Правда об утонувшей «Эстонии» никому не выгодна

Источник
25 лет назад, в сентябре 1994 года, в Балтийском море затонул грузопассажирский паром «Эстония». Его гибель потрясла весь мир: из 989 находившихся на борту парома пассажиров и членов экипажа спастись смогли лишь 137 человек, отчего по количеству жертв эту катастрофу ставят в один ряд с крушением «Титаника» и «Лузитании». Формально считается, что причиной ЧП стали конструктивные недостатки «Эстонии».
25 лет назад, в сентябре 1994 года, в Балтийском море затонул грузопассажирский паром «Эстония». Его гибель потрясла весь мир: из 989 находившихся на борту парома пассажиров и членов экипажа спастись смогли лишь 137 человек, отчего по количеству жертв эту катастрофу ставят в один ряд с крушением «Титаника» и «Лузитании». Формально считается, что причиной ЧП стали конструктивные недостатки «Эстонии».

Однако уже официально установлено, что на пароме перевозилась военная техника. Почему же расследование решили прекратить?

Паром «Эстония» вышел из таллинского порта 27 сентября в 19.15. Пассажиров было много – паром следовал в Стокгольм, откуда в недавно ставшую независимой Эстонию теперь активно ехали шведы. Одни ехали посмотреть на еще не успевшую исчезнуть советскую экзотику, других влекли дешевые по скандинавским меркам развлечения. В свою очередь, выросшие при СССР эстонцы также желали посмотреть на чудеса капитализма. Для перевозки туристов государственная Эстонская судоходная компания специально приобрела у финнов грузопассажирский паром, переименовав его в честь республики. Будучи способной принять 1190 пассажиров, «Эстония» располагала всем необходимым, чтобы 16-часовой переход в Стокгольм проходил нескучно: на борту имелись клуб с дискотекой, несколько ресторанов, кинотеатр и сауна с бассейном. Правда, в тот вечер СПА пустовал. Швед Микаэль Ыун решил было попариться, но тут же ушел – из-за сильного ветра качка на судне была такой, что всплески воды в бассейне долетали до потолка.

Во всем виноват шторм

К полуночи высота волн достигла 4 метров. Большинство пассажиров «Эстонии» к тому времени спали в своих каютах – штормы на Балтике не редкость, да и что может произойти с такой громадиной? В 1.23 штурман парома Silja Europa Тейо Сеппелин принял переданный с «Эстонии» сигнал бедствия: «У нас проблема, сильный правый крен. Можете прийти на помощь?» Что-либо сделать он не успел: спустя семь минут «Эстония» легла правым бортом на воду, а еще через пять погрузилась в воду.

К месту крушения тут же поспешили проходившие мимо корабли, из Хельсинки вылетели вертолеты. Однако очень скоро стало понятно, что спасать некого. В холодной балтийской воде люди замерзали насмерть всего за 20 минут. От переохлаждения и шока многие умирали уже после того, как их подняли на борт. Из 989 пассажиров и членов экипажа выжили только 137 человек. 852 пропали без вести, при этом обнаружить впоследствии удалось только 95 тел. Гибель «Эстонии» стала крупнейшей катастрофой на Балтике в мирное время.

Уже через три часа после катастрофы была сформирована международная комиссия, в которую вошли представители Эстонии, Швеции и Финляндии. В течение четырех лет комиссия устанавливала причину крушения парома. Наконец она была озвучена: к гибели «Эстонии» привела совокупность факторов: несовершенство конструкции визора – носовой части судна, поднимающейся для въезда на борт автомобилей, а также чересчур высокая скорость движения парома в условиях шторма. «Визор удерживают три замка – один нижний и два боковых, – рассказывал сопредседатель комиссии Яан Метсавеэр. – Все началось с левого бокового. Не выдержав напора волн, левый боковой замок стал расшатываться, треснул, а затем развалился. После этого расшатались и развалились другие два замка, отчего визор открылся и начался забор воды».

В итоговом докладе комиссия приводит множество расчетов, со дна Балтики для изучения даже был поднят носовой визор. Однако ее выводам мало кто поверил.

Мафия ни при чем

Версии о том, что «Эстония» утонула не случайно, стали звучать практически сразу. Ничего необычного тут, в общем, нет, конспирологические теории появляются после любой катастрофы. Вот и в этом случае стали звучать предположения – дескать, не связана ли гибель судна с тем, что на ее борту находилась группа полицейских, занимавшихся расследованием убийства премьера Швеции Улофа Пальме? Однако эта версия очень скоро забылась, потому как на первый план вышла другая – «Эстонию» затопила мафия.

