Настоящую войну гиганты строительной отрасли РТ развязали за внешне рядовой госзаказ казанской структуры Росводресурсов на укрепление берега в Лаишевском районе. В условиях осушения многомиллиардного потока Универсиады выясняется, что строители теперь готовы на многое, чтобы получить контракт даже на 225 млн. рублей. Впрочем, как удалось выяснить газете «БИЗНЕС Online», вслед за ним последует еще 6 аналогичных проектов общей стоимостью 1 млрд. рублей в рамках ФЦП. Однако если работы в Лаишево не начнутся в самое ближайшее время, Татарстан может быть отсечен от федеральных средств.
ТРИЖДЫ ОСЕЧКА
На минувшей неделе в третий раз в этом году был сорван аукцион, который пытается провести ФГУ «Средволгаводхоз», основанное в 2000 году в Казани подразделение Федерального агентства водных ресурсов. Предмет госконтракта со стартовой ценой 224,8 млн. рублей – берегоукрепление прибрежной зоны села Старая Пристань Лаишевского района РТ. Стартовать работы должны были еще 15 июня, а завершиться – в 2015 году. Однако по сей день ничего не сделано, поскольку до сих пор еще не определен подрядчик – держатель контракта. Проведение аукциона откладывалось три раза – 6 мая, 4 июля и 5 августа. И каждый раз – на основании жалобы одного или нескольких участников конкурса в ФАС.
Коротко о том, как это было. Первоначально, еще весной, на участие в конкурсе было подано четыре заявки. Согласно протоколу, 30 апреля конкурсная комиссия заказчика отклонила их все. Два оставшихся ни с чем участника, а именно ПСО «Казань» Равиля Зиганшина и «ГлавИнвестСтрой» Тимура Хафизова, подали на это решение конкурсной комиссии жалобы в Татарстанское УФАС России. Однако до того, как антимонопольщики начали действовать, заказчик уже успел определить держателя контракта, которым стал опытный строитель берегоукрепительных сооружений в Казани, выполнявший реконструкцию причалов столичного речного порта, ЗАО КСУ «Гидроспецстрой». В информации, распространенной «Средволгаводхозом», указывалось, что компания оказалась единственным поставщиком. Впрочем, после скоропостижного вмешательства теперь уже в лице ведомства Александра Груничева результаты конкурса были аннулированы.
Знакомый с ситуацией источник газеты «БИЗНЕС Online» недоумевает: «Управление антимонопольной службы выдало разрешение заказчику подписывать контракт не за 10 рабочих дней, как полагается по регламенту, а буквально за два-три дня. Но когда к ним обратилось ПСО, антимонопольщики решили, что последние правы, и дали задний ход, хотя на тот момент сделка уже существовала».
Тем временем история с аналогичным результатом повторилась и в июле. А буквально накануне очередного конкурса 5 августа, когда по решению УФАС должны были быть допущены все заявившиеся компании, в антимонопольный орган поступила еще одна жалоба. На этот раз – от питерской компании ООО «РСУ-3», которая посетовала, что конкурсная документация аукциона размещена в формате PDF, что «затрудняет копирование сведений для оформления надлежащим образом первой части заявки». Что интересно, единственный владелец этой неожиданно всплывшей неизвестно откуда в середине 2013 года компании Елена Ковалева еще 27 марта 2012 года приняла решение о ликвидации ООО «РСУ-3». Немудрено, что жалобу «полумертвого» юрлица УФАС отклонило. Но время ушло, аукцион был вновь сорван, а очередная дата проведения торгов не назначена до сих пор.
«УФАС СНЕС ВЕСЬ АУКЦИОН»
Интересно, что в самом «Средволгаводхозе» именно рвением ПСО «Казань» не очень-то довольны. Один из сотрудников организации, попросивший не называть его имя, анализируя ситуацию вокруг контракта, заметил, что его руководство опасается победы «великого и ужасного» ПСО, перегруженного объектами Универсиады и дорогами. Понятно, что пока контракт срывался и переносился ситуация изменилась, но построенное, не исключено, «требуется довести еще до ума».
Разумеется, каждый участник госзаказа намерен до конца отстаивать свои права. Генеральный директор ПСО «Казань» Зиганшин подчеркнул в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что его компания имеет опыт проведения гидротехнических работ, и, если получит данный контракт, с ним справится.
- Безусловно, мы имеем опыт проведения подобных работ, и немалый, мы много делаем. Из особенностей можно отметить, что необходимо наличие гидротехники, у нас она есть, мы работаем, без проблем. Мы располагаем и техникой, и людьми для ведения таких работ, - заявил Зиганшин. - Конечно, мы будем бороться за этот контракт и будем участвовать в новом конкурсе.
Не собирается отступать и ЗАО КСУ «Гидроспецстрой», у которого контракт ушел буквально из-под носа. «Я оперирую документами, на основании которых заказчик оформил контракт. Но УФАС снес весь аукцион. Потеря контракта в 200 миллионов, конечно, существенна, и мы, безусловно, будем участвовать и дальше», - заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник ПТО КСУ «Гидроспецстрой» Владимир Ченпалов.
