Генеральная прокуратура поручила столичным коллегам проверить законность функционирования транспортной карты «Тройка». Об этом говорится в ответе первого заместителя генерального прокурора на запрос депутата Андрея Крутова. Ранее депутат обратился в прокуратуру с просьбой проверить эту сферу деятельности дептранса Москвы. По его мнению, текущая схема работы карты допускает незаконные списания с карт и, кроме того, эти средства не страхуются в системе Агентства по страхованию вкладов.
Согласно закону «О национальной платежной системе», данная карта является электронным средством платежа, а операторы электронных платежных систем по закону обязаны зарегистрироваться в виде небанковской кредитной организации (НКО) и получить на соответствующую деятельность лицензию или же привлечь к работе системы действующий банк. Но, по сведениям депутата, этого сделано не было. «Фактически эмиссия карт «Тройка» является незаконной банковской деятельностью, — указывает он. — Прошу в целях защиты денежных средств держателей карт «Тройка» провести проверку департамента транспорта и мэрии города Москвы на предмет возможного нарушения российского законодательства при выпуске данного электронного средства платежа».
В 2013 году свои претензии к функционированию столичных транспортных карт уже высказывал Центробанк. По словам завсектором методологии департамента регулирования расчетов ЦБ Павла Сумбулова, транспортные карты являются средствами платежа, поэтому власти «должны рассмотреть вопрос о привлечении кредитных организаций к деятельности схемы, чтобы соответствовать закону о Национальной платежной системе». Тогда в дептрансе пообещали, что до конца 2013 года проведут «конкурс по отбору банковской организации, которая будет обслуживать платежи внутри системы». Однако этого сделано не было.
— Если испортилась или была украдена банковская карта, то все средства владельца будут сохранены, даже если у банка в это время отозвали лицензию, — объясняет Андрей Крутов. — А если по какой-либо причине испортилась карта «Тройка», то гражданин теряет все деньги. Кроме того, по ней невозможно получить выписку и узнать, правильно ли были списаны с нее деньги. Также невозможно оспорить ту или иную операцию. Поэтому необходимо ввести «Тройку» в рамки законодательства.
В Центральном банке вопрос, существуют ли у регулятора претензии к «Тройке», перенаправили в дептранс.
В пресс-службе департамента транспорта Москвы признали, что до сих пор банк для функционирования карты не выбран. Кредитная организация привлечена только при оплате «сторонних сервисов». О каких сервисах идет речь, пресс-служба не уточнила, но, очевидно, имеются в виду услуги по аренде городских велосипедов, которые предоставляет Банк Москвы. При этом текущую схему функционирования в дептрансе считают законной.
— Юридическая схема по оплате «Тройкой» городских сервисов прорабатывалась совместно с экспертами Высшей школы экономики, — заявили в пресс-службе департамента. — Карта зарекомендовала себя как удобный и популярный инструмент для оплаты транспортных услуг. Все денежные средства, уплаченные за билеты городского транспорта, попадают на банковские счета транспортных операторов в соответствии с требованиями законодательства об обороте денежных средств.
Эксперты с позицией дептранса не согласились.
— Это классическая предоплаченная карта с возможностью пополнения, — говорит вице-президент СМП Банка Елена Дворовых. — Поэтому по закону должна быть зарегистрирована платежная система либо платежи должны проходить через банк. Даже странно, как она возникла и до сих пор существует. Транспортные карты в других регионах давно работают через банк — например, платежи подмосковной карты «Стрелка» обслуживает Сбербанк.
— Понятно, что подобная финансовая деятельность должна каким-то образом лицензироваться, — говорит управляющий партнер адвокатской коллегии «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов. — В законе «О национальной платежной системе» есть лишь несколько исключений, когда подобные переводы не являются «электронными деньгами»: речь идет только о компаниях, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг или инвестиций. Однако все они получают отдельную лицензию на свою деятельность и регулируются Центробанком. В любом случае Генеральная прокуратура должна будет привлечь экспертов, чтобы решить, является ли подобная деятельность без лицензии незаконной банковской деятельностью или здесь возможно какое-то другое нарушение.