Сторонники этой точки зрения ссылаются на публикацию, вышедшую в немецком журнале «Шпигель». Как следует из нее, на борту «Эстонии» находился груз героина, а также грузовики с кобальтом, который контрабандой перевозился в Швецию. Перевозку организовала гонконгская «триада». Однако об этом то ли прознала шведская полиция, то ли ей о контрабанде «стукнули» конкуренты китайцев из колумбийского наркокартеля. В итоге капитан парома, который был в доле, решил сбросить груз в море и специально открыл визор, дабы утопить грузовики.

«Шпигель» ссылался на данные, якобы полученные от некоей российской аналитической группы «Феликс», состоящей из бывших офицеров КГБ. В качестве аргумента приводился еще один факт: через два дня после гибели «Эстонии» в Таллине был застрелен некто Игорь Криштапович, ранее работавший замдиректора таможенного комитета Эстонии. Утверждалось, будто Криштапович записал переговоры контрабандистов с капитаном «Эстонии».

В 2004 году бывший шведский таможенник Леннарт Хенрикссон признался: на борту «Эстонии» мог находиться секретный груз военного назначения. «В середине сентября, 12-го или 13-го числа, меня и моего непосредственного начальника вызвал начальник таможни и сказал, что на пароме будет автомобиль, который нельзя проверять

Публикация наделала немало шума. Наркотики, мафия, загадочное убийство – сенсация, да и только! Неудивительно, что эта версия до сих пор в ходу и зачастую именно она приводится в качестве объяснения причин крушения. Хотя профессиональные моряки отмечают: предположение, что капитан корабля может приказать открыть визор во время шторма, сродни бреду. Это гарантированное самоубийство. К тому же на мостике находятся другие члены команды – они тоже все были подкуплены? Вопросы вызывает и «группа «Феликс». Такая действительно существовала недолго в середине 90-х, ее организатором называли Антона Сурикова. Суриков слыл человеком крайне загадочным. Сообщалось, будто он принимал участие в тайных операциях и вообще напрямую связан с работой спецслужб. И вот «аналитическая группа» для чего-то делает сенсационное заявление, которое, однако, не подкреп­ляется уликами. Зато о нем тут же начинают говорить. Рождается предположение: а не было ли это своеобразным информационным вбросом, призванным отвлечь внимание? Тем более что отвлекать общественность было от чего.

Груз без досмотра

«Эстония» не утонула – ее взорвали. Такое утверждение прозвучало из уст некоторых выживших почти сразу же после того, как они оказались на берегу. В частности, второй штурман Эйнар Кукк говорил о том, что он услышал чужеродный звук, после чего судно «сильно содрогнулось». Кроме того, швед Рольф Сирман рассказывал, что своими глазами видел в борту «Эстонии» на уровне ватерлинии огромную черную дыру. Также вопросы вызвала видео­запись, сделанная во время подводного обследования «Эстонии». На кадрах разглядели некий предмет, прикрепленный к корпусу корабля. Уж не мина ли?

В 2000 году американский миллионер Грег Бемис организовал экспедицию к затонувшему парому, подняв два фрагмента его конструкций. Как утверждается в книге, написанной соратницей Бемиса Юттой Рабе, фрагменты были переданы для исследования. Лаборатория в Бранденбурге вынесла заключение: «Исследуемый кусок металла не соприкасался со взрывчатым веществом, но полученные повреждения очень похожи на последствия взрыва». Другой анализ провела лаборатория тестирования материалов немецкого технического университета Клаусталь-Целлерфельда (Германия). Она определила: «Структурные повреждения двух металлических кусков произошли в результате взрыва».

Подчеркнем: все это спорно. Спасшиеся вполне могли принять за взрыв звук открывающегося визора, что-то домыслить под воздействием шока, а проводившие исследования эксперты – ошибиться. Однако есть факты, против которых, как говорится, не попрешь.

В 2004 году бывший шведский таможенник Леннарт Хенрикссон признался: на борту «Эстонии» мог находиться секретный груз военного назначения. «В середине сентября, 12-го или 13-го числа, меня и моего непосредственного начальника вызвал начальник таможни и сказал, что на пароме будет автомобиль, который нельзя проверять. Он дал мне номер этой машины», – рассказал Хенрикссон шведским телевизионщикам. По его словам, такое происходило дважды – во время прихода «Эстонии» в порт 14 и 20 сентября. В первом случае в машине находились ящики с какими-то электронными компонентами, а сам грузовик принадлежал компании Ericsson Access AB. Как позже выяснилось, эта компания сотрудничала со шведской военной разведкой.

