Как стало известно “Ъ”, туринский суд выпустил из тюрьмы и поместил под домашний арест владельца вологодского завода строительных конструкций Алексея Железова. В России он проходит по делу о хищении средств на сумму 3,1 млрд руб. в уже лишенном лицензии банке «Северный кредит», акционером которого, по версии следствия, господин Железов являлся ранее. Отметим, что кредитное учреждение было внесено в санкционные списки Минфина США за работу в Крыму. Основанием для изменения меры пресечения стало то обстоятельство, что в суд до сих пор не поступили экстрадиционные материалы на бизнесмена. Его защита настаивает на политической подоплеке уголовного преследования господина Железова, тем временем предприниматель пытается получить в Италии политическое убежище.
Имеющий вид на жительство в Италии бизнесмен был задержан по российскому запросу в начале июня в своем доме под Турином, где он проживает более двух лет. Предпринимателя отправили в тюрьму. Туринский суд рассмотрел вопрос о мере пресечения в отношении Алексея Железова после того, как истек 40-дневный срок его экстрадиционного ареста.
На заседании суда выяснилось, что материалы на выдачу предпринимателя еще не поступили.
Тем временем его адвокаты указывали, что столь строгая мера пресечения, как арест, в данном случае выглядит необоснованной хотя бы потому, что их подзащитный в Италии живет постоянно и его адрес известен российскому следствию, стало быть, говорить о том, что он скрывается, нельзя. Защита также указывала на несоответствия в направленных в Интерпол документах на бизнесмена. В частности, там господин Железов обозначен как акционер рухнувшего в 2017 году банка «Северный кредит», однако, указывали адвокаты, согласно данным ЦБ России, акциями банка владел не он сам, а завод, который принадлежал господину Железову, при этом предприниматель не входил в управленческие структуры кредитного учреждения и не принимал решений, связанных с его деятельностью. Также защита напомнила суду, что крупнейшим акционером «Северного кредита» являлось правительство Вологодской области (23,22%), а в числе его топ-менеджеров были родственники руководителей региона, например, бывший первый зампред правления банка Антон Сохрин приходится зятем заместителю губернатора Виктору Рябишину. В связи с этим адвокаты заявили, что усматривают в деле своего клиента, которого хотят сделать «крайним» в истории с хищениями, политическую подоплеку.
Прокурор не стал возражать против помещения господина Железова под домашний арест. Он также отметил, что отсутствие экстрадиционных документов не позволяет ему оценить обоснованность обвинений, предъявленных бизнесмену. В результате мера пресечения предпринимателю была изменена.
Дата слушаний, касающихся рассмотрения вопроса об экстрадиции по существу, пока не определена.
Защита господина Железова сообщила “Ъ”, что рассчитывает добиться решения в его пользу. Тем временем сам предприниматель, как рассказал его российский адвокат Алексей Кирсанов, подал документы на предоставление ему политического убежища.
Как ранее сообщал “Ъ”, Алексей Железов в марте этого года был объявлен российским следствием в международный розыск, а вологодский суд его заочно арестовал. Ему инкриминируются четыре эпизода, квалифицируемые по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в составе организованной группы либо в особо крупном размере) и п. »б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ (отмывание преступных доходов в особо крупном размере). По версии следствия, господин Железов и его предполагаемые сообщники похитили из кредитного учреждения 3,1 млрд руб., а с целью прикрытия преступлений совершили ряд мнимых сделок. Сейчас в деле восемь фигурантов, всем, кроме Алексея Железова, предъявлено также обвинение в создании организованного преступного сообщества или участии в нем (ст. 210 УК РФ). Всего в международном розыске по этому делу находятся три человека, среди них предполагаемый создатель ОПС бывший вице-президент банка Евгений Пикалов. Отметим, что инициатором расследования был губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
«Северный кредит» был лишен лицензии за многочисленные нарушения, в том числе законодательства о противодействии отмыванию денег. В свое время он попал в санкционные списки американского Минфина за деятельность в Крыму, где кредитное учреждение собиралось запустить карточный проект «Забота» для пенсионеров и бюджетников.