Судьба заставляла Льва Кветного не раз совершать крутые повороты. Самый первый произошел с ним в 1989 году. После завершения учебы в одном из самых престижных среди спортсменов Ленинградском институте физкультуры имени Лесгафта, он получил распределение на работу в обычную школу физруком.
Что делать, но в списках гордости советского спорта его фамилии не было. Именитые спортсмены имели шанс, получив диплом, стать тренерами молодых талантов и продолжить свою биографию в большом спорте. За плечами у Льва Кветного не было больших спортивных достижений, но все же рядовой физкультурник сумел на много обогнать других своих именитых сокурсников. Лев Кветной предпочел работе с детьми серьезный бизнес.
Начал он с обычной торговли. Природная предприимчивость позволила ему почти сразу пробиться в руководство фирмы «Прагма-Трейдинг», а «шестое» чувство подсказало, что гораздо большие перспективы связаны с управлением финансовыми потоками.
Чем ближе к деньгам, тем больше можно получить личную выгоду. Лев Кветной очутился в вице-президентах коммерческого банка «Монтажспецбанк». В середине 90-х они плодились, как грибы после дождя. Реальное производство испытывало дефицит оборотных средств, на фоне взаимных неплатежей процветал бартер, а тут еще полным ходом началась приватизация. Бывшие столпы индустрии страны Советов падали к ногам тех, кто мог из воздуха делать деньги. Лев Кветной явно был из их числа.
Своим инструментом для вхождения в спешно формирующуюся когорту «новых русских» он избрал компанию «Интерфин». В ней он занял пост первого заместителя генерального директора. Через год он уже представлял интересы финансовой структуры в советах директоров Оскольского электрометаллургического комбината и Лебединской горно-обогатительной фабрики. В руках у Кветного оказались рычаги управления полной технологической цепочкой важной части отечественной металлургии ─ от руды до конечной продукции.Лев Кветной в бизнесеРазносторонность коммерческих интересов бизнесмена проявилась в том, что его занесло из центра России далеко на север. Он всерьез заинтересовался алмазами. Компания «Архангельскгеологодобыча» приступила к разработке Ломоносовского месторождения ─ единственного на территории европейской части России.
Лев Кветной
Лев Кветной выкупил часть акций предприятия и оказался в числе главных акционеров ЗАО «Архангельские алмазы», намеревавшегося затмить мировую славу южноафриканского «Де Бирса». За блеском бриллиантов он не упустил возможность заработать на пыльном цементе, предусмотрительно став владельцем «Новоросцемента». В его состав входили 3 завода, производящих важный строительный материал ─ «Пролетарий», «Октябрь» и «Первомайский». Покупка обошлась Кветному в $1,2 млрд, причем рыночная капитализация производственных активов на момент покупки составляла всего $0,5 млрд.
На первый взгляд Лев Кветной сильно переплатил. Будущее показало его дальновидность. Не остановившись на приобретении, он в следующие годы выкупил у Елены Батуриной Верхнебаканский цементный завод, а затем целое объединение «Мордовцемент». В годы подготовки к Сочинской Олимпиаде он благополучно «отбил» все вложения, поставляя цемент для грандиозной стройки века, став основным конкурентом в получении контрактов на поставку стройматериалов с «Интеко» все той же Батуриной.
Алишер Усманов
Льву Кветному с 2002 года принадлежит довольно крупный российский банк «Национальный стандарт», полученный им в обмен на акции «Газметалла». Кредитное учреждение в основном обслуживает нужды металлургических предприятий. В «Интерфине» Лев Кветной был вторым человеком после олигарха Алишера Усманова. Вместе с ним он занимался скупкой активов металлургических компаний и горно-обогатительных комбинатов. Вместе с ним ему пришлось стать участником нескольких крупных корпоративных конфликтов. В 2000 году дуэт Усманов-Кветной противостоял могущественному «Газпрому».
