Как стало известно “Ъ”, в Москве задержали Дмитрия Лысаковского (Гудвин) — командира подразделения воздушной разведки ДНР, назначенного представителем этой непризнанной республики в Международном уголовном суде при ООН. По версии СКР, будучи до войны юристом, господин Лысаковский участвовал в попытке рейдерского захвата здания в центре столицы. Следствие просило отправить его в СИЗО, но суд, учитывая в том числе заслуги обвиняемого перед ДНР, определил его под домашний арест.
Сотрудники угрозыска задержали 36-летнего Дмитрия Лысаковского 6 июля, когда он приехал в Москву. Его сразу же доставили в следственное управление СКР по Южному округу столицы, где следователь предъявил ему обвинение в покушении на мошенничестве в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). Ранее он обвинялся в совершении этого преступления заочно. По предварительным данным, Дмитрий Лысаковский отказался от дачи показаний, воспользовавшись ст. 51 Конституции. Правда, он все же дал краткие пояснения, заявив, что не был надлежащим образом уведомлен о возбуждении уголовного дела и предъявлении ему обвинения. При этом Гудвин пояснил, что не считает себя виновным, так как по всем предъявляемым ему претензиям уже выносились решения арбитражных судов.
Утром 7 июля Дмитрия Лысаковского доставили в Чертановский суд, куда следователь обратился с ходатайством об избрании ему меры пресечения. Представитель СКР настаивал на помещении господина Лысаковского в СИЗО, так как он обвиняется в тяжком преступлении, обладает «специальными познаниями в области юриспруденции», а также является командиром группы разведки ГРУ Генштаба республиканской гвардии ДНР, «в связи с чем имеет широкий круг связей среди лиц, входящих в вооруженные формирования». Следователь особо отмечал, что господин Лысаковский может пытаться уничтожить доказательства, оказать давление на свидетелей или скрыться, как недавно поступил его предполагаемый сообщник — нижегородский адвокат Евгений Рыжов, объявленный сейчас в розыск.
Сам Дмитрий Лысаковский просил суд избрать ему любую другую меру пресечения, кроме ареста. Судья Юлия Черникова, учтя, что на иждивении обвиняемого находятся четверо малолетних детей (официально он холост), что в мае прошлого года он был назначен председателем Совета министров ДНР представителем непризнанной республики в Международном суде по уголовным делам при ООН, а сейчас является сотрудником разведки, ограничилась в отношении него домашним арестом.
Отметим, что в Чертановский в суд прибыла группа поддержки из соратников Гудвина — молодых людей в камуфляже. Правда, судебные приставы в зал заседания их не пустили. Адвокат господина Лысаковского Владимир Рутковский для комментариев в среду оказался недоступен.
Уголовное дело, фигурантом которого стал Дмитрий Лысаковский, было возбуждено в апреле этого года. Связано оно с попыткой рейдерского захвата части старинного особняка на Гоголевском бульваре, 3. В 2007 году помещения в здании за $1,4 млн приобрела компания «Эквисман Холдингс Лимитед». А в 2010 году в 5-й судебный состав арбитражного суда Москвы его прежний владелец — офшорная фирма с Сейшельских островов «Аквамарин ЛТД» подала иск о признании сделки недействительной и возврате права собственности. Фактические владельцы компании-истца Михаил Чернов и Михаил Балакирев представили в суд документы, как выяснилось позже, оформленные задним числом. В ноябре 2011 года судья Юлия Беспалова иск удовлетворила. Раскрыть же махинацию удалось случайно, после того как Михаила Чернова заподозрили в организации ограбления некоего столичного бизнесмена. Получив в суде санкцию на прослушку телефонных переговоров господина Чернова, сыщики узнали из них детали аферы с особняком. В частности, по данным СКР, господа Чернов и Балакирев заплатили председателю 5-го судебного состава Ирине Барановой €100 тыс. и $4 тыс., а та склонила свою подчиненную к вынесению решения в пользу истцов. В сентябре 2013 года Дорогомиловский суд приговорил Михаила Чернова и Михаила Балакирева за мошенничество к девяти и семи годам заключения соответственно. Привлечь к уголовной ответственности судью Баранову, заподозренную в подстрекательстве к даче взятки (ст. 33 и ст. 291) и мошенничестве в особо крупном размере, не удавалось. Высшая квалификационная коллегия судей разрешила СКР возбудить в отношении нее уголовное дело лишь пару месяцев назад, но к тому времени судья уже улетела в США, где родила ребенка и получила вид на жительство.
