В Басманном районном суде Москвы дал показания мурманский рыбопромышленник Юрий Тузов, обвиняемый в организации похищения предпринимателя Павла Сурина и вымогательстве у него 400 млн рублей. Тузов, ранее подтвердивший свою непричастность на полиграфе, подробно рассказал о своем алиби, а также об отсутствии мотивов совершать эти преступления. Интересно, что рыбопромышленник сам недавно стал жертвой вымогательства со стороны следователя СКР Марии Слезкиной, которая вела это дело. Сейчас она в бегах, а подельники получили реальные сроки. К тому же на следствии один из похитителей подтвердил, что оговорил рыбопромышленника под давлением Слезкиной.
Офшор обмана
История попытки рейдерского захвата ООО «Норд Пилигрим», принадлежащего семье Юрия Тузова, тянется 10 лет. В 2010 году Тузов приобрел компанию «АФК Плюс», владевшую 15-летней квотой на вылов биоресурсов.
«Норд Пилигрим» — мурманская рыболовецкая компания, являющаяся крупным производителем мороженой и охлажденной рыбопродукции. Суда компании оснащены силовыми и навигационными установками, фабриками, рефрижераторами, а также рыбопромысловым оборудованием, которые осуществляют вылов рыбы в водах Северной Атлантики».
Поскольку в тот период у «АФК Плюс» имелись судебные споры, по которым был риск наложения ареста на счета компании, юрист Тузова Вадим Тененбаум для оптимизации налогообложения и защиты бизнеса посоветовал создать искусственную контролируемую задолженность путем выпуска ничем не обеспеченного векселя. С этой целью была приобретена офшорная компания Patrix ltd., зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Вопросами приобретения компании Patrix и оформлением документов занимался юрист Тененбаум. Бенефициаром компании был Старцев, который являлся доверенным лицом Тузова, директором — сотрудница кипрской компании Ирина Шароу. Для реализации предложенного Тененбаумом плана ООО «АФК Плюс» выдало компании Patrix ничем не обеспеченный вексель на сумму 400 млн рублей в качестве финансового инструмента управления бизнесом. Компания Patrix предъявила ООО «АФК Плюс» к взысканию вексель на сумму 400 млн рублей. Задолженность «АФК Плюс» по настоянию юристов Тененбаума и Александра Бельтюкова была просужена в арбитражном суде. Таким образом, была создана искусственная контролируемая задолженность в размере 400 млн рублей «АФК Плюс» перед компанией Patrix, которую планировалось аннулировать взаимозачетом по мировому соглашению в следующем налоговом периоде.
Однако произошло непредвиденное. Юристы Тененбаум и Бельтюков, имеющие доверенности на представление интересов компании Patrix и ООО «АФК Плюс», получили исполнительный лист по просуженной задолженности, не поставив в известность Тузова.
В 2013 году, имея на руках исполнительный лист, Бельтюков и Тененбаум в тайне от Юрия Тузова осуществили отчуждение акций компании Patrix в пользу некоего предпринимателя Павла Сурина. Директором компании Patrix был назначен друг Сурина Константин Быковский. Каким образом Сурин приобрел компанию Patrix, остается загадкой. Павел Сурин утверждает, что якобы заплатил Тененбауму 30 млн рублей, однако документального подтверждения сделки купли-продажи не представил.
В 2014 году после того, как в результате реорганизации «АФК Плюс» присоединилось к ООО «Норд Пилигрим», исполнительный лист на 400 млн рублей был предъявлен к взысканию в отдел судебных приставов. На счета и имущество компании «Норд Пилигрим» был наложен арест. В 2015 году Сурин осуществил сделку по переуступке права требования от Patrix на компанию ООО «Транслоджистикс Москва», которая принадлежит ему лично и жене компаньона Циписа Виктории Шейниной.
В первой половине 2014 года Тузов дважды встречался с Павлом Суриным, который предлагал урегулировать вопрос с задолженностью в досудебном порядке. «Я прямо сказал Сурину, что он незаконно завладел компанией Patrix и что я намерен обращаться в суд и правоохранительные органы. — заявил Тузов в суде. — Летом 2014 года меня познакомили с юристом Сергеем Голубевым. Голубев обещал в судебном порядке добиться признания векселя необеспеченным, а сделки безденежной. Впрочем, в какой-то момент Голубев начал настоятельно рекомендовать мне договориться с Суриным об отступном, внушая, что в противном случае придется заплатить всю сумму задолженности и проценты. Поэтому мною было принято решение о привлечении еще одного юриста — Владимира Смирнова. 18 мая 2017 года арбитражным судом было вынесено решение, которым сделка по выдаче ООО «АФК плюс» векселя была признана ничтожной, как и сам вексель. Как объяснили юристы, это стало ключевым моментом, изменившим ситуацию в мою пользу. На май-июнь 2017 года у меня сложилось стойкое понимание, что судебным решением установлена моя правота и снимаются какие-либо угрозы материальных претензий со стороны ООО «Транслоджистикс-Москва» к ООО «Норд Пилигрим».