Лебединский ГОК поставлял сырье Новолипецкому металлургическому комбинату, принадлежавшему партнеру «Газпроминвестхолдинга» региональному олигарху Владимиру Лисину. Стремление повысить прибыль заставила металлургов и газовщиков потребовать снижения тарифов на концентрат. Лев Кветной выстоял, популярно объяснив производителям чугуна и трансформаторной стали, что диктат в отношении него не уместен и им необходимо делиться заработками. В 2005 году аналогичная ситуация рассорила прежних партнеров Усманова и Кветного. На этот раз Лебединский ГОК по той же причине прекратил поставки руды для Магнитогорского металлургического гиганта. Через год два олигарха оформили полный развод. Лев Кветной уступил все свои металлургические активы Усманову и занялся развитием других направлений своего бизнеса.Миллиардер Лев КветнойОхлаждение отношений с олигархом не сказалось на росте капитала Кветного и его деловой активности. В 2013 году его собственность была оценена в $3 млрд. Приближался старт Олимпиады. Через 4 года капиталы несколько просели, но Лев Кветной остается в звании миллиардера ─ $1,2 млрд. Не обошлось без новых приобретений. В Волгограде бизнесмен вступил во владение «Русским южным банком», дополнившим уже имеющийся у него «Национальный стандарт». Схема владения этим активом уводит из России в Кипр.
Андрей Скоч
Кипрская компания Аxial Investments Ltd официально владеет банком. Ее бенефициаром является Лев Кветной. Еще кипрская компания владеет 6,8% российской компании «Внуково-инвест». Особо не афишируя, металлургический магнат начал скупать акции сервисных компаний, обслуживающих третий по величине аэропорт России, еще на заре своей деятельности в 1994 году. Присутствие в числе главных акционеров почему то так и осталось непубличной тайной. Во всяком случае, все знают, что слово Кветного имеет огромный вес в решении всех важных проблем аэропорта. Официально он представляет интересы частных вкладчиков в совете директоров акционерного общества. Во Внуково его партнерами стали Виталий Ванцев и скандальный бизнесмен Андрей Скоч.
Лев Кветной отметился несколькими подозрительными контактами с людьми из теневого мира преступности. В начале 90-х, когда он еще только начинал зарабатывать миллиарды, путь людей из спорта, как правило, пролегал либо в легальный бизнес, либо в организованные преступные группировки. Хотя Лев Кветной выбрал для себя первый путь, но некоторая роднящая духовная связь с избравшими иной вариант заработка, у него осталась. В его обществе был замечен Дима Белый, ныне отбывающий суровое наказание за типичный рэкет.
Дмитрий Барановский был близок к Солнцевской ОПГ и иногда выполнял некоторые деликатные поручение связки Кветной-Скоч. Акционер аэропорта Внуково одно время не побоялся организовать бизнес по розничной торговле в столичных подземных переходах. Без мощной «крыши» такое навряд ли было возможно. Лев Кветной обустроил более полутора тысяч торговых точек-киосков, которые забирали покупателей у ООО «Динамит» Якова Якубова, чей бизнес- конфликт с конкурентами закончился подрывом заряда в подземном торговом павильоне у метро «Пушкинская».
Дмитрий Барановский во время этапирования из СИЗО в зал суда
Торговля ООО «Дегама» и ООО «Комстройметро» сильно мешала другому розничному оператору «Компании «Шевалье», принадлежавшей вдове убитого знаменитого дзюдоиста Бэле Нусуевой. Ее покойный муж считался другом самому Алимжану Тохтахунову. Еще на пассажирах метро пытался заработать Шабтай Калманович, расстрелянный неизвестными осенью 2009 года. После его смерти ООО «Метробуфет» быстро вышел из игры.
Страсти в московской подземке кипели не шуточные, но Лев Кветной не ретировался с места побоища. Еще одним местом вложения капиталов для него стала сеть ресторанов «Якитория». Один из совладельцев бизнеса Олег Шейхаметов сейчас подозревается, как один из участников подкупа следователей, работавших над делом о стрельбе на улице Рочдельской. Самому же Льву Кветному каким то образом удается избежать личного участия в криминальных или бизнес-скандалах. Единственным компрометирующим его фактом является любовная связь с дочерью председателя правления МАПО-Банка Евгения Ананьева. Ничто человеческое Льву Кветному не чуждо. Не все же время заниматься бизнесом.