В понедельник на площадке Совета Федерации состоялась экспертная сессия, где законодатели и правозащитники обсудили ситуацию с обманутыми дольщиками. Самый вопиющий случай – перед глазами.
В Иркутске сотни людей могут остаться на улице. Причина – кому-то, по-видимому, приглянулся участок под построенными домами. И именно на его стороне почему-то выступили местные силовики. Депутат Елена Драпеко, сенатор Елена Афанасьева и адвокат Шота Горгадзе готовят запросы в ФСБ, СК и Генпрокуратуру.
Открывая конференцию, Елена Афанасьева отметила, что еще 5-6 лет назад тема обманутых дольщиков была одной из главных в российских СМИ. С тех пор законодатели внесли существенные изменения в регулирование строительной отрасли. Оставшихся без жилья пайщиков стало заметно меньше, но ситуация в Иркутске показывает, что отдельные вопиющие случаи все еще возможны.
С сенатором согласился известный адвокат и член Совета по правам человека при президенте РФ Шота Горгадзе. «При практически идеальной законодательной базе, к сожалению, правоприменительная практика очень сильно хромает. У нас прекрасно написаны законы, и мы жили бы в идеальном гражданском обществе, если бы эти законы на местах исполнялись», – отметил он.
Вопреки здравому смыслу
История проблемы, которую обсудили в стенах СовФеда и о которой подробно написала «Российская газета», берет свое начало в 2000-х годах, когда Минобороны позволило гражданским лицам осуществлять жилую застройку земель, которые находились во владении ведомства. Так, в Иркутске на территории высшего военного авиационного инженерного училища были построены многоэтажные дома: квартиры в них передавались военнослужащим, часть жилого фонда продавалась.
В 2007 году застройщик и ведомство подписали договор, в соответствии с которым земли передавались строителям в аренду под постройку жилых домов, а Минобороны получало часть квартир. Договор был подписан в связи с внесенными в законодательство изменениями.
В 2015 году застройщик ООО «ИЗКВ» запустил процедуру банкротства. К тому моменту были готовы 15 зданий, еще два дома остались недостроенными. При этом квартиры в них к тому моменту были распроданы. Возбуждение уголовного дела против главы компании о мошенничестве и митинги с участием обманутых дольщиков не помогли в разрешении проблемы.
Надежда на благополучный исход появилась в 2018 году, когда одна из компаний, куда обращалось руководство застройщика-банкрота, решила выступить инвестором. Арбитражный суд региона утвердил мировое соглашение, которое, несмотря на попытку оспорить его Министерством имущественных отношений области, получило подтверждение кассационной инстанцией и Верховным судом. В соответствии с соглашением, Минобороны передало землю региону, а инвестор АО «Ассоциация застройщиков города Иркутска» получила 35 гектаров земли в аренду на пять лет, обязавшись завершить строительство и выплатить долги предшественника. Стоит отметить, что долги оказались довольно большими: в рамках мирового соглашения суд определил их в размере 360 миллионов рублей. В целом расходы составили более 600 миллионов рублей.
Инвестор сначала погасил долги перед Минобороны в размере 96 миллионов рублей – столько стоили недополученные квартиры. Средства также были направлены на достройку оставшихся двух домов, расчеты с дольщиками и кредиторами. Таким образом, инвестор исполнил свои обязательства в рамках мирового соглашения. АЗГИ также планирует выделить городу из 35 гектаров 3,5 гектара под строительство школы и еще около 1,5 гектара под дорожную инфраструктуру. Под жилье останется около 22 гектаров. Однако процесс застопорился из-за вмешательства региональной прокуратуры.
«Самое страшное – когда действия отдельных лиц приводят к тому, что люди могут остаться без жилья. При том что компания-застройщик ведет себя добросовестно», – сказал Шота Горгадзе. Адвокат подчеркнул, что компанию АЗГИ «кошмарят местные прокурорские работники среднего звена», и потому в дело пора вмешаться руководству Генеральной прокуратуры, СК и Федеральной службы безопасности.
