Борьба с оппозиционным политиком и антикоррупцимонером Алексеем Навальным давно превратилась для Кремля в небольшой национальный проект — по охвату и затратам. В борьбе с популярным противником власти пускают в ход весь арсенал спецслужб, мощь госпропаганды и ручные суды. При этом единой линии поведения у «башен» нет, поэтому Навальный представляется то агентом Госдепа, то агентом Кремля.
20 августа лидер Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный впал в кому. Он потерял сознание на борту самолета, летевшего из Томска в Москву. Самолет экстренно посадили в Омске и оппозиционера доставили в реанимационное отделение городской больницы скорой медицинской помощи № 1, откуда его спустя сутки решили вывезти в Германию для дальнейшего лечения.
Первой версией произошедшего стало отравление, ее озвучила пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш. Позже омские врачи заявили, что никаких следов ядов или токсинов в крови пациента не обнаружили, однако сторонники Навального уверены, что официальные лица скрывают достоверную информацию и диагноз. Юристы ФБК потребовали возбудить уголовное дело об отравлении политика, но Следственный комитет РФ не отреагировал на заявление в установленные сроки.
Причины болезни Навального и поставленный ему диагноз волнуют не только его сторонников, но и противников. Как сообщает «Проект«, в Кремле запрашивали результаты анализов Навального сразу после его доставки в больницу, чтобы можно было заявить, что это не отравление. При этом оперативно получить результаты анализов высокопоставленные чиновники могли через неустановленных силовиков — в кабинете главврача Омской больницы скорой медицинской помощи №1 20 августа присутствовали трое людей в штатском, оставшиеся неназванными.
Журналисты отмечают, что случившееся в Омске показывает: власти хорошо знают обо всем, что происходит вокруг оппозиционера, потому что давно выстроили целую систему борьбы с ним.
Основной этап борьбы с Навальным пришелся на период перед выборами мэра Москвы в 2013 году, во время которых на своем посту должен был легитимизироваться пришедший на смену Юрию Лужкову Сергей Собянин. По информации источников «Проекта», в то время первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин, отвечавший за внутреннюю политику, решил, что у Собянина должен быть реальный оппонент. Навального выбрали на роль «груши для битья», посчитав, что он не наберет больше 10% и таким образом потерпит сокрушительное политическое поражение.
План был одобрен президентом Владимиром Путиным. Против высказался только Собянин, который боялся конкуренции и считал выдвижение Навального происками своих политических оппонентов, но он все же выполнил поступившую сверху команду и помог Навальному пройти муниципальный фильтр. 17 июля 2013 года Навальный был зарегистрирован в качестве кандидата в мэры Москвы.
«План провалился аккурат на следующий день после регистрации. Пока Кремль готовился к выборам, силовики действовали по своему сценарию и передали в суд так называемое «дело Кировлеса» — по обвинению Навального в хищении имущества этого кировского предприятия. Как раз 18 июля суд в Кирове приговорил оппозиционера к пяти годам колонии и немедленно отправил его под стражу. Тем самым участие Навального в выборах было как будто закончено, не начавшись. Несколько часов спустя после суда на улицах Москвы начали собираться многотысячные акции протеста», — пишет издание.
Собеседники «Проекта» говорят, что это все стало следствием дискоммуникации между кремлевскими стратегами и исполнителями — в результате чиновники и силовики забыли позвонить в суд и поставить запрет на арест Навального. Бывший сотрудник Управления внутренней политики АП рассказал журналистам, что силовики «жили по своему плану» и проигнорировали тот факт, что выдвижение Навального одобрено Путиным.
В итоге прокуратура выступила против немедленного ареста Навального и его выпустили на свободу спустя сутки после оглашения приговора, а затем заменили реальный срок условным. Но одного дня отсидки хватило, чтобы рейтинг Навального стал расти. В результате он по официальным подсчетам набрал на выборах свыше 27% и почти заставил Собянина идти во второй тур.
После этого, сообщает «Проект», в Кремле пришли к единодушному решению, что сажать Навального за решетку нельзя. Этот вопрос еще раз обсуждали в Кремле уже в 2017 году, когда Путин готовился к выборам на свой четвертый срок. Тогда место Володина уже занял Сергей Кириенко.
«За» посадку Навального были следующие аргументы: Фонд борьбы с коррупцией снял фильм «Он вам не Димон» и спровоцировал массовые протестные митинги, а сам Навальный заявил, что имеет право участвовать в президентских выборах, и начал вести активную предвыборную кампанию с открытием штабов в регионах России и встречами с избирателями.
«Против» был неприятный для чиновников опыт 2013 года, когда сторонники Навального массово вышли на улицу. Этого хватило, хотя Федеральная служба судебных приставов многократно докладывала в Кремль, что Навальный сам дает поводы для своего ареста, так как якобы выступает организатором несанкционированных протестных акций. Но в Кремле уже решили бороться с Навальным другими способами.
