«Вы действительно думаете, что человек, который занимается ресторанным бизнесом, имея даже какие-то хакерские возможности, имея какую-то частную фирму в этой сфере, может повлиять на выборы в США или в какой-то европейской стране?», - ответил Владимир Путин
на вопрос австрийского телевидения о возможном вмешательстве России в президентские выборы в США. Несмотря на то, что российский президент старался приуменьшить влиятельность своего любимого повара Евгения Пригожина, факты свидетельствуют об обратном. Частные интересы ранее судимого за мошенничество, разбой и вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность Пригожина учитываются даже при заключении международных договоров.
Как стало известно The Bell, после встречи Владимира Путина и Дмитрия Медведева с президентом Судана Омаром аль-Баширом фирма, связанная с Евгением Пригожиным, занялась поисками драгоценных металлов в этой стране. В ноябре в присутствии Медведева и аль-Башира малоизвестная компания «М инвест» подписала соглашение о получении в концессию несколько участков на разведку и добычу золота в Судане. Специалисты компании уже отправились в эту страну, их сопровождают бойцы ЧВК «Вагнера», которую также связывают с Пригожиным.
Встреча Путина с президентом Судана состоялась в конце ноября 2017 года в сочинской резиденции «Бочаров Ручей». Эти переговоры обслуживала кейтеринговая компания Пригожина «Конкорд М». Тогда же с аль-Баширом встретился Медведев. На сайте правительства говорится, что по итогам переговоров было подписано несколько соглашений, в том числе концессионные соглашения на добычу золота между министерством минеральных ресурсов Республики Судан и ООО «М Инвест». Подразделение этой фирмы в Судане под названием Meroe Gold уже приступило к разведке месторождений в Судане, рассказали два источника, знакомых с ходом ноябрьских переговоров. Оба утверждают, что «М Инвест» представляет интересы Пригожина. На это же обращает внимание издание «Генлайн» в своем блоге на Medium.
Разведка ведется на пяти участках, всего в работах задействовано около 50 геологов и других специалистов, говорит один из собеседников The Bell. На какой объем добычи рассчитывает компания – непонятно. По состоянию на 2016 год Судан занимал третье место по добыче золота в Африке с объемом производства свыше 90 т в год. По данным китайского агентства «Синьхуа», в прошлом году добыча в Судане превысила 100 т.
При этом гражданская война в Судане почти не прекращалась с момента обретения страной независимости в 1956 году. После переговоров аль-Башира с российскими властями, в Судан отправились не только российские геологи, но и сотрудники частных военных компаний (об этом в декабре писала Русская служба Би-би-си). Наемники ЧВК «Вагнера» сейчас тренируют военные подразделения правительства Судана, утверждают информированные источники, в том числе из конкурирующих структур. Один из них уточнил, что численность контингента превышает сотню человек. Занимаются ли они охраной участков, которые получила в концессию «М Инвест», и гражданских специалистов, прибывших из России, – выяснить не удалось. Но такую схему работы структуры Пригожина уже опробовали в Сирии: там они рассчитывают на четверть добычи нефти и газа с месторождений, которые отвоевываются и охраняются силами ЧВК. Считается, что самые крупные потери (около 300 человек) частная военная компания понесла 9 февралы при попытке захвата одного из нефтеперерабатывающих заводов.
Евгений Пригожин знаком с Владимирым Путиным еще по Петербургу – там предприниматель занимался развитием ресторанного бизнеса, Путин бывал в его заведениях. В последние годы компании Пригожина обслуживали управделами президента и получали крупные контракты от министерства обороны. Пригожин с конца 2016 года находится под американскими санкциями, а недавно США обвинили его и десяток сотрудников так называемой «фабрики троллей» во вмешательстве в американские выборы. Считается, что Пригожин спонсировал и ее создание.
В октябре прошлого года президент США Дональд Трамп принял решение исключить Судан из списка «стран-спонсоров терроризма» полностью отменить экономические санкции в отношении Судана, введенные почти 20 лет назад, что значительно увеличило инвестиционную привлекательность страны. По данным агентства «Руспрес», Омар аль-Башир платил британским PR-компаниям за улучшение своего международного имиджа после обвинений в развязывании гражданской войны и геноциде во время конфликта в регионе Дарфур.