На шахте "Распадская" в Междуреченске (Кемеровская область) в ночь на 9 мая произошла одна из крупнейших за последние годы аварий. Два взрыва, прогремевших в выработках шахты с интервалом в четыре часа, заблокировали не только работавших в забое горняков, но и спустившихся под землю после первого взрыва спасателей. При этом была фактически разрушена система подачи на аварийные участки воздуха. К вчерашнему вечеру было известно о 32 погибших, около семи десятков раненых, судьба еще 59 человек оставалась неизвестной. Президент РФ Дмитрий Медведев поручил провести тщательное технологическое исследование обстоятельств взрывов на "Распадской" с учетом того, что эта шахта считалась одной из лучших по оснащенности и условиям безопасности.
Первый взрыв в шахте "Распадская" Распадской угольной компании (РУК) прогремел 8 мая в 23.55. В этот момент в шахте шла обычная ночная смена, которая заканчивается в 2.00, под землей находилось 359 человек. Где находился эпицентр этого взрыва, вчера было еще точно неизвестно, однако диспетчеры получили сигналы о разрушениях на площадке шахты в районе реки Глухой и в вентиляторе главного проветривания (скважина N 8).
Подразделения горноспасателей спустились под землю и приступили к поисково-спасательным работам. К пяти часам утра из шахты удалось вывести 295 горняков, основная часть которых поднялась на поверхность в первые часы после взрыва. По их свидетельству, выходить приходилось в полной темноте, иногда спотыкаясь о тела погибших товарищей. Части горняков удалось выбраться на поверхность самостоятельно через запасные выходы, устройство которых исключает доступ метана и дыма.
Вскоре после первого взрыва спасатели сообщили, что восемь человек погибли и около трех десятков ранены. Чуть позже стало известно, что 64 человека по-прежнему оставались под землей, а число пострадавших выросло до 59 человек, причем двое из них находятся в критическом состоянии, а семеро — в тяжелом. Пострадавших доставили в больницы Междуреченска, Новокузнецка, Прокопьевска и Ленинска-Кузнецкого (на следующий день шестерых из них самолетом отправили в Москву).
Поисково-спасательная операция после первого взрыва еще не была закончена, когда в четыре часа утра 9 мая грянул еще один взрыв, заметно мощнее первого.
В этот момент помимо не найденных еще шахтеров под землей находилось 19 горноспасателей. На этот раз взрывная волна прошла не только по подземным выработкам, но и поднялась по вертикальным стволам на поверхность, сильно повредив вентилятор главного проветривания шахты и практически полностью разрушив вентиляторную установку блока N 4 "Глухая".
Спасательные работы в шахте были на время приостановлены из-за сильной задымленности и высокой концентрации в воздухе метана. После спасателям пришлось разбирать вызванные вторым взрывом наземные завалы. Одновременно специалисты пытались восстановить систему вентилирования аварийных участков шахты, у которой, по словам главы МЧС РФ Сергея Шойгу (он прилетел в Междуреченск и возглавил оперативный штаб), после взрывов сохранилось всего 18% мощности, тогда как для проведения спасательных операций требовалось 55%. Только к полуночи 9 мая группа спасателей смогла спуститься в шахту, провести разведку и поднять тела шестерых погибших, пятеро из которых числились пропавшими. Вскоре после этого Сергей Шойгу объявил, что под землей обнаружены еще 18 тел погибших, 17 из которых оказались горноспасателями. Поднять их удалось не сразу, поскольку вентилирование и откачка воды были восстановлены лишь частично, а продвижению спасателей под землей мешали сильные завалы. По словам главы МЧС, часть обнаруженных погибших в шахте была найдена "в 200-500 метрах от того места, где они должны были выполнять свои задачи". Видимо, люди пытались найти выходы через завалы самостоятельно.
На вчерашний вечер было известно о 32 погибших, судьба еще 59 человек оставалась неизвестной. По мнению специалистов, шансы на выживание людей из-за дефицита воздуха под землей выглядят все более призрачными.
Для проведения поисково-спасательных работ МЧС РФ привлекло из разных регионов почти 500 спасателей, 87 единиц техники, спецоборудование и аппаратуру, два вертолета и два самолета.
Вскоре после взрывов заместитель гендиректора Распадской угольной компании по капитальному строительству Владимир Горячкин сообщил журналистам, что датчики метана, установленные в подземных выработках, показывали нормальную концентрацию этого газа в шахте. Он также сообщил, что поврежденные взрывами вентиляторы подавали в шахту основную часть воздуха. По его словам, вентилятор главного проветривания на скважине N 8, установленный в августе прошлого года, был самым мощным на шахте и состоял из двух машин. Основная из них была разрушена взрывом, но резервный вентилятор не пострадал и к утру 11 мая должен быть запущен. Восстановление вентиляционной системы продолжалось весь вчерашний день, было установлено ее электроснабжение и освещение. Однако для запуска режима проветривания нужно закрыть вентиляционные стволы, чтобы подаваемый в шахту воздух тут же не выходил наружу по соседнему стволу.
Между тем бывший главный энергетик "Распадской" Юрий Ольховиков предположил, что причиной второго взрыва могла стать подача воздуха после первого взрыва. "Это вполне возможно: где-то тлеет, после первого взрыва подали кислород побольше — и еще сильнее разгорелось,— предположил он в одном из интервью.— Такое ощущение, что первый взрыв был метана, а после, видимо, где-то было горение".
Вчера Сергей Шойгу не стал называть приоритетную версию причин ЧП. "Первый хлопок поднял угольную пыль, через четыре часа произошел второй мощный взрыв газа и угольной пыли,— сказал министр.— То ли произошел внезапный выброс метана, то ли что-то еще. Большие силы науки привлечены для того, чтобы понять, что произошло, разрушения колоссальные".
Президент РФ Дмитрий Медведев вчера посетил в столичной клинике доставленных в Москву раненых горняков. Господин Медведев также поручил генпрокурору РФ Юрию Чайке провести расследование причин трагедии на шахте "Распадская" и поставить вопрос о привлечении виновных к ответственности. "Нужно провести расследование в рамках возбужденного уголовного дела, понять также, насколько соблюдалось законодательство об охране труда, специальное законодательство на эту тему и ряд других законодательных актов",— сказал Дмитрий Медведев. Он также распорядился провести и тщательное технологическое исследование обстоятельств аварии на шахте, которая считалась одной из самых безопасных. "Сразу же после взрыва мы с вами созвонились, и уже тогда было понятно, что концентрация метана была запредельная, что, к сожалению, привело к повторному взрыву",— сказал президент, обращаясь к главе МЧС Сергею Шойгу. Господин Медведев создал специальную комиссию по ситуации в Кузбассе во главе с первым вице-премьером Виктором Зубковым.
Между тем губернатор Кемеровской области Аман Тулеев объявил, что по договоренности с собственниками "Распадской" семьям погибших и травмированным горнякам будет оказана финансовая помощь и социальная поддержка. Вчера он объявил, что эти меры будут распространены и на семьи погибших и пострадавших горноспасателей, которые не являются работниками шахты. Всем семьям погибших шахтеров и горноспасателей будет выплачено по 1 млн руб., а также годовая заработная плата, зарплата за последние три месяца и госвыплаты. Пострадавшие при аварии работники получат от 30 тыс. до 200 тыс. руб. в зависимости от тяжести полученных травм. Кроме того, дети погибших горняков будут ежегодно бесплатно отдыхать в здравницах страны, им будут возмещены расходы на образование, а семьям погибших шахтеров будут улучшены жилищные условия.