Половина украинского парламента состоит из мажоритарщиков, половина вошла в него по партийным спискам. И в обоих случаях, чтобы стать депутатом, нужно "инвестировать" в должность.
Так, например, политики, желающие избраться в Раду по мажоритарным округам, перед выборами облагораживают дворы местным жителям, ремонтируют лифты в подъездах, тратят большие деньги на агитационные билборды. Что касается "списочников", осенью 2012 года руководитель штаба партии Кличко рассказывал в интервью порталу Liga.net, что депутаты, прошедшие в нынешний созыв Рады от "УДАРа", платили за эту привилегию от $5 до $15 млн. И это все за то, чтобы получать потом официальную зарплату украинского нардепа в $2 тысячи!
Разумеется, сразу после вступления в должность депутаты пытаются всячески "отбить" эти вложения. В кулуарах Рады рассказывают, что если сразу после революции депутаты занимались больше вопросами перераспределения сфер влияния, то сейчас вновь стал процветать их "традиционный бизнес" — сбор податей за подачу нужных депутатских запросов. На Украине госорганы обязаны проверять каждый депутатский запрос и давать исчерпывающий отчет по каждому из них. За каждый, как говорят знающие люди, платят по $10-20 тыс. Столько стоит нужное письмо в органы исполнительной власти за подписью парламентария.
Бизнес по продвижению платных депутатских запросов давно стал нормой на Украине. Депутат от партии "УДАР" Сергей Каплин рассказал журналистам, что с помощью запросов парламентарии часто "либо крышуют свой бизнес, либо делят чужой". Расценки Каплин называет те же, что и журналисты — $10-20 тыс. А если депутат еще и выступит по нужному вопросу с трибуны парламента, то за это он может потребовать еще $5-10 тыс.
Но порой бизнесменам нужны "комплексные решения" проблем. Предприниматель даже может "заказать" своего конкурента. Если к его офису приедет наряд ОБЭП в масках вместе с самим депутатом, то стоить такая услуга будет уже $100-150 тыс. Такие цифры называл киевской газете “Вести” тот же Сергей Каплин.
Можно не просто "уничтожить" противника, но и рассадить своих людей в кресла гендиректоров госпредприятий и ведомств, чтобы затем без проблем "выигрывать" тендеры и заключать "взаимовыгодные" контракты. В этом случае расценки индивидуальные, но, понятно, не маленькие.
Никакой статистики по заказным наездам, разумеется, никто не ведет, но украинские бизнесмены стали делится такими историями все чаще и чаще. Силовики в масках, штурмующие офисы и возбуждающие уголовные дела, теперь работают даже активнее, чем во времена Януковича: раньше их "нанимали" только люди, приближенные к президенту, а теперь их "услуги" стали востребованы огромным количеством политиков.
Недавно силовики даже не побрезговали "наехать" на нелегально работающих таксистов на киевском железнодорожном вокзале. Жертвы наезда жаловались, что их "заказали" таксопарки, чьи водители также пытаются заработать на приезжающих в столицу. Впрочем, тут, возможно, обошлось и без депутатского содействия.
В ближайшее время на Украине прогнозируют начало нового передела собственности — и тогда депутаты смогут зарабатывать просто колоссальные суммы. Наблюдатели ждут "отжима" бизнеса у представителей Партии Регионов и руководителей "выгодных" министерств и ведомств. "Проверять будут все. И налоговики, и милиция, и санслужбы разные. Будут тысячи уголовных дел и финансовых расследований", — прогнозирует один из помощников депутата, который попросил не называть его имени.
"Вся эта система работает потому, что парламент и система власти не изменились, поэтому подобный бизнес будет процветать. Просто чиновники пока стали осторожнее, но это на время", — подтвердил журналистам Каплин.
Отличные деньги депутаты зарабатывают и на лоббизме. А поскольку Украина вроде как окончательно встала на путь реформ, то для проведения в парламенте "нужных" законопроектов открывается большое "окно возможностей".
"Мелкий" законопроект, касающийся небольшого количества участников рынка, стоит обычно порядка $100 тыс., рассказывают в кулуарах Рады. На лоббировании интересов крупных собственников можно зарабатывать десятки миллионов долларов. В прошлом году, например, большой шум был поднят вокруг идеи приравнять пиво к алкоголю. Но обсуждение законопроекта неожиданно закончилось, а документ отозвали — очевидно, что отказ от идеи был хорошо оплачен. А вопросы регулирования тарифов мобильной связи, акцизов на спиртные напитки и табак можно и вовсе назвать "вечными": их поднимают каждый раз, когда депутаты в очередной раз хотят заработать.
"Такса" за отзыв законопроектов может достигать даже $40-50 млн (!), рассказывают источники "Росбалта" в Верховной Раде. Спрос отличный: в Раде прошлого созыва, к примеру, парламентарии по собственной инициативе отозвали за пять лет 634 документа. Большинство из них носили откровенно шантажистский характер: депутаты подают законопроект на рассмотрение, пугают производителей, а потом отзывают его после того, как получают свое от участников рынка. Получается "два в одном": и деньги заработать можно, и избирателям показать, что пробовал добиться большей справедливости.
Во времена Януковича был популярен еще один отличный бизнес — переход в другую партию. В ПР платили порой до $10 млн за переход оппозиционного депутата в свою фракцию, рассказывал недавно журналистам депутат из партии “Батькивщина” Геннадий Москаль. В довесок к этой сумме часто обещали поддержку его бизнесу, дотации для округа, который представляет депутат, решение любых вопросов для друзей народного избранника.
Еще один способ хорошо заработать — государственные тендеры. Если тендер объявил руководитель ведомства, госоргана или госпредприятия, попавший на свою должность по протекции определенного депутата, он может рассчитывать на сумму до 40% от стоимости госзакупок, рассказывал в марте 2014 года журнал “Фокус”. Сумма “отката” между чиновником нардепом делится обычно поровну.
У депутатов нынешнего созыва осталось совсем немного времени. Новые парламентские выборы состоятся, очевидно, уже в начале осени. И вряд ли депутаты от ПР и КПУ вообще попадут в новый состав парламента: для этого надо преодолеть 5-процентный барьер, а уровень их поддержки в обществе, как показывают опросы, намного ниже. Разумеется, ближайшие месяцы депутаты от этих партий, а, впрочем, и от других тоже, — потратят на то, чтобы заработать максимум.