2016 года». Как акции оказались у Винокурова? Есть информация о рейдерской атаке структур «Альфа-Групп» на основателя «Евродона» Вадима Ванеева. «Получив контроль над 40% в «Евродоне», структура «Альфа-Групп» тут же подала в суд иски об исключении Ванеева из числа участников общества».
Винокуров владел всего несколько дней акциями компании и сразу продал их ВЭБу, который приобрел актив! Отметим, что подозреваемый делу о перепродаже «Евродона» тогдашний сотрудник госбанка Ильгаз Валитов в сентябре 2016 года осужден за мошенничество по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере». Ну а Винокуров продолжил делать бизнес дальше…
Господин Винокуров постоянно оказывается замешан в каких-то сомнительных делах. Так, он вошел в конфликт на стороне акционеров онлайн-продавца автозапчастей Exist.ru, которые не могут поделить активы с Владиславом Доморацким. Последнему, уже не без вмешательства Винокурова, «предложили выкупить 50 процентов акций компании по завышенной цене в 25 миллионов долларов». Он отказался и сейчас опасается, что против него могут начаться уголовные дела…
Особняком стоит дело группы «ПОЛИПЛАСТИК», крупнейшего в РФ производителя полимерных трубопроводных систем. Выручка по МСФО за 2015 года составила 31 млрд рублей. EBITDA – 1.8 млрд рублей! Винокуровская А1, купив офшор Рамилос Трейдинг Лтд (Рамилос), владеющий блокирующим пакетом акций «ПОЛИПЛАСТИКа», взял и подал иск против основных акционеров в Высокий суд Лондона, требуя раскрытия информации об акционерах. Зачем? Вероятно, чтобы найти подход к ним и заполучить контрольный пакет акций.
Правда, Высокий суд отказал Рамилосу. Суд назвал действия истца «попыткой сбора компромата без надлежащего правового обоснования, направленной на запугивание ответчика, и обязал истца возместить ответчику расходы. Даже в апелляции Рамилосу было отказано». Владельцами Рамилоса были Алексей Смирнов и Александр Раппопорт, «которые в течение многих лет отказывались от предложений выкупа их доли, а теперь, когда стоимость бизнеса резко уменьшилась, обратились в А1 за помощью в принуждении основных акционеров к выкупу их доли по завышенной цене и на нерыночных условиях».
В 2016 году всплыли методы А1 в отношении акционеров «ПОЛИПЛАСТИКа» – основные акционеры взяли на расширение производства кредиты, а Винокуров и его топ-менеджеры угрожали «банкам возможной уголовной ответственностью за соучастие в преступлениях, совершенных менеджментом Группы». Вмешался Винокуров и в конфликт акционеров интернет-ритейлера «Юлмарт». «Совладелец компании Михаил Васинкевич попытался принудить своих партнеров выкупить у него долю ритейлера по завышенной цене. Когда те отказались, Васинкевич передал свой пакет «А1», и юристы Винокурова начали блокировать решения совета директоров и пытаться назначить «своего» гендиректора». Но пока атака на компанию не принесла Винокурову ощутимых плодов. Но, как говорится, «еще не вечер».
В итоге «действия А1 могут привести к дезорганизации работы предприятия в крайне сложный для отрасли период и тем самым нанести существенный ущерб Российской экономике».
Куда дальше?
Самые крупные капиталы крутятся в секторе госкомпаний. Об отставке главы «Ростеха» ходят слухи давно. Заменить госменеджера должен человек близкий, с которым есть общий бизнес и покровители. Тот, кто сможет все «подчистить» и никого не сдать. Господин Винокуров подходит под описание…
Ряд обозревателей говорят, что целью Винокурова на этот год является становление во главе «Ростеха». Сейчас Винокуров, по слухам, метит в инвестиционное подразделение госкорпорации «РТ-Развитие бизнеса», возглавляемое Андреем Коробовым. Активы «дочки» насчитывают 1,5 млрд долларов. Подрастает новый олигарх с семейными связями в правительстве РФ, и бизнес-политикой, за которую как минимум не подают руки, как максимум - могут завести уголовное дело. Господина Винокурова обвиняли в рейдерстве и дезорганизации предприятий, сговоре, информационных атаках, использовании административного ресурса.
Это не просто миллиардер, а именно олигарх, который может возглавить «Ростех».