Портфель корпоративных кредитов российского Райффайзенбанка с февраля 2022 года сократился почти в три раза, выяснили «Известия». К 1 мая он составил 228 млрд рублей. Таким образом организация пытается избежать санкций за финансирование российской экономики. Райффайзенбанк принимает и другие шаги по уходу из РФ — уже в июне он перестанет открывать вклады физлицам и прекратит переводы в долларах. Тем не менее российский бизнес приносит австрийской компании RBI почти половину прибыли, поэтому она стремится сохранить наиболее эффективные направления (проведение транзакций и кредитование граждан). Какими могут быть дальнейшие шаги группы по уходу из РФ — в материале «Известий».
Как Райффайзенбанк сокращает кредитование бизнеса в РФ
Объем портфеля корпоративных кредитов Райффайзенбанка с 1 февраля 2022 года (период до начала СВО) по 1 мая 2024-го сократился почти втрое. Это следует из отчетности финансовой организации по РСБУ («Известия» ее изучили).
После начала СВО и до июня 2023 года игроки финрынка имели право не публиковать отчетность, чтобы снизить санкционные риски. За этот период корпоративный кредитный портфель Райффайзенбанка сократился более чем вполовину (с 672 млрд до 335 млрд). Затем к маю 2024 года он уменьшился еще почти на треть — до 228 млрд рублей.
Портфель розничных кредитов Райффайзена за тот же период тоже сократился, но не так резко – примерно на 35% (с 360 млрд до 234 млрд рублей). “Известия” направили запрос в кредитную организацию.
Сокращение портфеля корпоративных займов противоречит рыночным трендам. За тот же период объем кредитов для юрлиц в системно значимых банках РФ вырос в среднем на 40%, следует из данных «Банки.ру».
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Райффайзенбанк работает в России с 1996 года. Он занимает 13-е место по размеру активов и входит в число системно значимых кредитных организаций. Основной акционер российского Райффайзенбанка — австрийская компания RaiffeisenBank International (RBI).
Глава группы Йоханн Штробль на конференции с аналитиками и журналистами 2 мая 2024-го утверждал, что российский Райффайзенбанк не выдает новых кредитов с 2022 года. Однако 31 мая 2024-го на горячей линии организации сообщили, что заем по-прежнему можно оформить, хотя процент одобрения может быть ниже.
Тем не менее Райффайзенбанк, возможно, полностью прекратил кредитование юрлиц, которые потенциально рискуют попасть под санкции, пояснил независимый эксперт Андрей Бархота. Речь идет о промышленных компаниях, например металлургических.
При этом у некоторых корпоративных клиентов были открытые кредитные линии в банке, по которым им позволялось получить заемные средства несколько раз, уточнил Андрей Бархота. Из-за этого портфель мог снижаться не так радикально.
Юрлица, вероятно, и сами стали переходить из Райффайзенбанка к другим кредиторам, понимая, что из-за санкционных рисков финансирование может прекратиться в любой момент.
В начале мая RBI также сообщал, что, согласно требованиям Европейского центробанка (ЕЦБ), к 2026 году организация должна сократить кредитный портфель на 65% относительно уровня III квартала 2023-го (то есть приблизительно до 200 млрд рублей, по подсчету «Известий»).
Банк предпринимает и другие шаги по выходу с российского рынка. Например, с 1 июня организация перестанет открывать россиянам вклады и накопительные счета, а с 10 июня — проводить исходящие платежи в долларах.
Почему Райффайзенбанк активно снижает кредитование юрлиц в РФ
С февраля 2022-го RBI значительно сократил свою деятельность в РФ и принял масштабные меры по снижению рисков, связанных с ужесточением санкций, сообщил «Известиям» представитель австрийской головной организации. Компания продолжит работать над деконсолидацией своей российской «дочки», но из-за сложности этой операции не может назвать точные сроки ухода с рынка.
— Процесс ухода RBI из России запустили давно, но в глобальном бизнесе банка российский сегмент приносил почти половину доходов. Взять и «отрубить голову у курицы, несущей золотые яйца», он просто не может, — заявил глава аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев.
Райффайзенбанк был для RBI более доходным, чем филиалы в других странах, поскольку маржинальность бизнеса на развивающихся рынках всегда выше, подтвердил экономист РЭУ им. Г.В. Плеханова Михаил Гордиенко. При этом организация имела преимущество перед другими игроками в России, поскольку проводила транзакции с западными странами.
Акционеры RBI не хотели бы потерять доход от российской «дочки», поэтому в первую очередь сокращалось наименее маржинальное направление — корпоративное кредитование, отметил Андрей Бархота. При этом сегмент кредитных карт и транзакционный бизнес сохранились.
Как Райффайзенбанк продолжит сворачивать бизнес в РФ
Когда банк закончит выход с российского рынка, ему предстоит процедура отчуждения акций дочерней компании — АО «Райффайзенбанк», подчеркнула партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова. Однако это затруднительная процедура.
Сделки с акциями, которые составляют уставный капитал АО «Райффайзенбанк», запрещены распоряжением президента от 26 октября 2022 года, напомнила Кира Винокурова. По ее словам, они могут совершаться исключительно после специального разрешения главы государства.
С одной стороны, регуляторы ЕС могут наложить вето на сделку, если покупателями станут инвесторы со связями в российских госструктурах, пояснил эксперт. С другой стороны, сделку могут не согласовать и на нашей стороне.
— Несмотря на наличие интересантов и потенциальных покупателей, сложность технических процедур и согласований делает такую сделку практически невозможной, — заключил Андрей Бархота.
Пока что Райффайзенбанк не сможет полностью прекратить деятельность в России, полагает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР Президентской академии Антонина Левашенко. Организация, возможно, будет постепенно продавать активы в РФ. Средства при этом могут выводиться в дружественные юрисдикции, где есть другие банки группы RBI, например в Сербии.
Судя по опыту ухода других иностранных банков из РФ, Райффайзен может продолжить сокращение количества оказываемых услуг до тех пор, пока его значимость на рынке не опустится до минимальных значений естественным образом, добавил корпоративный юрист Владислав Чуканов. Не исключено, что в какой-то момент кредитная организация станет просто «оболочкой» с лицензией, каким-то количеством активов и не самыми активными клиентами, заключил эксперт.