Этой осенью в России пройдут выборы в Госдуму. В гонке за кресло в парламенте участвуют не только мастодонты политики, но и звезды шоу-бизнеса. Свои силы в предвыборной кампании уже испытала экс-исполнитель группы «Тату» Юля Волкова, но не прошла праймериз от «Единой России». Стилист и шоумен Сергей Зверев успешно протаптывает себе дорогу на Охотный ряд. Теперь курс на Госдуму взяла выпускница «Фабрики звезд» Виктория Дайнеко. Девушка выдвигается от партии «Зеленая альтернатива» и намерена наладить экологическую ситуацию в стране. В интервью корреспонденту Daily Storm Евгению Василенко Виктория рассказала о том, почему решила пойти в политику, как она собирается утереть нос серьезным мужчинам в строгих костюмах и что будет, если «Зеленая альтернатива» наберет 5%.
— «Зеленая альтернатива» — это же экологическая повестка. Какие еще темы, помимо заботы о животных, планируете затронуть?
— Экологическая повестка практически неисчерпаема. Российские леса гибнут от пожаров и незаконных вырубок. Мусорная реформа фактически провалилась, и если мы не хотим утопить страну в мусоре, нам нужно создать современную и безопасную систему переработки. Экологические нарушения со стороны крупнейших предприятий ставят на грань экологической катастрофы целые регионы. Все это темы, которые важны для «Зеленой альтернативы» и входят в сферу нашего внимания.
— Что думаете по поводу незакрытых полигонов, которые отравляют жизнь людей?
— Полигоны нужно закрывать, а земли восстанавливать. Сжигать мусор тоже нужно запретить. Отходы нужно перерабатывать — другого пути нет. И это важно не только для людей, которые живут вблизи полигонов и заводов. Это важно для всей страны, потому что свалки имеют свойство разрастаться. А жить на одной сплошной помойке никому не хочется.
— Судя по вашим словам, у вас достаточно элитарная программа. Судьба диких животных в квартирах обеспеченных людей — не настолько распространенная. А что по поводу содержания других животных?
— Не соглашусь, ничего элитарного здесь не вижу. Обеспеченный человек с диким животным выходит на улицу, гуляет рядом с детскими площадками — это частный случай. Важно, что не существует нормального законодательного регулирования отношений людей и животных вообще — что диких, что домашних. И это, в свою очередь, часть общегосударственной проблемы — недостатка внимания к защите окружающей среды, безопасности жизни и здоровью.
— А есть сейчас уверенность, что сможете набрать заветные 5%? Вообще, вот как бы вы сказали избирателям, почему «Зеленая альтернатива»? Кто они? Что сделали?
— Не знаю, все покажут выборы. Но мы работаем на долгую перспективу, это точно. Зеленые ценности, экологическое мышление — это будущее страны и всего мира. Мы движемся к нему. А на вопрос, кто они, отвечу так: молодые, энергичные, убежденные в своих идеях и стремлениях. И нам по пути.
— Что вы думаете по поводу поправок к Конституции относительно защиты животных? Заработали ли они? Работает ли в этой части правоприменительная практика?
— То, что тема ответственного отношения к животным появилась в Конституции, в целом хорошо. Но пока это не воплотится в конкретных ответственных законах, к лучшему вряд ли что-то изменится.
— Когда вы говорите, что вы первый номер в списке, вы чувствуете ответственность? Не страшно ли? Ведь у вас нет опыта по сравнению с мастодонтами Госдумы...
— Ответственность перед своими коллегами — конечно. А насчет страха из-за отсутствия опыта в сравнении с мастодонтами? Нет. Более того, если эти мастодонты не смогли чего-то добиться, может быть, имеет смысл попробовать мне?
— С кем планируете взаимодействовать? С Гринписом? Росприроднадзором? Может, хотите встретиться со Светланой Радионовой?
— Со всеми, кто разделяет экологические ценности. Думаю, что в скором времени всему миру придется искать возможности сотрудничества, чтобы спасти этот самый мир.
