Генпрокуратуру просят проверить расходование 15 млн рублей, которые были потрачены компанией «Апостол» Тины Канделаки на создание дизайна бренда «новой Москвы». Соответствующее обращение генпрокурору Юрию Чайке направил председатель счетной комиссии Госдумы, депутат Александр Агеев (документ есть у «Известий»). Представленный Канделаки логотип не оценили ни власти округа, ни профессиональное сообщество.
Коммуникационное агентство «Апостол» Тины Канделаки завершило работу над созданием дизайна бренда «новой Москвы» за 15 млн рублей. «При этом, по сообщениям СМИ, профессиональное сообщество архитекторов и власти «новой Москвы» дали негативные отзывы о выполненной работе», — отмечает Агеев в своем обращении. Так, глава администрации городского округа Троицк Владимир Дудочкин отметил, что он не стал бы сам голосовать за него, а также не уверен, что символ понравится жителям.
Тендер на разработку дизайна бренда «новой Москвы» для «повышения привлекательности» округа был объявлен НИиПИ Генплана Москвы в ноябре 2014 года. Заявки на участие в конкурсе на выполнение работ с начальной ценой в 17,3 млн рублей подали три компании — ООО «Группа компаний Пленум-ДЭФА», ООО «Волга Волга Бренд Айдентити» и ООО «Апостол». Первая предложила выполнить работы за 5 млн рублей, но из-за неполной документации она не была допущена. Вторая была готова выполнить работы за 9,4 млн рублей, но победила компания Канделаки, предложившая услуги за 15 млн.
«Договор с ООО «Апостол» был подписан в конце января, работы по нему должны были быть завершены к 20 марта 2015 года, но сроки несколько раз сдвигались, и компания представила проект только в августе», — говорится в обращении.
Агеев просит Генпрокуратуру «провести проверку исполнения государственного контракта на предмет целевого назначения расходования средств» «в связи с завышенной стоимостью услуг по разработке бренда «новой Москвы», откладыванием сроков выполнения контракта, а также неудовлетворительными результатами работы ООО «Апостол».
Как отмечает депутат, Тина Канделаки на своих страницах в социальных сетях постоянно пиарит любые действия правительства Москвы, что «может свидетельствовать о наличии коррупционных рисков и возможных «серых» схем в получении госконтрактов». В частности, 13 октября в Facebook Канделаки рассказала своим более 400 тыс. подписчикам, что она каждый день доезжает от Крылатского до центра за 15–20 минут благодаря платным парковкам: «...если мы не хотим возврата в 3-часовые пробки, значит надо принимать цивилизованные изменения».
Представители Генпрокуратур, института Генплана Москвы и компании «Апостол» не ответили на запросы «Известий». Тина Канделаки на звонки не отвечала.
Управляющий партнер компании «Пленум», участвовавшей в тендере, Илья Лазученков рассказал, что условия конкурса не позволяли успеть проработать документацию.
— Тендер был объявлен 26 ноября 2014 года, а подать заявки нужно было уже 3 декабря, то есть, по сути, давалась неделя. За это время сделать качественное предложение невозможно. Нужно было знать заранее об этом тендере и готовиться. Мы бросили все силы на подготовку, чтобы успеть в срок, поэтому в документах у нас были помарки. У тендерной комиссии бывает лояльная позиция, когда разрешают донести что-то или подправить, а бывает, когда хотят сразу отсеять. Во всех случаях тендеров с «Апостолом» с другими участниками никто не ведет диалога, их отсекают на стадии заявки. Мы не раз слышали от чиновников, что это внутренняя разнарядка — работать только с «Апостолом», как будто других игроков на рынке не существует, — говорит он.
По словам Лазученкова, техническое задание было очень общим и можно было сделать соответствующее предложение как за 1 млн рублей, так и за 15 млн.
— Очень много странного вокруг этого тендера, — считает он. — Но то, что сделал в итоге «Апостол», — это дилетантство. Концепция никак не привязана к деталям, в этом нет никакой оригинальной идеи. Деньги платят за то, что клиенту дается дополнительная идея и стимул к развитию. Здесь никакой идеи не содержится, это просто изображение карты. Такую работу можно было сделать за 700 тыс. рублей, а куда ушли остальные более 14 млн рублей — непонятно.
Коммуникационное агентство «Апостол» было создано в 2008 году. Гендиректор и основной владелец — Тина Канделаки. Согласно базе данных СПАРК, выручка компании в 2014 году составила более 600 млн рублей, чистая прибыль — более 4,8 млн рублей. В 2015 году компания Канделаки заключила три госконтракта с Минпромторгом России (общая сумма контрактов 88,2 млн рублей) на оказание услуг по информационному сопровождению деятельности министерства и пр. В августе «Апостол» выиграл тендер на разработку бренда Агентства ипотечного жилищного кредитования стоимостью 24,6 млн рублей. В 2014 году были заключены контракты с Росавтодором на услуги по продвижению программы «Развитие транспортной системы России» (19,5 млн рублей). Кроме того, как сообщалось ранее в СМИ, «Апостол» может заняться ребрендингом 11 российских городов к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
Директор по маркетингу IMAGINE Estate Ксения Юрьева пояснила, что львиная доля трат на разработку бренда — нематериальный актив, то есть доплата за имя разработчика.
— Тина Канделаки, заработав в своей сфере определенный статус, устанавливает свои цены на создание логотипа, символа «новой Москвы». Это обычная практика в конкурсах. Имея уже серьезную репутацию, Артемий Лебедев, к примеру, может себе позволить бесплатно разрабатывать для Москвы логотипы — его компанию будут рекламировать в метро, на телеканалах, улицах, — говорит Юрьева. — С одной стороны, для «новой Москвы» — пиар, что именно компания Канделаки делала их бренд. Но огромный минус, что было потрачено из бюджета много денег, которые могли бы пойти на социальные нужды, на развитие инфраструктуры. А в кризис нужно думать прежде всего о населении.
По словам эксперта, хороший градообразующий бренд можно разработать даже за 2–3 млн рублей.
— В первую очередь деньги тратятся на аналитику — смотрят на подобные бренды в России и за рубежом, изучают цветограммы и шрифтограммы, понимание всех инструментов, которые сейчас используются, — говорит она. — После этого креаторы готовят итоговое техническое задание, с которыми работает дизайнер. Дизайнеры должны разработать три варианта концепта, у каждого из которых есть история, некая легенда, почему он разработан и что он означает.
Юрьева считает, что представленный символ получился неудачным. В то же время она предположила, что большую роль в этом сыграло непрофессиональное техническое задание заказчика.
— Почему создали некую каплю серого цвета, неясно. Бренд «новой Москвы» должен быть более цветным и радостным. Кроме того, форма капли или яйца — круглая символика — это более женский элемент. А «новая Москва» ассоциируется с инвестициями, деньгами — это более мужской символ, то есть изначально выбран неправильный подход. «Апостол» просто пошел по пути европейских трендов, где сейчас используются минимальное количество элементов и серые, черные и белые тона, а не стал разрабатывать что-то свое, — говорит она. — Обычно очень тяжело работать по госконтрактам, поскольку заказчик не понимает, чего хочет, и говорит только, что нужно современно, стильно, красиво.