Прокуратура об оправдании Барсукова: слово и дело

Источник
Генеральная и петербургская городская прокуратуры будут обжаловать оправдательный приговор легендарному Владимиру Барсукову и его бывшим подельникам в Верховном суде.
Генеральная прокуратура недовольна Барсуковым и судьей, петербургская ссылается на манипулирование чувствами верующих и на давление на присяжных средствами массовой информации.

Генеральная прокуратура: виноваты Барсуков и судья

Апелляционное представление, подписанное государственным обвинителем Генеральной прокуратуры РФ Ириной Шляевой, занимает ровно 2 страницы. Представитель высшей надзорной инстанции просит отменить вынесенный 24 июня 2014 года Владимиру Барсукову, Александру Меркулову, Вячеславу Дрокову и Александру Корпушову приговор Санкт-Петербургского городского суда по делу о покушении на фактического совладельца Петербургского нефтяного терминала Сергея Васильева, ссылаясь на две позиции.

Во-первых, по мнению Ирины Шляевой, подсудимые Барсуков и Дроков, а также их адвокаты неоднократно нарушили Уголовно-процессуальный кодекс, когда вслух в присутствии присяжных ставили под сомнение законность получения следственными органами доказательств, которые исследовались в суде. В частности, представителя Генеральной прокуратуры не устроили попытки подсудимых и их защитников донести до присяжных мысли о том, что эти доказательства якобы получены под принуждением и якобы частично сфальсифицированы.

Кроме того, прокурор Шляева «бросила камень в огород» и председательствовавшей на процессе судьи Санкт-Петербургского городского суда Ирины Тумановой.

«Председательствующий не принял всех мер, предусмотренных … УПК РФ, к участникам процесса, нарушившим требования закона», – написано по этому поводу в апелляционном представлении Ирины Шляевой.

«Похищение сана Бога»

Старший прокурор отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры Санкт-Петербурга Надежда Мариинская уместила свое апелляционное представление на 8 страницах. Кроме, по ее мнению, предпринятых защитниками подсудимых попыток вызвать у присяжных сомнения в законности получения доказательств, которые были признаны судом допустимыми и исследовались в процессе, она сослалась на еще несколько весьма неожиданных для прокурорских представлений факторов.

В частности, Надежда Мариинская немалое место в своем апелляционном представлении уделила высказываниям участников процесса, касавшимся религиозности Владимира Барсукова и его благотворительной деятельности по отношению к Русской Православной Церкви. В документе, в частности, написано:

«В соответствии с нормами … закона, данные о личности подсудимого исследуются с участием присяжных заседателей лишь в той мере, в которой они необходимы для установления отдельных признаков состава преступления, в совершении которого он обвиняется. Между тем, сам подсудимый Барсуков В.С. и свидетели стороны защиты неоднократно в присутствии присяжных заседателей сообщали данные о его личности:

«длительной и блестящей» деятельности в сфере благотворительности и восстановлении церквей…».

Гособвинитель привела даже цитату из выступления Владимира Барсукова: «Хочу сказать про Бога. Кто первым попал в царствие небесное? Разбойник, признав Христа Богом. Только Бог мог молиться за своих обидчиков. Только Бог может судить. А не как вчера прокурор бесстыдно раздавала кому ад, а кому рай. Это похищение сана Бога…».

Фактически, данную часть апелляционного представления Надежды Мариинской можно трактовать как обвинение Владимира Барсукова и его защитников в манипулировании чувствами верующих с целью расположить присяжных к подсудимым.

Давление СМИ

«Досталось» в апелляционном представлении Надежды Мариинской и журналистам. Прежде всего, речь идет о публикации в одном маленьком интернет-издании, которое незадолго до вынесения присяжными вердикта опубликовало полный текст выступления Владимира Барсукова в прениях. Не текст того выступления, которое было на самом деле, а текст, который Барсуков подготовил для прочтения в прениях (они существенным образом различаются). Эта публикация с красноречивым заголовком «Спецправосудие. Суд особой важности» по ходатайству адвоката Константина Кузьминых была приобщена к материалам дела.

