В понедельник утром голландское издание Volkskrant раскрыло детали нового плана по распределению беженцев, который глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер должен представить в среду. Исходя из данных, предоставленных источником в Еврокомиссии, Брюссель предложит распределить между большинством стран ЕС 120 тыс. беженцев, которые сейчас нашли временное пристанище в Венгрии, Греции и Италии.
Юнкер не отказывается и от своего майского плана по распределению еще 40 тыс. мигрантов (на июньском саммите лидеры стран Евросоюза отклонили этот проект). Общее число беженцев, которых Юнкер предлагает наделить спасительным статусом, таким образом, составляет 160 тыс. человек.
Живые души
О том, что Еврокомиссия готовит новый план расселения беженцев, стало известно в конце прошлой недели. Распределение квот по странам зависит от четырех основных параметров — размера населения, состояния экономики, уровня безработицы и числа удовлетворенных за последние пять лет заявок на предоставление убежища, сообщил источник Volkskrant.
В итоге, если лидеры ЕС согласятся с планом Еврокомиссии, Германия должна будет принять четверть от числа беженцев — 31,4 тыс. по новому плану (40,2 тыс. с учетом распределения еще 40 тыс. мигрантов по странам ЕС). Следом идут Франция (24 тыс., или 30,8 тыс. всего) и Испания (14,9 тыс., или 19,2 тыс. всего), приводит цифры Reuters.
О том, что Берлин и Париж готовы открыть двери для беженцев по второму плану Юнкера, сообщила в понедельник французская The Local. Предложения готовились для внеочередного заседания министров юстиции и внутренних дел ЕС, которое пройдет 14 сентября. Если они согласуют детали плана, вопрос о его утверждении может быть вынесен на ближайший саммит Евросовета 15–16 октября.
Всего в плане участвуют 22 из 28 стран ЕС. Наименьшее число беженцев планируется перенаправить на Мальту: 133 человека по новому плану (425 человек с учетом майских предложений). Помимо Венгрии, Греции и Италии в плане не участвуют еще три страны — Великобритания, Дания и Ирландия. Правительства этих стран имеют право не участвовать в общеевропейской системе предоставления убежища на основании специальных оговорок в Лиссабонском договоре.
Под давлением как самого Брюсселя, так и общественных настроений власти этих стран заявляют о готовности добровольно включиться в программу расселения мигрантов. Например, если для майского плана Юнкера Ирландия была готова принять 300 беженцев, то сейчас вице-премьер Джоан Бертон говорит уже о размещении минимум 1,8 тыс. переселенцев.
Британский премьер Дэвид Кэмерон, который летом предлагал закрыть границы страны от потока беженцев, за последние несколько дней резко изменил свою позицию. В воскресенье министр финансов Джордж Осборн заявил, что правительство готово выделить более £12 млрд ($18 млрд) на обустройство беженцев в приграничных с Сирией странах. В понедельник днем сам Кэмерон подтвердил: Великобритания готова принять дополнительно 20 тыс. беженцев до 2020 года.
Потемкинские лагеря
В то же время предложенный главой Еврокомиссии план расселения беженцев и отдельные действия Британии и Ирландии не способны полностью интегрировать беспрецедентный по размерам приток мигрантов. Например, по плану Кэмерона Великобритания в среднем за год будет принимать лишь по 4 тыс. сирийцев прямо из лагерей для беженцев в Иордании, Сирии и Турции. Франция же готова выбрать свою квоту за два года, то есть принимать по 12 тыс. мигрантов в год.
В то же время европейское статистическое агентство Eurostat сообщает, что только за первый квартал 2015 года по всему Евросоюзу было подано 184,8 тыс. первичных заявок на получение убежища, из них 29,1 тыс. — от беженцев из Сирии. Только на конец марта 530 тыс. человек ожидали решения по своим заявкам в соответствующих инстанциях стран ЕС. За последующие месяцы это число, очевидно, увеличилось, а разместить по квотам смогут только максимум 160 тыс. человек.
Как получают убежище в ЕС
Согласно европейскому законодательству процесс предоставления убежища в странах ЕС состоит из нескольких этапов. Если мигрант подает заявление на предоставление убежища, чиновники должны определить, ведомства какой из стран ЕС будут его рассматривать. Среди критериев указывается в первую очередь наличие родственников в Европе. Свою роль играет и место временного проживания просителя перед подачей заявки.
Кроме того, для назначения определенного государства «ответственным» за беженца иммиграционная служба вправе провести с заявителем собеседование. Если ни одна из 28 стран союза не удовлетворяет ни одному критерию, прошение рассматривается по месту подачи.
По итогам проверки и самого беженца, и готовящейся его принять страны выносится так называемое решение первой инстанции. Если прошение мигранта отклонили, он имеет право подать апелляцию, после чего его прошение либо окончательно отклоняют, либо он получает один из статусов беженца. Беглецы, которым отказали в предоставлении убежища, и они решили остаться на нелегальном положении в той или иной стране ЕС, подлежат аресту на срок не более шести недель — до обратной выдачи «ответственной» за него стране, которая и должна принять решение о высылке.
В случае с сирийцами за январь—март органы стран ЕС рассмотрели 28 тыс. прошений, в 94% случаях мигранты получали право на получение убежища. О том, что число сирийцев, бегущих от войны и «Исламского государства» в Европу, неуклонно растет, свидетельствуют данные Frontex, европейского агентства по охране границ. По одному только восточносредиземноморскому маршруту (из Турции в Грецию) за январь—июль 2015 года в Шенгенскую зону попали 78,2 тыс. нелегальных мигрантов из Сирии. Остальные проникают в ЕС через морские границы Италии и Испании или даже через российско-норвежскую границу.
В дальнейшем беженцы, переправившиеся в Европу через Грецию, снова попадают в Шенгенскую зону через Венгрию, двигаясь затем на запад. Как передает Financial Times, за выходные, 5–6 сентября, из Австрии в Германию на поездах попали около 22 тыс. мигрантов — половина того числа, которое страна готова принять по плану Юнкера. «Конечно, мы защитим тех, кого нужно защитить, — прокомментировала эту новость канцлер ФРГ Ангела Меркель. — Но те, у кого нет перспектив остаться, должны покинуть нашу страну».