Он не может считаться очень эффективным, но служит реальной альтернативой выяснению отношений с помощью оружия. Фактически это тот самый худой мир, который лучше доброй ссоры.
Контрсанкции России способны спровоцировать эрозию еврозоны.
Чего раньше не было никогда, так это того, чтобы страна, будучи под действием санкций, вводила контрсанкции, как это сделала Россия. Единственным примером контрдействий можно считать разрыв в свое время Ираном, санкции на который были наложены из-за его ядерной программы, отношений с МАГАТЭ, но та ситуация ничем не напоминает нынешнюю.
Доля РФ в глобальном импорте продуктов составляет 2,7%, что ставит нашу страну на 5-е место. Этим она и воспользовалась, закрыв собственный рынок для ряда западных продуктов. Наш рынок в последние годы являлся для западных компаний даже не точкой, а, в силу своих масштабов, целой зоной роста, так что пока годичный запрет на импорт вполне способен стать причиной чувствительных проблем.
Стоп-кран
Согласно последнему отчету Министерства финансов ФРГ, рост самой крупной экономики Европы во II квартале сократился, хотя, по всем прогнозам, должен был пойти вверх. В I квартале рост экономики Германии составил 0,7%, а с апреля по июнь снизился на 0,2%. Проблемы с ростом экономики налицо во Франции, Италия неожиданно для многих снова оказалась в полосе рецессии.
Чиновники и эксперты признают подобную динамику неожиданной и полагают, что, скорее всего, она связана именно с российскими санкциями и в целом с кризисом на Украине. "Можно сказать, что первые сигналы из ЕС уже начали поступать, - констатирует главный аналитик ООО "Управление сбережениями" Александр Потавин. - В июне на максимальную величину за последние почти три года неожиданно рухнул объем заказов промышленных предприятий Германии. Плюс к этому имело место резкое падение немецких индексов ZEW, которое является одним из индикаторов негативного влияния украинского кризиса и сложившейся геополитической напряженности на экономику Германии. Таким образом, и без того неуверенно растущая экономика ЕС может столкнуться с дополнительными искусственными рисками замедления темпов роста".
Прямой ущерб от введенных на данный момент российских санкций не столь значителен. По оценкам аналитика "Инвесткафе" Тимура Нигматуллина, "речь идет об ограничении импорта в объеме $8,5 млрд. Это прямой негативный эффект на сальдо торгового баланса еврозоны. Также есть негативный мультипликативный эффект, который, впрочем, окажется гораздо ниже означенной суммы". В свою очередь, по расчетам голландской ING Group, связанные со срывом импорта продуктов в Россию потери ЕС составят 6,7 млрд евро, или тоже что-то около $9 млрд. С учетом того, что ВВП стран Европы достигает, по словам Тимура Нигматуллина, примерно $16 000 млрд, ущерб действительно получается сравнительно невеликим. Статистически падение составит, по прогнозам, доли процента от ВВП ЕС - 0,04%, подсчитали в ING. Тяжелее, по тем же расчетам, придется государствам Балтии. Так, Литва может лишиться около 0,4% ВВП, Эстония - 0,35%, Латвия - 0,2%.
Отдаленные последствия
Однако самая большая проблема заключается в том, что экономика ЕС не может позволить себе терять эти десятые и сотые доли процентов: ведь за каждой из них стоят реальные рабочие места. Уже подсчитано, что под ударом окажутся около 130 000 рабочих мест, и эти оценки очень консервативны.
Между тем безработицу считают главной угрозой не только экономике ЕС, но и существованию еврозоны. В июне средний показатель безработицы по ЕС замер на отметке в 11,5%, что почти соответствует антирекорду 2013 г., когда была зафиксирована 12-процентная незанятость трудоспособных европейцев.
На недавней конференции по вопросам евроэкономики в немецком Линдау экономисты с ужасом говорили о масштабах безработицы по отдельным странам. Например, в Испании зарегистрировано 5,6 млн безработных, а работающими числятся 17,4 млн. Мысль о том, что оздоровление экономики ЕС идет не так, как должно бы (некоторые экономисты просто уже рекомендуют таким странам, как Испания, выходить из зоны евро), становится все более очевидной.
