Распил в ленинградском ТЭК пошел на миллиарды

Источник
Глава комитета по ТЭК Ленинградской области Юрий Андреев не последний заинтересовавший органы «эффективный менеджер».
За последние несколько лет в Ленинградской области арестованы сразу три топ-менеджера из топливно-знергетической области, что, видимо, тенденция, а не совпадение. Последним стал глава комитета по ТЭК Юрий Андреев. Аналитики по 47 региону отмечают: данная сфера в Ленобласти - чуть ли не самая вороватая в хозяйстве, потому что тепло тяжело подсчитать, зато легко освоить.

Дань с подрядчиков?

Юрий Андреев задержан сотрудниками ФСБ по СПб и ЛО, а потом арестован Октябрьским судом Санкт-Петербурга минимум до 7 февраля 2023 года. Обвинение — получение взятки в особо крупном размере - ч.6 ст. 290 УК РФ, а именно 26 миллионов рублей. По версии следствия, «Андреев дал указание директору ГКУ "Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленобласти" Павлу Дудкевичу получать деньги с компаний-подрядчиков, выполнявших работы по программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Ленинградской области"».

Андреев был арестован в декабре, а вот Дудкевич еще в октябре — и стал давать признательные показания, активно сотрудничая со следствием и оперативными сотрудниками ФСБ. По данным корреспондента «Нашей версии» из четвертой службы «конторы», которая в частности, занимается противодействием коррупции в органах государственной власти, Дудкевич «попал в топливно-энергетическую разработку не первым, о фактах взяток и превышений должностных полномочий в ГКУ "Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленобласти" стало известно из жалоб определенных предпринимателей, чиновников районов, чьи имена до суда названы не будут».

Пока отметим такие факты: Андреев, в отличие от Дудкевича, свою вину не признал; насколько известно, но не документально, а пока по инсайдам, факт коррупционных переговоров есть в виде аудиозаписи; следствие только набирает обороты, потому что показания снимаются, собственно, с потерпевших — сотрудников муниципалитетов Ленобласти, сотрудников районных администраций.

Деньги снизу вверх

Теперь к конкретике. По версии следствия, мошенническая формула носила следующий характер. В Ленобласти уже несколько лет действует схема по установке автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) в многоквартирных домах: услуга предоставляется коммерческими предприятиями, а контракты с ними заключаются муниципалитетами, управляющими компаниями и районными администрациями. Якобы, чтобы получить госконтракт, надо было «занести» чиновникам и депутатам, а те, в свою очередь, отправляли процент наверх, получается, сотрудникам уже правительства Ленобласти. И не самым последним, получается.

Как говорят оперативники «четверки», дань взималась раз в год, «а такса Андреева составляла чуть больше четверти миллиарда рублей, хотя это еще далеко не окончательная сумма, следствие еще в середине пути». Намек тут еще и на то, что, может быть, Юрий Андреев тоже с кем-то делился? Ведь программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Ленинградской области» общерегиональная, а игроки, задействованные в ней, есть не только местные, но и из Санкт-Петербурга. Тем более конкретная инкриминируемая Андрееву взятка касается только 2019 года, да и всего трех районов 47-го региона — Гатчинского, Приозерского и Всеволожского. А ведь можно предполагать, что схема касалась всего региона из 17 районов, а сколько в ней может оказаться участников! Для следствия — непочатый край работы, раздолье...

Выгодное дельце

ТЭК и по всей нашей холодной стране довольно-таки коррупционноемкая сфера, достаточно посмотреть список многочисленных уголовных дел. И можно предположить, что они возбуждаются в совсем уж вопиющих случаях. Но если говорить конкретно про Ленобласть, то тут громкими арестами в сфере «тепленького» бизнеса уже не удивишь. К примеру, а августе этого был арестован зампред местного правительства в области транспорта и ТЭК Сергей Харлашкин. Статья — превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий п. «в», ч.2 ст. 286 УК РФ. В рамках этого уголовного дела попала под стражу и еще одна шишка регионального значения - руководитель ГКУ «Дирекция транспортного строительства» Вячеслав Урусов.

Андреев стал главой ТЭК Ленобласти в 2018 году после того, как его шеф на аналогичной должности Андрей Гаврилов оказался под следствием из-за возможно полученных взяток в Бокситогорском районе Ленобласти. Годом позже у правоохранителей были претензии к вице-губернатору Ленинградской области Олегу Ковалю, курировавшему ТЭК и ЖКХ, но в уголовное дело это не вылилось.

Петербургский политолог Владимир Большеков характеризует последние и не последние уголовные в области ТЭК: «Тепленьким бизнесом его зовут не случайно. Тут большие возможности для большого воровства. Выгодное дельце, клондайк! В Ленобласти, в отличие от Петербурга, огромное количество домов частного сектора, и вообще зданий, которые не подключены к центральному отоплению. Соответственно, нужны различные схемы по обеспечению тепла, а где схемы, там и грибница для различного мошенничества, которое, кстати, не так уж легко доказать. Расход тепла, расчеты, расценки на этом рынке не являются твердыми, есть люфт для значительного преувеличения расходов на тепло. Про уголовные дела последнего года не буду говорить конкретно — надо подробно знать материалы. Скажу, что со взяткой работать следствию будет процессуально не сложно — или имеется документальный факт ее получения, или не имеется. А вот с воровством на подаче тепла куда сложнее, тут требуются профильные эксперты, универсальные системы подсчета. И эта проблема не конкретного региона, а всей страны».

Эксперт в области ЖКХ, просивший не называть его имени, и вовсе категоричен: «Пока не будет государственных структур, как в советское время, которые отвечают за ТЭК от и до, будет ниша, лакуна для посредников, а это «откаты». Ну неизбежно. Задача государства как раз не плодить различные «прокладки», которые только высасывают деньги у населения, а наладить прозрачную систему, когда всем со стороны видно, что делается, кем, как и за сколько».