Разработка оказалась провокацией

Источник
Сотрудников МВД винят в попытке посадить офицера ФСБ.
Как стало известно "Ъ", потерпевшим по громкому делу о провокации взятки, по которому подозреваемыми проходят ведущие сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ является высокопоставленный сотрудник управления собственной безопасности ФСБ. Именно это управление занимается оперативным сопровождением резонансных дел, находящихся в производстве Следственного комитета.

Когда следователь главного следственного управления СКР ознакомил сотрудников ГУЭБиПК с постановлением о возбуждении в отношении них уголовного дела по признакам совершения преступлений, предусмотренных ст. 33, ст. 304 и ч. 3 ст. 286 (организация провокации взятки и превышение должностных полномочий) УК РФ, один из подозреваемых назвал документ "ангажированным бредом", оставив соответствующую запись в протоколе. От дачи показаний оперативники, работающие в ведущем управлении "Б" ГУЭБиПК, занимающемся раскрытием преступлений в бюджетной сфере, отказались, сославшись на ст. 51 Конституции, позволяющую не свидетельствовать против себя.

Какие дела вели сотрудники ГУЭБиПК

Управление "Б" ГУЭБиПК считается в МВД одним из самых успешных. На счету его сотрудников раскрытие почти всех громких преступлений в бюджетной сфере. Именно они вскрыли многочисленные злоупотребления при закупках зарубежного медицинского оборудования — в частности томографов.

По версии следствия (об обысках и задержаниях в ГУЭБиПК "Ъ" рассказывал вчера), оперативники и "неустановленные" руководители управления пытались подставить Игоря Демина — замруководителя одной из служб 9-го управления ФСБ, отвечающей за обеспечение собственной безопасности сотрудников ведомства. Разработка господина Демина с использованием агентов велась оперативниками с осени прошлого года. При этом следствие считает, что оперативники через посредников планировали выйти на чекиста и, представляясь руководителями коммерческих структур, предложить ему взять их бизнес под крышу, получая за общее покровительство $10 тыс. в месяц.

Однако один из посредников сообщил об оперативном эксперименте (а в ходе подобных мероприятий сотрудники ГУЭБиПК нередко и задерживают нечистых на руку чиновников и силовиков) в ФСБ.

В результате чекисты сами начали разрабатывать полицейских и задержали их.

В минувшую субботу Басманный суд, учитывая позицию прокурора, не поддержавшего обвинение, отказал СКР в арестах сотрудников ГУЭБиПК (коммерсантов, фигурировавших в деле, взяли под домашний арест). По данным "Ъ", связано это было в том числе с самими обстоятельствами дела, которые во многом остались неустановленными. Например, заговор в отношении чекиста велся в неустановленное время в неустановленном месте. А окончательное количество его участников так и не было определено.

По данным источников "Ъ", следствие планировало обратиться в Генпрокуратуру, с тем чтобы она обжаловала решения Басманного райсуда в Мосгорсуде. Однако затем в следственном ведомстве, судя по всему, попытались арестовать оперативников, ссылаясь на новые обстоятельства, которые появились в деле. В канцелярии Басманного райсуда журналистам вчера сообщили, что под стражу были взяты несколько фигурантов данного дела, в том числе два заместителя начальника управления "Б" Иван Касауров и Алексей Боднар. Однако пресс-секретарь этого суда от комментариев отказалась. Такой же позиции придерживаются и в Мосгорсуде.

В МВД, ФСБ и СКР обсуждать скандальную историю вообще отказались. По данным "Ъ", в МВД уже назначена служебная проверка, которая будет проведена в ГУЭБиПК.

Следует отметить, что ранее проверки велись в отношении сотрудников УСБ ФСБ. Как уже сообщал "Ъ" (см. "Ъ" от 15 октября 2013 года), разбираясь в жалобах адвокатов по делу предпринимателя Александра Милушкина, обвиняемого в крупном мошенничестве с НДС, Генпрокуратура усмотрела в действиях чекистов и следователя СКР признаки преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 и ч. 1 ст. 302 УК (превышение должностных полномочий и принуждение к даче показаний).

По версии прокуроров, следователи и оперативники для того, чтобы разговорить предпринимателя, использовали в следственных действиях его друга, который на тот момент числился в розыске московской полиции. Уголовное дело в отношении чекистов и следователя так и не возбудили, зато господин Милушкин был освобожден из-под стражи.