После проверки аудиторы пришли к выводу, что сумма на ремонт городской достопримечательности прошла с коррупционной составляющей. Более того, по версии аудиторов, не были выполнены работы по гидроизоляции, из-за чего «на объекте сохранилось намокание стен от грунтовых вод, что несет риск утраты здания»!
«В связи с ненадлежащим строительным контролем со стороны Эрмитажа ЗАО «БалтСтрой» <…> заменил часть работ и материалов <…> на более дорогостоящие. Стоимость реставрации в результате увеличилась более чем на 140 млн руб.», - сказано в отчете Счетной палаты.
«Ремонт» выполняла компания «БалтСтрой», которая входит в холдинг «Форум». Гендиректор и владелец «Форума» Дмитрий Михальченко в конце марта был арестован по обвинению в контрабанде алкоголя!
Арестовали также Дмитрия Сергеева и Александра Коченова из компании «БалтСтрой», замминистра культуры Григория Пирумова, за которым спецназ летал в Ростов-на-Дону!
Отметим, что зампред комиссии по образованию, культуре и науке, депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Владимир Дмитриев заявил о том, что в парламенте данный вопрос уже обсуждается, идет поиск разрешения скандала.
Сотрудничество «Балтстроя» с ФГУП «Атэкс» базируется на выполнении функций генподрядчика при проведении строительно-реставрационных работ на объектах федерального значения.
Как официально заявил СМИ директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, фиктивные договоры на реставрацию своего музея подписывал не он, а его заместители. Не странно ли, что первый руководитель не имел представления о том, на что выделялись огромные бюджетные деньги его собственному музею!
Семейные традиции
Последние четыре десятка лет руководство Эрмитажа неизменно связано с фамилией Пиотровский. Ведь до Михаила Борисовича крупнейшим музеем страны руководил его отец!
«Дорогой» Михаил Борисович!
С главой Эрмитажа можно связать целый шлейф скандальных историй.
Так, на выставке во французском городе Вик-сюр-Сей треснула драгоценная ваза работы Эмиля Галле. Талантливейший мастер начала прошлого века разработал уникальную технику обработки многослойного стекла, впоследствии названную в его честь.
Его произведения приобретали высочайшие персоны Европы, включая семью российского императора, и теперь ценнейшая ваза, изготовленная для Николая II, едва не погибла.
Петербуржцев особенно возмутило, что сотрудники музея Жоржа де ла Тура, где выставлялась ваза, даже не сообщили об этом в Россию. Потомственный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выражал возмущение, но, по большому счету, винить ему следовало, прежде всего, самого себя.
Миллионы на вывоз
В ходе проверки Эрмитажа, организованной тогдашним заместителем председателя Счетной палаты РФ Юрием Болдыревым, особый скандал вызвал ущерб, нанесенный экспонатам во время столь любимых Пиотровским зарубежных вояжей.
По результатам ревизии палата оценила его в 368 тысяч долларов. Причем вопрос о компенсации, требуемой с зарубежных партнеров, повис в воздухе.
У аудиторов Счетной палаты вызвало недоумение и небрежное хранение экспонатов, многие сотни которых не обнаружилось на месте даже по результатам выборочной проверки. Кто даст гарантию, что они случайно не застряли на чужбине?
Ведь по таможенным декларациям цифры зарубежных выставочных контрактов «Эрмитажа» сопоставимы со статьями бюджета небольшого государства.
Согласно таможенной статистике, в 1997 году общий иностранный оборот конторы Пиотровского составил 771 928 570 долларов 68 центов. В 1998 году – 2 266 715 527 долларов 88 центов.
Самыми дорогими экспонатами тогда оказались вывезенные во Флоренцию пять картин Матисса, чья статистическая стоимость на таможне была приравнена к 66 миллионам долларов, а в следующем году этот рекорд был превышен на 8 миллионов.
А воз и ныне…?
Ситуация не изменилась и на переломе столетий. Одна только выставка «Импрессионисты и постимпрессионисты», вывезенная в Италию и вернувшаяся 15 июня 2000 года, потянула на 424 790 000 американских рублей.
Музей в 2008 году провел или предоставил экспонаты для, в общей сложности, 47 иностранных выставок, в том числе в Европе и Америке. С соотечественниками ведомство Пиотровского, если верить Матвееву, работает куда менее активно – за тот же период организованы всего две выездные экспозиции в России. В нынешнем году в Нидерландах, Австрии и Японии Эрмитажем открыты три выставки, на которых представлены 2672 экспоната, дополнительно направлены предметы коллекций на 21 заграничную выставку.
Например, тогда границу пересекли картины Пабло Пикассо «Бидон и миски» и «Зеленая миска и черная бутылка», причем в таможенной декларации зафиксирована цифра – 9 195 891 доллар 55 центов. «Дриада» того же мастера была оценена в 9 152 494 американских рубля и 27 американских копеек, а знаменитая «Любительница абсента» в 7 225 584,31 бакса. Куда дешевле оказалась выставка «Каспар Давид Фридрих и немецкий романтический пейзаж». Составляющие ее 19 картин и 66 рисунков потянули лишь на 6 754 824,55 долларов.
Всего же за один только январь и февраль того года ценность экспонатов, побывавших за рубежом, – несколько десятков миллионов долларов. И нет никакой гарантии, что в распоряжении нашей редакции оказались все таможенные декларации, заполненные сотрудниками Михаила Борисовича!
«Прикладное» искусство
Пожалуй, никогда о директоре Эрмитажа Михаиле Пиотровском не писали и не говорили больше, чем в августе 2006 года. Увы, по причине действительно шокирующей – из фондов Эрмитажа пропал 221 предмет русского прикладного искусства.
Как писали тогда питерские СМИ, Михаилу Борисовичу предлагали «покаяться», уйти в отставку и даже «повеситься на собственном шарфе». Но Пиотровский держал удар - он не ушел, не вызвал обидчиков на дуэль, не перестал носить свой фирменный шарфик… «Не дождетесь!», - отвечал он злорадствующим.
Мавр должен уйти?
Последний скандал с «расходами» бюджетных денег на сокровищницу российских музеев должен привлечь внимание к фигуре многолетнего директора Эрмитажа правительственных структур. И, прежде всего, Минкульт в лице Владимира Мединского, который публично называл Пиотровского своим другом.