Инсценировка или похищение
12 июня 2017 года Тузов возвращался из отпуска, который проводил с семьей на Канарских островах, в Санкт-Петербург, где у него была запланирована встреча, транзитным рейсом через Москву, поскольку прямых рейсов из Испании в Санкт-Петербург нет. Проведя встречу, Тузов отправился на Кольский полуостров на рыболовно-туристическую базу «Оленья».
«Примерно 16–17 июня, когда я находился на рыбалке, мне позвонил Сергей Голубев и сказал, что необходимо срочно покинуть пределы России, поскольку меня ищут чеченцы по какому-то уголовному делу, которые действуют в интересах Сурина, — продолжает свои показания Юрий Тузов. — После звонка Голубева я был сильно напуган и принял решение вернуться к семье в Испанию. Через несколько дней, когда я находился в Испании, мне позвонил Голубев и сказал, что нам необходимо встретиться и он прилетит ко мне. При встрече Голубев сказал, что никакого уголовного дела нет и что вопрос с векселем и Суриным решен. Я очень удивился и спросил, что это значит, на что Голубев сказал, что Суриным подписаны документы, в силу которых долг между ООО «Норд Пилигрим» и ООО «Транслоджистикс Москва» отсутствовал, при этом какие-либо документы Голубев не показывал. Я спросил об обстоятельствах подписания документов, на что Голубев сказал, что Сурина попросили «люди в погонах». Я подумал, что у Сурина наконец-то проснулась совесть. Кроме того, на тот момент я доверял Голубеву и не предполагал, что он может получить документы незаконным путем».
В начале июля 2017 года в отсутствие Тузова Голубев привез документы в офис ООО «Норд Пилигрим» и убедил сотрудников направить документы в службу судебных приставов.
В дальнейшем от юриста Смирнова Тузову стало известно, что Сурин якобы был похищен и под принуждением подписал какие-то бумаги. Тузов связался с Голубевым (именно он в начале июля 2017 года привез их в Мурманск в офис «Норд Пилигрима»), чтобы наконец прояснить ситуацию. Юрист опять убедил Тузова, что все было сделано легальным путем.
В декабре 2017 года в офисах и квартирах сотрудников «Норд Пилигрима» прошли обыски по уголовному делу о похищении бизнесмена Павла Сурина. Дело вела молодая следователь СУ по ЦАО ГСУ СК России Мария Слезкина.
Юрия Тузова арестовали в Москве 27 декабря 2017 года. На опознании один из исполнителей похищения Висит Ингаев сразу показал на Тузова как на заказчика преступления. Ингаев сообщил, что встречался с Тузовым 12 июня 2017 года на Садовом кольце в Москве, где якобы был подтвержден заказ.
«Пока я находился в СИЗО «Бутырка», ко мне неоднократно приходила следователь Слезкина и угрожала, что у меня отберут бизнес, посадят не только меня, но и сына, требовала признать вину, — заявил Тузов. — Я неоднократно просил следователя направить меня на полиграф, но Слезкина отвечала, что вопрос по мне уже решен. В марте 2018 года, когда я после свидания с адвокатом стоял в коридоре, ожидая конвоира, ко мне подошла следователь и позвала в кабинет. В ходе разговора пояснила, что может посодействовать в изменении меры пресечения на домашний арест, а в дальнейшем и с прекращением уголовного преследования. Слезкина написала на бумажке 150 миллионов. Такой суммы у меня не было. Следователь сказала: «Подумайте, иначе к 126-й статье «похищение человека» —вам добавится 163-я — «вымогательство», — и ушла. Спустя примерно две недели, видя, что никакой реакции на ее предложение нет, следователь предъявила мне новое обвинение в совершении вымогательства. Тогда я через адвоката написал заявление о противоправных действиях Слезкиной в ФСБ».
Подельников следователя схватили с поличным и позже осудили, но сама Мария Слезкина успела уволиться из СКР и сбежала на Украину.
После передачи материалов уголовного дела новому следователю Динаре Гандаевой Тузов прошел полиграф, на котором подтвердил, что непричастен к похищению и вымогательству в отношении Павла Сурина. В ноябре 2018 года действия Тузова были переквалифицированы с организатора преступления на подстрекателя. Через месяц Пресненский районный суд Москвы изменил Тузову меру пресечения с заключения под стражу на домашний арест.
Висит Ингаев в ходе следствия изменил свои показания. Он пояснил, что похищение Сурина было инсценировкой, а оговорить Тузова его под давлением заставила следователь Слезкина, которая обещала небольшой приговор и денежный бонус. Плюс у Тузова есть стопроцентное алиби: 12 июня 2017 года он не мог встретиться с Ингаевым, поскольку в этот день совершал полуторачасовую пересадку в Шереметьево по пути с Канарских островов в Санкт-Петербург, что установлено документально. Кроме того, на сегодняшний день арбитражными судами всех инстанций подтверждено отсутствие задолженности как у Тузова лично, так и у ООО «Норд Пилигрим» в пользу ООО «Транслоджистикс Москва» или Patrix.
В настоящее время Сергей Голубев сидит на скамье подсудимых вместе с другими обвиняемыми — Паком, Джамалдиновым, Ингаевым. Если история с похищением действительно окажется инсценировкой, то вскоре к ним может присоединится Павел Сурин и тот, кто за ним стоит.