Между тем, как считает следствие, оставшиеся на свободе сообщники осужденных Чернова и Балакирева не оставили попыток захватить здание на Гоголевском бульваре. По данным СКР, знакомый осужденного Чернова адвокат Евгений Рыжов через нижегородский суд добился наложения ареста на помещение в центре Москвы. А «Аквамарин» даже ухитрился продать здание за $7,5 млн другой офшорой фирме — «Делимар Корпорейшн ЛТД», руководство которой представлял юрист Дмитрий Коцубанов. После этого он попытался зарегистрировать право собственности на недвижимость в отделе Росреестра по Южному округу Москвы. Однако выяснилось, что истинным владельцем помещения является все же «Эквисман». В результате в регистрации было отказано, а СУ СКР возбудило уголовное дело. Адвокат Рыжов в последний момент успел скрыться, а его сообщник Коцубанов сменил в загсе свои паспортные данные, став Дмитрием Лысаковским.
Вскоре после этого он уехал на юго-восток Украины, где стал ополченцем с позывным Гудвин. В республиканской гвардии ДНР он занял должность командира отряда, отвечающего за воздушную разведку с помощью беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, господин Лысаковский открыл два счета для сбора средств для помощи Донбассу. Он охотно позировал перед телекамерами и раздавал интервью, в которых намекал, что в ближайшее время станет командующим ПВО Минобороны непризнанной республики.
После возбуждения уголовного дела оперативники, по некоторым данным, связались с господином Лысаковским по телефону, но тот категорически отказывался прибыть на допрос к следователю, объясняя, что на это нужно разрешение его командования из ДНР. При этом сам Гудвин, приехав из зоны боевых действий в Ростов-на-Дону, затем отправился в Санкт-Петербург, где провел несколько встреч как секретарь Верховного совета Новороссии. Перед возвращением в ДНР он решил заехать в Москву, где его и задержали.
Интересно, что до избрания меры пресечения Дмитрий Лысаковский размещал посты в соцсетях, сообщив в последнем: «Слухи о моем аресте и смерти в застенках немного преувеличены. Детали позже».
Кто такой Дмитрий Лысаковский
Лысаковский Дмитрий Иванович (до марта 2014 года — Коцубанов Дмитрий Николаевич) родился 2 января 1979 года. В 2001 году окончил Европейский университет в швейцарском Монтре. Юрист и финансист, специализируется на арбитражном и корпоративном праве.
Работал на руководящих должностях в различных коммерческих организациях и банках. С 2001 года был совладельцем и руководителем ряда компаний в Москве и Подмосковье, занимавшихся оптовой торговлей (ООО «Дженерал Логистикс», ООО «Арт-Деко», ООО «Экостройкомплект», ООО «Нестези»), производством изделий из бетона (ООО «Еврокам Интернешнл»), финансовым посредничеством (ООО «К2 Финанс Групп»). Затем был старшим партнером в адвокатской компании «Лысаковский и партнеры», специализирующейся на защите бизнеса от рейдерских захватов. 14 марта 2014 года подал с бизнес-партнером иск к органам власти РФ в арбитражный суд Москвы. По мнению истцов, Россия не приняла достаточных мер по недопущению передачи средств МВФ в помощь Украине. Иск был возвращен заявителям.
Весной 2014 года уехал в Донбасс, занимался организацией доставок гуманитарных грузов, сбором финансовой помощи для ДНР и ЛНР, правовыми вопросами. В мае того же года в качестве «официального представителя ДНР при ООН» подал обращение в Международный уголовный суд с просьбой расследовать военные преступления в регионе. С октября участвовал в боевых действиях под позывным Гудвин, в последнее время был начальником подразделения воздушной разведки с использованием БПЛА. 10 марта 2015 года также стал первым секретарем Верховного совета Новороссии.