Не реализованная в России продукция из ЕС поступит на внутренний рынок, что приведет к катастрофическому для производителей и продавцов снижению цен в результате затоваривания. И это тогда, когда над ЕС уже давно и прочно нависла угроза дефляции. В июле инфляция в еврозоне оказалась на уровне всего 0,4%, и это пятилетний минимум, притом что целевой показатель, установленный ЕЦБ, составляет чуть менее 2%.
Молочные реки, сырные берега
Ответные действия России уже привели к тому, что отдельные отрасли и компании вынуждены в лучшем случае перестраивать бизнес, а то и частично его останавливать. Греческие и испанские персики, а равно и польские яблоки стали самыми красноречивыми символами негативного воздействия наших санкций на западный бизнес. До всех событий Польша, по словам Александра Потавина, поставляла нам 56% своей яблочной продукции, а в целом по ЕС за 2013 г. в РФ было поставлено фруктов на 1,26 млрд евро, а овощей - на 769 млн евро.
В Испании представители одного из профсоюзов сельхозработников собрались возле здания местной администрации, высыпали на асфальт несколько тонн персиков и других фруктов, водрузили на них флаги ЕС, а потом предали получившуюся композицию огню и поруганию - потоптались на дарах природы, а флаги сожгли. В Греции, поставлявшей в Россию до 90% урожая клубники, 60% урожая персиков, около 50% киви, дошло до того, что парламентарии, выражающие интересы пострадавших сельхозпроизводителей, стали публично требовать от кабинета отказаться от поддержки антироссийских санкций ЕС. Правда, без особого успеха.
Как говорится на сайте ассоциации сельскохозяйственных производителей Италии Coldiretti, потери местных аграриев от ответного российского эмбарго могут превысить 700 млн евро. Уже расторгнут договор с Fruit Modena Group, поставлявшей в РФ груши.
Датско-шведский молочный кооператив Arla Foods (бренды сыров Arla, Apetina, Arla Natura, Castello, масла Lurpak и др.) приостановил выпуск молочной продукции для импорта в Россию, в связи с чем сокращается 79 рабочих мест. Как сообщается, годовая выручка Arla в РФ доходила до $180 млн, то есть 1,3% совокупного оборота.
Финская Valio (сыры Viola, творог и йогурты Valio и Gefilus, сыр Oltermanni и др.) объявила о реорганизации в связи с российскими ответными санкциями. В ее рамках около 800 сотрудников компании могут быть отправлены в неоплачиваемый отпуск. Вообще, по некоторым данным, от российских санкций уже пострадали свыше половины финских компаний.
На грани выживания оказался литовский производитель молочных продуктов Pieno ŽvaigŽdés (бренд "Сваля"), один из крупнейших молокопереработчиков в Прибалтике, выпускающий сыры, творог, молочные каши, йогурты, масло, сметану. Бренд неплохо известен в России и практически неизвестен в самой Литве и в других странах ЕС.
Голландский производитель молочной продукции FrieslandCampina сообщил, что прекратил выпуск сыра для российского рынка. Всего под запрет попали поставки порядка 250 млн кг сыра, производимого в ЕС, в том числе 50 млн кг сыра из Голландии. В 2013 г. FrieslandCampina экспортировала в РФ продукцию на 190 млн евро. Российское предприятие FrieslandCampina продолжает работать, используя для производства йогуртов и йогуртовых напитков местное молоко.
В ЕС между тем выразили готовность направить на компенсации пострадавшим фермерам средства из специального фонда, но уже подсчитано, что денег на всех не хватит. Кроме того, то, что будет выплачено, осядет по преимуществу в карманах посредников-перекупщиков, а до самих производителей мало что дойдет.
Выходом для европейских производителей и экспортеров, страдающих от введенных Россией ответных санкций, в теории может стать прорыв на новые рынки. Но это легче сказать, чем сделать. Польша, теряющая на яблоках 800 млн евро, например, попыталась предложить свою продукцию на рынках ЕС и ожидаемо получила отпор. У ЕС возникли претензии к качеству, и даже в яйцах регуляторы обнаружили консерванты. По сообщениям СМИ, владельцам магазинов, которые все-таки пытаются торговать более дешевыми польскими продуктами, угрожают едва ли не поджогами. Варшава попыталась решить "яблочную проблему" за океаном: посол Польши в США чуть ли не на коленях умолял американцев рассмотреть вопрос о допуске польских яблок на тамошний рынок. Американцы обещали подумать, но намекнули, что этого добра у них самих в избытке. Многие европейские компании обращались к Швейцарии с просьбой организовать поставки их продукции в Россию через нее, но Берн отказался.