Надежда Мариинская в своем апелляционном представлении заявляет: «Представленный материал содержит в себе прямое обращение к присяжным заседателям с изложением информации, которую в ходе судебного процесса председательствующий не разрешил Барсукову В.С. доводить до сведения присяжных заседателей… С учетом изложенного, считаю, что опубликование последнего слова Барсукова В.С. в средствах массовой информации с призывами к присяжным заседателям не уподобляться «коррумпированному и продажному» профессиональному суду за несколько дней до вынесения вердикта является прямым и грубым воздействием на присяжных заседателей, повлекшим вынесение оправдательно приговора».

Фактически, прокуратура Санкт-Петербурга впервые официально заявила об ответственности СМИ за вынесение вердикта присяжными заседателями.

А о том, насколько это влияние вкупе со всеми остальными действиями подсудимых и их защитников, оказалось эффективным, пишет сама же Надежда Мариинская: «Подсудимый Меркулов А.В. в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства давал признательные показания, изобличающие себя и других. Ни о каком давлении с чьей-либо стороны Меркуловым А.В. никогда заявлено не было. В ходе прений сторон и в последнем слове подсудимый просил … признать его заслуживающим снисхождения … То обстоятельство, что присяжные заседатели признали недоказанным участие Меркулова А.В. в совершении преступления, является наглядной демонстрацией результативности незаконного воздействия … на присяжных …».

Адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Сергей Афанасьев:

«Отменить вердикт присяжных можно только при нарушении каких-то норм уголовно-процессуального законодательства. Процессуальные нормы на этом процессе не нарушались, но кто-то себе позволял высказывания и всегда председательствующий прерывал, делал замечания и говорил присяжным, чтобы они не принимали это во внимание. Это совершенно точно. Причем в нашем деле таких эмоциональных высказываний было намного меньше, чем во многих других. Например, никого не удаляли с процесса. У нас в этом деле, в отличие от многих других, все было корректно.

Что касается процессуальных упреков – то мы можем сказать о том, что это обвинение довело до присяжных лично и через своих свидетелей, что речь идет о тамбовской преступной группировке, что Барсуков – якобы лидер этой группировки, что Барсуков осужден за рейдерский захват предприятий. Это все было доведено до присяжных! Но до присяжных не было доведено, что многие показания покупались – а мы считаем, что незаконно не было доведено.

А уж прикладывать статьи из средств массовой информации и говорить, будто там что-то не так было написано о Барсукове, про которого в любом СМИ отрицательных статей миллионы – просто смешно. И это к процессу не имеет никакого отношения…».

Справка:

24 июня 2014 года Санкт-Петербургский городской суд вынес приговор на основании вердикта присяжных, которые оправдали Барсукова и двоих других подсудимых – известных в деловых кругах предпринимателей Вячеслава Дрокова и Александра Меркулова 8 голосами против 4. Четвертого подсудимого Александра Корпушова присяжные единодушно признали виновным как в соучастии в организации нападения на кортеж Васильева, так и в незаконном обороте оружия, которое при этом использовалось. При этом присяжные решили, что Корпушов заслуживает снисхождения – что интересно, тоже единодушно. Корпушову суд назначил наказание в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Кроме того, суд удовлетворил гражданский иск потерпевшего Тихонова (бывший охранник Васильева) и взыскал в его пользу с Корпушова 500 000 рублей.

Напомним, покушение на Сергея Васильева произошло 5 мая 2006 года на пересечении Левашовского проспекта и Ординарной улицы. Киллеры использовали два автомобиля: на одном Вячеслав Ежов заблокировал кортеж Васильева («Роллс-ройс» с самим Васильевым за рулем и «Шевроле-Тахо» с охраной). Братья Михалевы, по версии следствия, в этот момент подбежали к кортежу и открыли шквальный огонь из двух автоматов Калашникова, которые за пару часов до того доставил на место преступления Алексей Игнатов. Автоматы «ждали» киллеров в специальном тайнике в заднем сиденье машины.

Сергея Васильева, судя по всему, спасло только то, что он сумел выехать с линии огня, пересек перекресток и врезался в припаркованную примерно в ста метрах на Левашовском «Ниву». Стрелки без машины не смогли его догнать и убить. Зато охранники Васильева пострадали серьезно: один из них погиб, еще трое были ранены.

В октябре 2006 года милиционеры задержали братьев Андрея и Олега Михалевых, которым сегодня предъявлено обвинение в совершении этого преступления.

