Суд сообщил имена всех четверых — это Сергей Баландин, Светлана Балабай, Рустам Хуснутдинов и Владимир Жоголев.
Согласно базе СПАРК-«Интерфакс», Балабай — гендиректор ООО «Нефтеперевалка», через узел учета которого, по информации «Транснефти
», и поступила грязная нефть. Жоголев — гендиректор ООО «Петронефть Актив» с выручкой в 454 млн руб. и прибылью 65 млн руб. в 2017 году.
Рустам Хуснутдинов — заместитель гендиректора «Нефтеперевалки», Сергей Баландин — замдиректора ООО «Магистраль» (его роль в деле не уточняется), уточнил СКР. Всего подозреваемых шестеро, двое находятся в розыске.
Фигурантам инкриминируется самовольное подключение к нефтепроводам либо приведение их в негодность группой лиц по предварительному сговору (ч.4 ст.215.3 УК ). Максимальная санкция по этой части статьи — лишение свободы на шесть лет.
Трое из арестованных обжаловали арест.
Миллион рублей за 5 млн тонн
Днем во вторник министр энергетики Александр Новак сказал, что по делу о загрязнении нефти в трубопроводе «Дружба» задержаны четыре человека. Их имен он не назвал. После этого поступили новости из суда с именами арестованных, но без деталей дела. Вскоре их раскрыл Следственный комитет.
По версии СКР, загрязнение нефти было прикрытием хищений на сумму «не менее 1 млн рублей».
Чтобы скрыть хищения, подозреваемые поставляли нефть на узел слива у села Николаевка Волжского района «с добавлением в ее состав хлорсодержащих соединений».
«В последующем загрязненная нефть попала в нефтехранилище, расположенное в селе Лопатино Волжского района, а затем в систему магистрального трубопровода, в результате чего 8 резервуаров парка «Лопатино» были приведены в непригодное для эксплуатации состояние», — пишет следствие.
Потом нефть ушла по «Дружбе» на экспорт, и хлорорганика загрязнила до 5 млн т российской нефти стоимостью свыше $1,5 млрд. Мы подробно писали о причинах и последствиях этого инцидента. Одним из последствий могут стать оборотные штрафы до 2% за нарушение качества сдаваемой нефти, ежедневный контроль хлорорганики в «Дружбе», а потом и ее полный запрет в нефтедобыче.
Цитата. «Нужно все довести до конца, потому что это такой плохой инцидент, он в известной степени подрывает доверие вообще к тому, как работает система… Конечно, материалы эти должны послужить основанием для привлечения. Там есть этот эпизод, очевидный абсолютно, для привлечения к ответственности тех, кто совершил эти действия», — премьер России Дмитрий Медведев.
Откуда «Петронефть»
По информации СПАРК, ООО «Петронефть Актив» до 2013 года входило в группу компаний ГК «Петронефть». До 2017 года владельцем этого ООО был акционер ГК «Петронефть» Роман Трушев.
Московская ГК «Петронефть» уже фигурирует в деле о загрязнении нефти: в конце апреля «Транснефть
» назвала источником появления дихлорэтана в экспортной трубе одну из компаний группы — «СамараТранснефть-терминал». «СамараТранснефть-терминал» заявила, что продала узел учета еще в 2017 г. Сейчас им владеет как раз ООО «Нефтеперевалка».
ГК «Петронефть» принадлежит ООО «Даматриа», ООО «Рид», ООО «Спецресурс-сервис» и «Абсолют банку». По данным «Интерфакса», доли всех трех акционеров в залоге у «Абсолют банка», который напрямую владеет 1% компании. До января 2019 года владельцем 99% компании был Роман Трушев.
«СамараТранснефть-терминал» — основной производственный актив ГК «Петронефть». Компании принадлежит небольшой Николаевский НПЗ близ села Николаевка Самарской области мощностью до 500 000 т. В 2016 году Трушев хотел расширять НПЗ до 4 млн т на заемные деньги — под облигации и залог актива в «Абсолют банке».
Но компании не удалось ни достроить новые очереди завода, ни подключиться к нефтепроводу «Транснефти
», ни расплатиться с долгами. Летом прошлого года «СамараТранснефть-терминал» допустил дефолт по облигациям, а в ноябре подал иск о банкротстве. Долги компании достигли 30 млрд рублей. СМИ писали, что активом интересовалась «Газпром нефть».