Влияние контрсанкций распространяется и за пределы санкционного списка. Так, голландский Rabobank сообщил, что российское эмбарго может оказать негативное влияние на некоторых его клиентов и, следовательно, отрицательно сказаться на результатах деятельности банка.
Санкции без санкций
Поскольку вдруг оказалось, что Москва способна на контрудар, ожидание его продолжения, то есть введения новых санкций со стороны РФ, дает эффект, сопоставимый с эффектом от реально введенных мер. Стоило российскому премьер-министру Дмитрию Медведеву сказать, что правительство рассматривает в качестве дальнейших ответных шагов запрет использования воздушного пространства нашей страны для транзитных рейсов европейских и американских компаний в Азиатско-Тихоокеанский регион, как акции крупнейшей авиакомпании Европы Air France-KLM подешевели в ходе торгов на 3,2%, стоимость бумаг International Consolidated Airlines Group S.A., объединяющей британского авиаперевозчика British Airways и испанскую Iberia, упала на 2,1%, германской Lufthansa - на 1,6%. Цена акций Finnair рухнула на 5%. Инвесторы таким образом поспешили подготовиться к худшему. Ведь, например, только Lufthansa совершает через Россию до 90 грузовых рейсов в неделю. Гипотетическое закрытие воздушного пространства над Сибирью приведет к увеличению длительности, а значит, и стоимости перелетов, что способно обернуться снижением рентабельности и доходности ценных бумаг.
Столь же уязвимыми ощущают себя автопроизводители, вынужденные на фоне предположений о возможности запрета автоимпорта в Россию готовить планы на случай чрезвычайной ситуации.
Европейцев "наказывают" российские туристы, действия которых тоже можно считать ментальной реакцией на санкции со стороны ЕС. Антироссийские меры, направленные против отдельных граждан и компаний, россияне в массовом масштабе восприняли и как относящиеся к ним, если не напрямую, то косвенно. Многие засомневались, дадут ли им визу, задумались, не произойдет ли, скажем, разрыва дипотношений, пока они будут на отдыхе, словом, им стало некомфортно ездить в Европу. "В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда туристы обращаются к нам с вопросами, реально ли получить визы, а национальные фирмы европейских стран и консульства просят нас распространить информацию, что санкции не имеют никакого отношения к простым россиянам", - заявила журналистам пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. С учетом роста курса евро по отношению к рублю получился комбинированный эффект снижения направленного в Европу турпотока, который в России по некоторым направлениям оценивают даже в 50%.
По прогнозам Аллы Маниловой, заместителя министра культуры РФ, курирующей туристический блок, падение может составить от 15 до 30% по разным странам.
В абсолютных цифрах убытки западной туротрасли тоже могут выглядеть внушительно, исходя из того, что в 2013 г. в странах Евросоюза побывали почти 19 млн граждан России, в том числе 7,7 млн именно с целью туризма. При этом российские туристы, как правило, тратят в таких поездках больше приезжающих из многих других стран. Так, по данным Министерства туризма Испании, россияне оставляют в этой стране денег на 47% больше, чем приезжие из любой другой страны. В среднем российский турист тратит в Испании 159 евро в день, в то время, как средний показатель у визитеров из других государств составляет 108 евро. В 2012 г. рост числа российских туристов принес испанской экономике прибыль в 1,8 млрд евро. Самыми щедрыми проявляют себя россияне обычно и в Италии, где оставляют около 1 млрд евро. Даже в "дорогой" Великобритании, по некоторым данным, в лучшие времена россияне в среднем за поездку оставляли 1000 фунтов стерлингов против 600 фунтов европейцев.
До какой степени оправдаются эти прогнозы и насколько ощутимы будут реальные потери европейской туротрасли, судить сложно. Европейская комиссия по туризму подвела итоги II квартала и констатировала, что "турпоток из России остается сильным, но к концу года ожидается снижение спроса". Правда, сами европейцы связывают это с ожиданием россиянами ослабления своей экономики, а не с вызванной санкциями нервозностью. Пока, как подсчитали во Всемирной туристской организации, Европа в целом остается самым посещаемым туристами регионом мира, на долю которого приходится 42% расходов иностранных туристов в мире, или 368 млрд евро, по итогам 2013 г. По состоянию на апрель, Всемирная туристская организация отметила прирост посещений Европы на 5%.