— Почему люди должны прийти и проголосовать за Викторию Дайнеко?
— Не за Викторию. Моя цель — привлекать внимание к важным для людей проблемам и способствовать их решению. Вот за это, мне кажется, и стоит голосовать.
— Не думаете ли, что ваш образ немного легкомысленный для политики? Вот к Марии Кожевниковой все несерьезно относились, хотя она старалась...
— А чем лучше образ серьезных ребят в пиджаках? Особенно если их напускное глубокомыслие не выражается в конкретных действиях? Если проблемы не решаются? Возможно, таким серьезным дядям просто не хватает желания решать проблемы, а у меня его достаточно.
— Как вы планируете совмещать творчество и деятельность депутата? Знаю, что совмещать можно. Но не нанесет ли это урон законотворческой деятельности?
— Увидим. Но законотворческой деятельности никакого урона не будет точно. Я не одна, за мной партия с экспертами, учеными, экоактивистами. С полезной и мощной программой. Я не завышаю собственные возможности, но у нас есть ресурсы. Есть желание и четкая цель.
— Что вы думаете по поводу загрязнения рек? Как можно восстановить их природную чистоту?
— Перестать рубить лес около рек. Исключить стоки. Системы очистных сооружений должны соответствовать количеству населения. Ну а для обычных граждан просьба: меньше использовать стиральные порошки с фосфатами.
— А что думаете по поводу феномена черного неба в Челябинске, Красноярске, Кузбассе? Как запретить заводам отравлять жизнь людей? Тот же Владимир Бурматов — глава экологического комитета, родом из Челябинска, но за свое пребывание в Думе так и не смог ничего изменить.
— Нарушитель должен платить дважды. Предприятие, которое отравляет природу, экономит на экологии, должно полностью возместить ущерб окружающему миру и точно такую же сумму выплатить в качестве компенсации жителям региона, пострадавшим от загрязнения. Думается, что на фоне таких гигантских штрафов модернизация производства — сущий пустяк в плане финансов.
— Если к вам придут и скажут: «Вика надо проголосовать вот так!» — как поступите?
— По совести.
— А вы командный игрок или лидер?
— Зависит от обстоятельств. Конечно, я могу увлечь за собой. Но могу и встроиться в большую команду, поддерживая других.
— Вы женщина. Как планируете соперничать с мужчинами в кабинетах? Ведь политика, по сути, мужское дело.
— Давайте обойдемся без сексизма. Политика — дело тех, кто готов принимать на себя ответственность.
— Вам уже звонили какие-то политики, может быть, отговаривали?
— Нет, но если вдруг кто-то хочет позвонить, знайте: отговаривать меня бессмысленно.
— Кто для вас пример в политике? На кого хотите равняться?
— Знаете, здесь как и в музыке — одного примера нет. Присматриваюсь ко многим, изучаю время от времени, как вели себя политики прошлого. Важные критерии для меня абсолютно простые и понятные: человек должен следовать своим убеждениям. Такие примеры, очевидно, есть.
— Будете ли вы готовы отказаться от поездок за границу, iPhone и прочих забугорных штучек ради патриотизма? Не секрет, что депутатам чаще всего необходимо пользоваться всем отечественным. Ведь мы, журналисты, будем пристально следить, и если вы, например, придете на заседание в кроссовках за 50 тысяч рублей, то все СМИ напишут: Дайнеко жирует.
— Патриотизм — это не вещи. Единственный вариант быть патриотом — добиваться улучшений в стране.
— Если вы проиграете, то что будете делать? На этом политическая карьера закончится? Или, может быть, попробуете себя на муниципальных выборах?
— Политика сфера огромная, и мне она интересна. Поэтому в любом случае хочу двигаться дальше.
— Что можете сказать своим избирателям, если бы это было последнее слово до дня выборов?
— Послушайте совесть и сделайте выбор. Выбирайте тех, кто решает действительно важные задачи.