Одним из основных приемов в борьбе с популярностью Навального стала попытка изобразить его «агентом Кремля», чтобы исключить из числа сторонников лидера ФБК радикальных оппозиционеров.
«Мы стали получать новое указание: говорить о том, что у Навального есть „крыша“ во власти», — цитирует «Проект» одного из блогеров, работающих на Кремль.
В 2017 году активисты провластного движения SERB облили Навального зеленкой, из-за чего он получил ожог сетчатки и ему потребовалось лечение в Испании. Однако у Навального не было загранпаспорта из-за условной судимости. Тогда глава СПЧ Михаил Федотов посоветовал ему написать письмо главе президентской администрации Антону Вайно с просьбой о содействии. Письмо сработало, и Навальный получил паспорт за несколько дней.
«Совершенно точно именно в Кремле придумали дать Навальному паспорт, а потом специально стали просить нас подавать это так, что у него есть “крыша” во власти», — цитирует «Проект» своего собеседника.
Особенно активно над дискредитацией Навального работали на телевидении. «Проекту» удалось пообщаться со сценаристом Дмитрием Белоусовым, который работал на НТВ под руководством Алексея Малкова и приложил руку к пропагандистским фильмам «Дело в кепке» (фильм против Лужкова), «Анатомия протеста» и «Касьянов день» (о Михаиле Касьянове). Малков, по словам Белоусова, регулярно приносил на телеканал материалы прослушки и оперативной съемки в отношении объектов — Навального, Касьянова и других. Материалы для НТВ поступали прямиком из ФСБ.
Белоусов отмечает, что заказ на фильмы, дискредитирующие оппозиционных политиков, Малков получал именно в Кремле. Так, в 2017 году Малков перешел на «Рен-ТВ» и снял там три фильма под общим названием «Либералам черным налом».
«Цикл состоял из трех фильмов: про «Открытую Россию», Навального и про то, как Запад дает деньги участникам муниципальных выборов в Москве. Все части фильма объединяет одна характерная деталь — они изобилуют съемками скрытой камерой, телефонной прослушкой и закрытыми документами. По фильмам было хорошо заметно, что за Навальным установлена постоянная слежка: в одной из серий показаны тайные съемки из всех последних поездок оппозиционера, включая места отдыха», — пишет «Проект».
Кроме телевидения к борьбе с Навальным подключились всевозможные общественные и политические структуры — от «Молодой гвардии» и ОНФ до всевозможных экспертных институтов. Также отдельные и самостоятельные атаки на Навального и его сторонников организует медиа-синдикат «кремлевского повара» Евгения Пригожина, который испытывает к оппозиционеру личную неприязнь из-за его антикоррупционных расследований.
Всю эту медиа-кампанию, по данным источников «Проекта», координируют и спонсируют в Администрации президента. Одним из кураторов называется начальник управления Госсовета Александр Харичев, а годовой бюджет «анти-навальновской кампании» может достигать миллиардов рублей. На эти деньги финансируется работа блогеров, ведение десятков и сотен пабликов, а также телеграм-каналов, и даже оффлайн-акции. Например, после митингов, вызванных расследованием ФБК «Он вам не Димон», члены «Молодой гвардии Единой России» под видом школьников пикетировали спецприемник, в котором содержали Алексея Навального, и требовали выплатить им компенсации от ЕСПЧ, якобы обещанные оппозиционером.
Очередную кампанию против Навального Кремль развернул летом 2019 года, когда политик начал продвигать свой проект «Умного голосования» в преддверии выборов в Мосгордуму. Против ФБК было возбуждено уголовное дело об отмывании денег — сперва в материалах дела фигурировала сумма в миллиард рублей, но она быстро была снижена до 75 млн рублей. В рамках уголовного дела у сотрудников ФБК и штабов Навального прошли сотни обысков, а у активистов суды и банки блокировали счета.
После выборов, когда «Умное голосование» помогло провести в Мосгордуму целый ряд оппозиционных депутатов, против ФБК даже задействовали министерство обороны. Военные изловили, призвали на службу и спешно оправили в зону вечной мерзлоты активиста Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Руслана Шаведдинова.
Новый этап травли власти планировали приурочить к голосованию по поправкам к Конституции, но Навальный не стал вести активную агитацию против поправок, поэтому заказ Кремля пропал втуне. Тем не менее, одна из многочисленных групп, которые по заказу мониторят все соцсети Навального, раздула скандал из его комментария под одним из агитационных роликов за поправки, что стало поводом для возбуждения против политика уголовного дела о клевете.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников и силовиков — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Полтора года в СИЗО по делу без доказательств — такова расплата дагестанского прокурора Омара Даудова за то, что он вскрыл земельные ...
Силовики взяли в заложники начальника войск связи ВС РФ Халила Арсланова
Дача для папы и квартира для мамы не вписываются в декларацию Михаила Дегтярева
Элитный дом в Серебряном бору не вяжется даже с огромными доходами чиновника
«Госзагрансобственность» заподозрили в завышении цен при проведении госзакупок