В сентябре 2007 года обвинение в организации покушения на Васильева было предъявлено Владимиру Барсукову, который к тому времени уже находился «под прицелом» правоохранительных органов из-за многочисленных рейдерских захватов петербургских предприятий. По версии следствия, Барсуков потребовал от Васильева крупную сумму компенсации за свой вклад в создание бизнеса, который на момент тех событий уже фактически принадлежал Васильеву. Тот якобы в категоричной форме отказался.

2 июня 2010 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным в соучастии в убийстве охранника Ухарова и в покушении на убийство Сергея Васильева и 3-х других его охранников, а также в незаконном перемещении оружия водителя ООО «Леонис-тур» Алексея Игнатова. Игнатов полностью признал свою вину, дал показания на других участников преступления, благодаря чему дело слушалось в особом порядке. Игнатов получил 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима. 12 августа 2010 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным в совершении того же самого преступления уроженца Рязани Вячеслава Ежова — непосредственного участника обстрела кортежа Васильева. На тех же условиях, что и Игнатов (признание и сотрудничество со следствием), он получил такое же наказание — 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
Персоны Компании
Как бухгалтер «тамбовских» ушел от МВД РФ
В уголовном деле о провокациях со стороны борцов с коррупцией может появиться весьма необычный потерпевший – банкир Илья Клигман, которого называли теневым бухгалтером преступной группировки.
Как милиция упустила Илью Клигмана
Скандальный банкир скрылся из-под пресса оборотней в погонах.
Адвоката генерала Сугробова заподозрили в разглашении данных следствия
СКР возбудил в отношении защитника уголовное дело, а суд признал законным его отстранение от защиты.
Росалкогольрегулирование теряет Чуяна?
Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в конце этого месяца ожидает крупномасштабная ревизия и проверка выполнения решений правительства.
«Сделайте мне поменьше»
Новая версия убийства Галины Старовойтовой — сенсация, рассчитанная на несведущих.
На смену рейдерам приходят потрошители
Миллион рублей остался на счету юридической фирмы благодаря бдительности банковских сотрудников.
Обвиняемый сбежал от взятки в $16 млн
Бизнесмен Сергей Киримов, обвиняемый в соучастии в передаче рекордной взятки в $16 млн, скрылся от суда.
В «деле Барсукова» всплыл «компромат»
Адвокаты легендарного рейдера Владимира Барсукова на последнем на этой неделе судебном заседании показали, на что способны.
Антипина «вылетела» из Росреестра
Наталья Антипина после многочисленных коррупционных скандалов не смогла удержаться на посту главы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Теперь на этой должности ее сменил Игорь Васильев.
Попытка раскрыть убийство Листьева завела в тупик
"Питерская" версия убийства Владислава Листьева, на которую большую ставку делали СК РФ и ФСБ РФ, окончательно зашла в тупик.
Кто портит жизнь Михаилу Бородину
Это подлая крыса в погонах, по-другому сказать не могу.
Как Анюков поверил «племяннику Кумарина» и потерял миллионы
Футболисты «Зенита» снова засветились в криминальной хронике Петербурга. На этот раз в роли неудачливого инвестора выступил защитник сине-бело-голубых Александр Анюков.
Арсен Каноков предпочел ротироваться
Его сменил борец с экстремизмом.
Акционеры одного из поставщиков Кремля увязли в судебных тяжбах
Бывшие партнеры корпорации «Союз» никак не могут уладить разногласия.
Карта бита
Почему меняют главу Росреестра.
В Росреестре засели рейдеры?
Рейдерский скандал, фигурантом которого стал глава Росреестра по Москве Сергей Денисенко, может отрицательно сказаться на карьере как заместителя главы Росреестра Сергея Сапельникова, так и главы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Натальи Антипиной, сообщили корреспонденту The Moscow Post независимые эксперты.
Последний из Wiseguys
Арестом судьей Таллина 16 августа закончилась многоходовая операция по задержанию Михаила Кришьяна.
Владимира Барсукова избавили от тамбовского ОПС
Следственный комитет России (СКР), как стало известно "Ъ", прекратил уголовное преследование авторитетного петербургского бизнесмена Владимира Барсукова (Кумарина) по обвинению в создании им и руководстве так называемым тамбовским организованным преступным сообществом (ОПС)