Юсуп Темерханов, осужденный за убийство экс-полковника, госпитализирован из изолятора в Омске в тяжелом состоянии. Он с трудом передвигается и почти не может говорить.
В такое состояние он впал после девяти дней в карцере. Знакомые Темерханова высказали мнение, что делается все, чтобы Юсуп живым на свободу уже не вышел.
Как стало известно "Росбалту", ФСИН РФ определил, что Темерханов должен отбывать наказание в одной из колоний Омской области. В начале января он был этапирован из СИЗО "Лефортово", первым "перевалочным" пунктом в "путешествии" заключенного стала Самара. Туда к нему 12 января вылетел адвокат Мурад Мусаев, который сейчас также участвует в процессе по делу об убийстве Анны Политковской. Пока защитник был в отъезде, в его московской квартире провели обыск в рамках расследования о попытке подкупа присяжных во время слушаний по делу об убийстве Буданова. Мусаев в срочном порядке вернулся в столицу, а Темерханов отправили дальше "по этапу" в Омск. Там Юсупа поместили в СИЗО № 1. Дальше местный УФСИН должен был определить, в какую конкретно колонию строго режима (их в регионе несколько) будет направлен Темерханов.
Знакомые Юсупа заявили "Росбалту", что в СИЗО заключенного сразу отправили в карцер. В знак протеста он отказался от приема пищи, тогда его просто забыли там на девять дней, оставив только немного воды.
"По словам Юсупа, еду ему больше не предлагали, охранники вообще даже не заглядывали в его камеру (во всяком случае — он появления не видел). В карцере у него начались галлюцинации, потом он стал терять сознание – приходил в себя, лежа на полу. Так продолжалось девять дней. Можно предположить, что он мог быть отравлен какими-либо веществами. Прибывший в Омск адвокат не узнал своего подзащитного: кожа и кости, ходить Юсуп почти не может, говорит с большим трудом и шепотом", — рассказал "Росбалту" один из знакомых Темерханова.
По его словам, защитнику с большим трудом удалось добиться, чтобы Темерханова госпитализировали в лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ). "Точный диагноз еще не поставлен, его определят после всех исследований", — отметил собеседник агентства. — У меня складывается мнение, что сейчас делается все, чтобы живым Темерханов на свободу не вышел".
Источник "Росбалта" в правоохранительных органах, подтвердил факт госпитализации Темерханова, отметив, что у того зафиксированы истощение и обезвоживание, которые стали результатами голодовки.
Стоит отметить, что это уже не первая подобная история, которая происходит с Темерхановым. После ареста в августе 2011 года он объявил, что незадолго до официального задержания был похищен неизвестными, которые пытали его и требовали дать показания, что к убийству Буданова причастен первый вице-премьер Чечни Магомед Даудов (родовым селением Даудова и Темерханова является чеченское село Гелдаген). СК РФ проводил проверку по данному факту и пришел к выводу, что история с похищением была инспирирована Темерхановым и его окружением с целью дискредитировать представителей правоохранительных органов.
В августе 2013 года, во время процесса по делу об убийстве Буданова, адвокаты Темерханов заявили, что их доверитель был избит в конвойной комнате Мосгорсуда бойцами ОМОН. СК РФ, проведя проверку, счел, что факт избиения не нашел объективного подтверждения: мол, Темерханов сам ударился головой и разбил ее.
Стоит отметить, что и личность, и судьба осужденного за убийство Буданова, так и остались толком не выясненными.
Как уже сообщал "Росбалт", следователи сумели узнать, что в 1972 году в чеченском местечке Гелдаген на свет появился Юсуп-Хаджи Шамильевич Гагалов. Что с ним произошло потом — неизвестно. А спустя 25 лет, в середине 1990-х годов, в Москве появился некто Юсуп-Хаджи Хизриевич Темерханов. Паспорт у него был настоящий, не поддельный. По этому документу в начале 2000-х годов он работал в столичном офисе "Меритбанка", членом совета директоров которого являлся другой уроженец Чечни – Руслан Сулейманов. В 1999 году Юсуп-Хаджи попадал в поле зрения правоохранительных органов в связи с расследованием в отношении двух его знакомых — Ислама Дадалова и Джаби Хатуева. Их заподозрили в незаконном обороте оружия. Спустя год он заинтересовал сыщиков в рамках расследования деятельности нескольких "авторитетов" "реутовской" преступной группировки. Оперативники подозревали также, что Юсуп-Хаджи связан с "лазанской" преступной группировкой и ее лидером Хож-Ахмедом Нухаевым.
В 2000 году трое так и не установленных солдат федеральных сил убили и сожгли в Чечне пожилого инвалида Шамиля Гагалова. После этого Юсуп-Хаджи Темерханов исчез, а в Москве появился новый человек — Магомед Махмудович Сулейманов, 1970 года рождения. И опять с настоящим паспортом. Следователи считают, что этим документом пользовался тот же Гагалов-Темерханов. Паспорт на фамилию Сулейманов был выдан УВД Аргуна, архив которого был уничтожен во время второй чеченской войны. Однако все знакомые продолжали называть мужчину именем Юсуп-Хаджи.
Через десять лет после расправы над Шамилем Гагаловым в Москве был убит полковник Юрий Буданов, которого судили за расправу над чеченской девушкой, а также допрашивали в связи с исчезновениями и убийствами более 20 жителей Чечни. По подозрению в расстреле Буданова арестовали Юсуп-Хаджи.
Эксперты установили, что в автомобиле, который использовал Юсуп-Хаджи во время убийства, бывал и Юнус-Хаджи Шамильевич Гагалов – сын покойного Шамиля Гагалова (он сейчас разыскивается правоохранительными органами). ГСУ СК РФ по Москве полагает, что он является родным братом Юсуп-Хаджи, но объяснить, почему у мужчин разные отчества и фамилии, — не может.
Обвиняемый на все вопросы о биографии и о том, кем он является на самом деле, отвечать отказался.
В результате человек, называемый Юсупом-Хаджи Темерхановым, был осужден Мосгорсудом на 15 лет.