Претензии на ровном месте
В конце 2021 года зампрокурора Вячеслав Бабенко после проведения проверки, которая была организована по жалобам местных жителей, направил иск в Арбитражный суд, потребовав аннулировать мировое соглашение в связи с вновь выявленными обстоятельствами. По данным прокуратуры, договор аренды от 2007 года якобы является подложным. Это подтверждают показания бывшего начальника ИВВАИУ Игоря Величко, который в 2020 году заявил, что он документ не подписывал. Адвокаты, участвующие в деле, сообщили, что приведенные доводы сомнительны, а доказательства не кажутся убедительными. Само заявление было подано с грубым нарушением сроков давности и без вновь выявленных обстоятельств.
Надзорное ведомство не остановили доводы, что с 2015 года все эти вопросы тщательно проверялись военной прокуратурой, военным следственным управлением, прокуратурой и СК по региону. Также прокуратуру не удовлетворяют утверждения, что договор исполнялся обеими сторонами и в интересах Минобороны.
Член СПЧ Шота Горгадзе сообщил, что решил взяться за это дело в связи с его социальной значимостью. В случае удовлетворения судом требований прокуратуры могут пострадать дольщики, а в регионе тысячи людей лишатся работы. Адвокат будет представлять в суде интересы ассоциации.
Возможные последствия
Если соглашение будет аннулировано, АЗГИ и материнская организация «Новый город» станут банкротами, что лишит тысячи людей работы. Еще около 1,5 тысячи человек могут столкнуться с трудностями при получении квартир. Жильцы уже построенных 15 домов также столкнутся с серьезными проблемами, если договор, по которому была передана земля под их домами, признают недействительным.
Многие выступили в поддержку застройщика, который взялся за решение проблемы с землей Минобороны. Дело считают крайне неоднозначным, и позиция надзорного ведомства должна быть наиболее взвешенной.
Напомним, президент РФ Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры обратился к надзорным органам с призывом дать спокойно работать российскому бизнесу и зарубежным компаниям, оставшимся в РФ. Президент считает необходимым защитить бизнес от излишнего контроля. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко, в свою очередь, отметила, что поддержка бизнеса позволит ускорить развитие экономики. На заседании Совета законодателей она заявила, что «если не будет свободы бизнеса, ничего не будет».
Депутат Госдумы Елена Драпеко, выступая на экспертной сессии в СовФеде, отметила, что происходящее в Иркутске, по сути, идет в разрез с действиями федеральных органов власти. «Мы провели гигантскую работу, построили так называемую законодательную гильотину – вычистили не только законы, но и подзаконные акты, и таким образом облегчили жизнь нашим строителям», – сказала она.
В свою очередь, сенатор Елена Афанасьева, услышав об аресте генерального директора «АЗГИ», напомнила недавние сообщения СМИ о том, что российские СИЗО практически полностью заполнены. «То, что до сих пор используется давление на обыкновенного человека, как заключение под стражу, на мой взгляд, это переходит все границы. Особенно женщины тяжело переносят такое заключение. Это наносит непоправимый ущерб, поэтому что они не верят больше государству».
Шота Горгадзе заявил, что направит по этому поводу запросы в Генеральной прокуратуру, Следственный комитет и ФСБ. Он также считает, что запросы депутаты и сенатора в правоохранительные органы помогут тем обратить внимание на ситуацию в Иркутске, и в итоге общество узнает в чьих интересах развернулось противостояние вокруг «АЗГИ». «Одними кадровыми решениями уже не обойтись. Если будут найдены основания, в том числе и с помощью Федеральной службы безопасности, я думаю, что там будут и уголовные дела тоже», – добавил он.
Участники экспертной сессии сошлись во мнении, что любые разумные изменения законодательства могут потерять смысл из-за отсутствия персональной ответственности у тех, кто пытается использовать закон в своих интересах. «Версия» продолжит следить за развитием ситуации вокруг иркутского застройщика «АЗГИ», которая обещает быть весьма громкой.