ЕСЛИ НЕ ОСВОИТЬ 225 МЛН., МОЖНО ПОТЕРЯТЬ МИЛЛИАРД
Казалось бы, на кону стоят не такие уж большие деньги – финансирование первой очереди контракта в текущем году составляет 43 млн. рублей, остальные – чуть более 180 млн. рублей – должны быть освоены в течение двух последующих лет. Впрочем, в условиях осушения денежного потока на Универсиаду, кому, как не ПСО Казань, искать сейчас возможность заработать. Колоссальные ресурсы, привлеченные на объекты всемирных Игр, надо как-то «кормить» и чем-то «занять». К тому же, как выяснилось, лаишевский подряд – это лишь верхушка айсберга. В мутных водах госконтрактов скрывается еще целый ряд аналогичных подрядов до 2020 года с общей суммой финансирования из федерального бюджета около 1 млрд. рублей.
Главный инженер ФГУ «Средволгаводхоз» Ирек Фатхуллин заявил газете «БИЗНЕС Online», что из-за затягивания конкурса по Старой Пристани они оказались под угрозой срыва. Фатхуллин отверг даже намек на то, что конкурсная комиссия при определении весной победителем «Гидроспецстроя» могла быть нацелена на какого-нибудь конкретного подрядчика: «Мы не можем на стадии электронных торгов определить участника, они же все анонимные, идут под номерами».
- Мы с таким трудом выбивали эти деньги из Москвы, а тут такая чехарда творится. И это грозит тем, что если мы не освоим деньги, то потеряем не только этот объект, но и другие. У нас 7 объектов «сидит» в целевой программе до 2020 года, около одного миллиарда рублей по Татарстану! - подтвердил Фатхуллин газете «БИЗНЕС Online».
7 объектов проходят по федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса РФ на 2012 - 2020 годы» Федерального агентства водных ресурсов, в структуру которого, напомним, входит «Средволгаводхоз». Татарстанский участок программы подразумевает строительство объектов в Камском Устье, Чистополе, Лаишево, Мамадыше, Кызыл Байраке на сумму почти 800 млн. рублей в дополнение к выставленным на аукцион 225 миллионам. По словам Фатхуллина, затягивание конкурса приведет к тому, что контракт будет заключен, когда уже завершится строительный сезон.
ЖАЛОБЫ МОЖНО ПИСАТЬ БЕСКОНЕЧНО. И КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИХ БУДУТ РАССМАТРИВАТЬ
Впрочем, не исключено, что в затягивании конкурса виноват и заказчик. Такого мнения, в частности, придерживается специалист консалтинговой компании в сфере закупок ООО «КамаБизнесКонсалтинг» Сергей Стрикун.
- Сам заказчик «Средволгаводхоз» допустил массу ошибок в оформлении документов по 94-ФЗ и решениях по рассмотрению заявок. Изначально в описании технических характеристик, в данном случае бетона, заказчиком допущена ошибка. Он подготовил и разместил соответствующие разъяснения на сайте и отклонял заявки, так как они разъяснениям не соответствуют. Но заявки, согласно 94 федеральному закону, не должны соответствовать разъяснениям, а должны соответствовать документации. То есть заказчику сразу самому необходимо было внести изменения именно в документацию. Есть еще ряд существенных ошибок, - рассказал Стрикун газете «БИЗНЕС Online».
По мнению эксперта, такие ситуации не редкость, и причиной тому – недостаточная квалификация специалистов в сфере госзаказа. «Жаловаться можно на каждую вторую закупку, экспертов в этой сфере мало, текучка очень большая. Неквалифицированная подготовка документов – одна из главных причин возникновения подобных ситуаций», - отметил Стрикун.
Впрочем, «снести» можно почти любой конкурс. Если человек хорошо разбирается в госзаказе, то практически на любую процедуру можно писать жалобы бесконечно. И контрольные органы будут их рассматривать. Есть даже такая услуга на рынке, когда «заказывают» какой-то госзаказ. И есть компании, которые за определенную плату напишут любую жалобу. И в этом случае следует искать quid prodest – кому это выгодно. Впрочем, если на кону стоят сотни миллионов, желающих «заказать» заказ может быть ровно столько, сколько желающих его получить.
К сожалению, получить ответ на запрос в Татарстанском УФАС России к моменту публикации материала не удалось.
МИНУС 1,5 М СУШИ ЗА ГОД
Тем временем, пока титаны строительной отрасли сцепились в жаркой битве за заказ, жители Лаишевского района вынуждены вести неравную борьбу с водной стихией. По словам начальника районного отдела архитектуры и градостроительства Юлии Файзуллиной, берегоукрепление необходимо проводить как можно быстрее, потому что на всем побережье Камы в районе Лаишево идет водная эрозия.
- Вы представьте, что ежегодно водой смывается полтора метра берега! Многие жители, у которых дома расположены на берегу, пытаются своими силами и средствами как-то исправить ситуацию. Так что ждать нам нельзя, - заявила она газете «БИЗНЕС Online».
По словам архитектора, три года назад были проведены аналогичные работы в центральной части Лаишево, чем местные жители остались весьма довольны. Теперь администрация ищет инвестора на строительство здесь причала для яхт и волнореза, в отсутствии которого высокие волны мешают швартовать в Лаишево легкий водный транспорт.