Чьи военные секреты могли вывозиться из Эстонии? Очевидно, только российские. К тому времени только недавно из Прибалтики были выведены армейские части РФ. Бардак, который сопровождал этот процесс, хорошо известен. Кроме того, в обстановке нищих 90-х купить стало возможно даже то, что прежде считалось самым большим государственным секретом. Бывший военный атташе Швеции в странах Балтии Сорен Линдман рассказал журналистам, что получил задачу проследить, что из военного оборудования, оставшегося от СССР, может представлять интерес. «Бывший командующий силами обороны Эстонии Александр Эйнсельн проговорился о том, что на борту «Эстонии» перевозили российское оружие. Правда, в его изложении это была не электроника, а некая ракетная установка. По некоторым данным, на наличие российского вооружения на борту «Эстонии» намекал и начальник Тапаского учебного центра полковник Урмас Роозимяги», – писала газета «Молодежь Эстонии».

Возможно, речь шла вовсе не об оружии. Видеозапись запечатлела, как в ходе одного из погружений к затонувшему парому водолазы проникли в каюту капитана. Однако интересовали их не корабельные документы, а чемоданчик ночевавшего в каюте пассажира по имени Александр Воронин. «Это то, что мы ищем?», – спрашивает водолаз. «Имя Александра Воронина связывают с контрабандой оружия и российских космических технологий на Запад», – писала «Газета.ру». А эстонский журналист Виркко Лепассалу отмечал: речь могла идти о транспортировке документации по созданию миниатюрного ядерного реактора, разработанного для спутника «Топаз-2».

Скандал, который никому не нужен

Итогом всех этих признаний стало то, что эстонский парламент создал специальную комиссию по изучению причин катастрофы. В декабре 2006 года она выпустила отчет, в котором прямо утверждалось: на затонувшем пароме действительно осуществлялась транспортировка некоего советского оборудования военного назначения!

Теперь, казалось бы, должны последовать следующие шаги: тщательное изучение корпуса судна, поиск следов взрывчатки, установление виновных. Однако ничего этого не происходит. Наоборот, Швеция выступает с инициативой залить «Эстонию» бетоном. При этом становится известно, что из архивов шведского судоходного департамента пропали видеозаписи осмотра корпуса парома. Куда и как – неизвестно.

А ведь многие ждали, что вот-вот прозвучит заявление: «Эстонию» утопили российские спецслужбы, для того чтобы предотвратить вывоз военных секретов! Почему же этого не случилось? Похоже, что в Таллине, а также в других столицах вдруг поняли: уже сказано слишком многое. И если расследование пойдет дальше, есть риск выйти в итоге на самих себя.

В своем отчете комиссия настаивала: транспортировка оружия проводилась без ведома эстонских властей. Однако депутат Эвелин Сепп отказалась подписывать документ, заявив: экс-премьер страны Март Лаар на самом деле все знал. «Лаар снова и снова лжет и со спокойным сердцем принимает от шведского государства плату за молчание», – прокомментировала она. Вот и экс-глава шведской военной разведки MUST Эрик Розандер признался членам комиссии: военная техника перево­зилась на пароме по просьбе эстонской стороны.

А куда же она направлялась? Все очень просто, уверял адвокат родственников погибших на «Эстонии» Хеннинг Витте – Швеция была только страной-транзитером, все оборудование вывозилось в США. Стокгольм в данном случае лишь выступал на подтанцовке у Вашингтона. Тут, кстати, можно вспомнить, кто в тот период возглавлял минобороны Эстонии. Эстонец по крови генерал Александр Эйнсельн всю свою жизнь был гражданином США и офицером американской армии. После обретения прибалтийской респуб­ликой независимости он вдруг почувствовал прилив патриотизма и отправился на малую родину командовать ее войсками. Или же, что точнее, был назначен на этот пост из Вашингтона?

Потому решение прекратить расследование вполне понятно. Белому дому на фоне вспыхнувшей дружбы с Москвой явно не нужен был скандал, связанный с незаконным вывозом российских военных секретов. Потому Таллину и Стокгольму вполне могли приказать успокоиться и впредь не педалировать тему гибели парома.

Потому вопросы, что произошло с «Эстонией» и кто отправил ее на дно, так, видимо, и останутся без ответа. Одни кивают на российские спецслужбы, предотвратившие таким образом кражу военных тайн, другие – на англичан, якобы решивших показать, что дележка «пирога» с секретами в обход Лондона им не по нраву. Упоминавшаяся уже Ютта Рабе полагает, что крушение могли организовать американские оборонные компании. Дескать, поток секретных разработок из бывшего СССР оказался таким богатым, что в Пентагоне решили сократить бюджеты на дорогие исследования. Американские «оружейные бароны» испугались, что потеряют деньги, и решили пойти ва-банк. Что ж, правду никто теперь не узнает. Прежде всего потому, что в ней, похоже, никто не заинтересован.