Председателю Мосгорсуда Ольге Егоровой предстоит пройти через переназначение на новый срок — уже объявлена вакансия на ее должность. Считающаяся непотопляемой все 20 лет службы на посту главной московской судьи, Егорова входит в ситуацию на фоне весьма негативной информационной повестки. Верховный суд ставит ей в вину некомпетентность столичных судей, а ФСБ — их аффилированность с рейдерами. О том, чем прославилась Ольга Егорова — в материале ПАСМИ.
14 апреля Высшая квалификационная коллегия судей объявила о вакансии на должность председателя Мосгорсуда. Заявки соискателей будут приниматься по почте до 15 мая. О поиске кандидатов на высокий пост, как и положено по закону, объявлено за полгода до истечения контракта действующего главы Мосгорсуда Ольги Егоровой. — 27 октября 2014 года президент России Владимир Путин
переназначил ее на очередной шестилетний срок.
Ольга Егорова возглавляет Московский городской суд с 2000 года, и до сих пор, несмотря на многочисленные скандалы, она считалась непотопляемой.Несколько раз ей прочили повышение — писали о том, что она может занять пост главы Верховного суда, затем проходила информация о ее возможном назначении в кассационную инстанцию, создаваемую в рамках реформы судов общей юрисдикции. Но ни одно из этих назначений не состоялось, а теперь многие СМИ прогнозируют ее отставку.
Аресты по шаблону
Первый звонок в преддверии завершения контракта прозвенел для Ольги Егоровой в декабре прошлого года: судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда вынесла в ее адрес частное определение из-за необоснованного продления ареста трем обвиняемым.
Незаконное решение, о котором говорится в определении, было вынесено в отношении троих фигурантов уголовного дела о растрате средств банка «Российский кредит» — неких Швеца, Глазачева и Смирнова. Им продлили срок ареста на три месяца, однако жалобу адвокатов удовлетворила кассационная инстанция.
«Защитники обратили внимание на то, что судебные решения носили коллективный характер и были вынесены без индивидуального исследования обстоятельств в отношении каждого из обвиняемых, что противоречит правовой позиции Европейского суда по правам человека и нарушает Конвенцию о защите прав человека и основных свобод», — отмечалось в определении. Там также содержалось требование принять меры для предотвращения случаев нарушения конституционных прав обвиняемых на свободу и личную неприкосновенность.
Недостаток профессионализма
Ольга Егорова обжаловала это определение в Верховном суде, но подчиненные Вячеслава Лебедева признали определение законным. Более того, в ответе на жалобу они заявили, что в Мосгорсуде слабо заботятся о повышении квалификации служителей Фемиды, да квалификация главы этого судебного органа оставляет желать лучшего.
“Такой вывод согласуется с данными об участии судей в мероприятиях, проводимых Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по повышению квалификации федеральных судей. Так, согласно плану повышения квалификации Московского городского суда за период с 2017 г. по 2019 г. из включенных в него 72 судей, 19 судей курсы повышения квалификации не проходили. Председатель Московского городского суда Егорова О.А. в график повышения квалификации не включалась и в таких мероприятиях участия не принимала”, — отметили в высшем судебном органе России.
Источник телеграм-канала ВЧК-ОГПУ назвал тогда происходящее “началом конца Егоровой”. По его данным, кассации была поставлена задача создать главе Мосгорсуда невыносимые условия для работы — отменять решения столичных судов и портить статистику, выявлять существенные нарушения в работе московских судей, выносить представления Егоровой.
“Кассации поставлена задачу максимум за два года выполнить работу по выживанию Егоровой с «трона». Но все полагают, что работа будет выполнена досрочно”, — писали авторы канала.
Обвинения от ФСБ
Еще один громкий скандал вокруг вотчины Ольги Егоровой разразился в сентябре прошлого года. Начальник УФСБ по Москве и Московской области Алексей Дорофеев направил прокурору Подмосковья Сергею Забатурину письмо о наличии у ФСБ информации о возможном содействии московских судей и «отдельных руководителей» Мосгорсуда рейдерским захватам, в организации которых подозревают арестованного по обвинению в покушении на мошенничество (ст. 159 УК) юриста Кантемира Карамзина.
“По полученной информации, осуществлению противоправной деятельности Карамзина способствовали его устойчивые связи в судебной системе города Москвы. Карамзин лично знаком и находится в дружеских отношениях с рядом судей и отдельными руководителями Московского городского суда», — отмечалось в письме Дорофеева.
По главы столичного УФСБ, о связях Карамзина со служителями Фемиды свидетельствует его освобождение Мосгорсудом из-под стражи в 2011 году, и оправдательный приговор Тушинского районного суда по другому делу о мошенничестве.
После жалобы Дорофеева Верховный суд забрал у Мосгорсуда апелляцию по делу Карамзина и передал ее на рассмотрение в Московский областной суд.
За сроком давности
Впрочем, имя Егоровой и название вверенного ей судебного органа звучало в СМИ в негативном ключе не раз — буквально со дня ее прихода на высокую должность. В начале нулевых на давление со стороны главы Мосгорсуда жаловались многие ее подчиненные, но эти жалобы чаще всего оборачивались для них отставкой.
Егорову обвиняли в предвзятости, в том, что обвинительный уклон московского правосудия при ее руководстве вырос до чудовищных пределов, а независимость судей стала абсолютной фикцией. Писали о том, что Егорова систематически нарушает правила дорожного движения и даже о том, что в подвале Мосгорсуда имеется помещение для пыток. Но до сих пор все это сходило ей с рук.
Кстати, если вспоминать совсем уж старые истории, то и назначена Ольга Егорова на свой пост была с нарушением закона. Против ее кандидатуры возражал председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев и кремлевская комиссия по кадрам. В итоге Мосгорсуд долгое время оставался без председателя, а заняла этот пост Егорова после того, как отменила решение Тверского суда о признании незаконным ареста главы холдинга «Медиа-Мост» Владимира Гусинского.
Затем был еще ряд резонансных дел, в которых Егорова доказывала лояльность власти, самые громкие из которых — дело главы ЮКОС Михаила Ходорковского и дело Сергея Магнитского. Возможно эти заслуги помогли ей удержаться в должность главного московского судьи 20 лет. Будет ли продлен ее контракт теперь, покажет время, а время у нее есть — в июне Ольге Егоровой исполнится 65 лет, а предельный срок для ее должности — 70.