Резонансное дело историка Олега Соколова, обвиняемого в убийстве и расчленении аспирантки Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Анастасии Ещенко, поступило в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга. За время расследования к статье об убийстве добавилось незаконное хранение оружия. Несмотря на некоторые ограничения в работе судов из-за распространения коронавирусной инфекции, заседание по делу назначат в ближайшее время.
Как сообщили в объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга (ОПС), Октябрьский районный суд города зарегистрировал уголовное дело в отношении бывшего доцента СПбГУ Олега Соколова.
В ОПС “Ъ” пояснили, что дата первого заседания по делу будет назначена в ближайшее время в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Поскольку обвиняемый содержится под стражей, дело попадает в категорию безотлагательных и никаких изменений из-за пандемии коронавируса в порядке его рассмотрения не ожидается. При этом, согласно постановлению президиума Верховного суда, доступ лиц, не являющихся участниками судебного процесса (в том числе и журналистов), с 19 марта ограничен.
С учетом общественного резонанса, пресс-служба сделает все возможное, чтобы требования об открытости и гласности судопроизводства были соблюдены в полном объеме»,— уточнила “Ъ” руководитель объединенной пресс-службы судов Санкт-Петербурга Дарья Лебедева.
Общая картина случившегося стала понятна еще 9 ноября, когда 63-летнего историка достали из реки Мойка, а при нем обнаружили рюкзак с отрубленными женскими руками и пистолетом. Вечером того же дня он оформил явку с повинной, где рассказал, как именно убил Анастасию Ещенко.
За пять месяцев следователи смогли установить, что конфликт «на почве взаимной ревности» между Олегом Соколовым и его сожительницей произошел в третьем часу ночи 8 ноября.
Во время ссоры историк взял незаконно хранящийся в его квартире в доме 82 на набережной реки Мойки обрез, изготовленный из охотничьего карабина, и один раз выстрелил в голову Анастасии Ещенко.
После этого Олег Соколов сдавил руками шею потерпевшей. Из-за того, что Анастасия Ещенко подавала признаки жизни, экс-доцент выстрелил ей в голову еще три раза. В результате она скончалась на месте.
Труп в квартире Олег Соколов хранил до позднего вечера 8 ноября, затем расчленил с использованием пилы-ножовки по дереву, двух кухонных ножей и топора. Далее он по частям выкидывал тело в Мойку. Во время одной из ходок Олег Соколов сам свалился в реку — проезжавший мимо таксист вызвал спасателей, историка отвезли в Мариинскую больницу с переохлаждением.
Почти с самого начала адвокат Александр Почуев, представляющий интересы Олега Соколова, выдвигал предположения о невменяемости его подзащитного во время совершения преступления. В телешоу Андрея Малахова на телеканале «Россия 1» о «порыве безумия» рассказывал из следственного изолятора уже сам Олег Соколов. «Я совершенно сошел с ума, я абсолютно не контролировал свои действия в этот момент… Я клянусь, что я был в состоянии, когда вообще не понимал, что происходит»,— эмоционально говорил он. Между тем эксперты Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского придерживаются другого мнения. В конце января психолого-психиатрическая экспертиза установила, что Олег Соколов не страдал и не страдает никакими психическими расстройствами, слабоумием и иными болезненными состояниями психики, то есть признан вменяемым. Впрочем, итоги исследования защиту не устроили: Александр Почуев заявил, что они будут требовать повторной экспертизы.
В ближайшие две недели в Октябрьском районном суде Санкт-Петербурга должно состояться заседание по продлению меры пресечения для Олега Соколова — срок содержания под стражей истекает 10 апреля.